Автор: Елена Мачульская
21 февраля 1613 года 16-летний Михаил Федорович решением Земского собора был избран на царствование и сделался родоначальником династии Романовых. После смутных времен в Москве, наконец, воцарился государь, избранный «не человеческим многомятежным хотением, а Божиим изволением».
В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. Теперь нужно было восстановить в стране государственную власть. Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце.
В конце 1612 года на Собор в Москву съехались выборные представители разных сословий — свыше 800 человек из 58 городов. Разумеется, прежде всего это были бояре, дворяне и священнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов донские казаки и черносошные (лично свободные) крестьяне. Этот Земский собор был наиболее многочисленным и представительным по составу в сравнении с предшествующими. Причем перед собором, которому надлежало фактически определить дальнейшую судьбу страны, объявили трехдневный пост.
Земский собор начал свою работу 16 января 1613 года. Представители «всея земли» аннулировали решение предыдущего Собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».
Заседания проходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора назвали десять имен: Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.
Выбор в итоге пал на юного Михаила Романова. Михаил Федорович родился в 1596 году в семье боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны. Приходился внучатым племянником Ивану Грозному и двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви Рюриковичей Федору Ивановичу.
По мнению ряда историков, решающую роль в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые именно в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков тогда возникло движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем — келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Романова.
При избрании на престол участники Земского собора учитывали родство Романовых с Рюриковичами — восторжествовала извечная идея «природного» царя.
Сказалась и безупречная репутация: род Романовых, выбитый из политической жизни еще при Борисе Годунове, не принимал практически никакого серьезного участия в политических делах и событиях Смутного времени. Романовы не запятнали себя и сотрудничеством с поляками, в отличие от того же Федора Мстиславского, участвовавшего в избрании царем польского королевича Владислава.
После того как Земский собор принял решение о призвании на русский престол Михаила Федоровича, в Кострому в Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым.
Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. Земский собор обратился к избраннику с такими словами: «Всяких чинов всякие люди бьют челом тебе, великому государю, умилиться над остатком рода христианского, многорасхищенное православное христианство Российского царства от растления сыроядцев, от польских и литовских людей, собрать воединство, принять под свою государеву паству, под крепкую высокую свою десницу, всенародного слезного рыдания не призреть, по изволению Божию и по избранию всех чинов людей на Владимирском и на Московском государстве и на всех великих государствах Российского царствования государем царем и великим князем всея Руси быть и пожаловать тебе, великому государю, ехать на свой царский престол в Москву и подать бы нам благородием своим избаву от всех находящих на нас бед и скорбей, а как ты. государь, на своем царском престоле будешь на Москве, то, послыша про твой царский приход, литовские люди и все твои государства недруги будут в страхе, а Московского государства всякие люди обрадуются».
В истории и памяти народной царь Михаил Федорович остался государем справедливым и милостивым.
Отличительной чертой правления Михаила Федоровича было то, что он старался избегать жестокости и раз и навсегда заведенного порядка. Хотя для управления городами и был введен институт воевод, по просьбе горожан их могли заменить выборными представителями земской знати — губными старостами. Был наконец упорядочен сбор податей. Единицей обложения стали количество земли и особые заведения (мельницы, торговые лавки, пекарни). Для точного учета были составлены писцовые книги, что ограничивало произвол сборщиков налогов.
С избранием Михаила Романова политический кризис в стране закончился. При Михаиле Федоровиче стали появляться новые города, начался поиск полезных ископаемых, появились медеплавильные, железорудные, кирпичные и другие заводы. Продолжилось освоение Сибири.
Начался подъём экономики, Усиливалась специализация сельского хозяйства, расширился обмен товарами между отдельными районами страны, постепенно создавалась единая экономическая система.