Автор: Владимир Дасковский

4 января 2022 года в городе Новороссийск Кубанское региональное отделение «Союза историко-просветительских обществ «Наследие Империи» приняло участие в научно-практической конференции: «Тридцатилетие возрождения казачества в России: итоги и перспективы».

Конференция была организована казачьей общиной «Черноморская Казарла» при поддержке Новороссийской городской Общественной Палаты.

В мероприятии приняли участие как представители казачьих организаций Юга России, так и общественники, историки из нескольких регионов России. В ходе научно-практической конференции прозвучали доклады по тем вопросам, которые сейчас волнуют не только казачью общественность, но и общественные организации, занимающиеся историко-просветительской деятельностью и сохранением исторической памяти.

С докладами выступили:

— Николай Лысенко, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСО-Алания, г. Москва. Тема доклада: «Генезис «казачьего» законодательства Российской Федерации».

— Андрей Дюкарев, кандидат исторических наук, г. Краснодар. Тема доклада: «Мемориальная политика и практика исторической памяти Кубанского казачества 1990 – 2020 гг.»

— Галина Кольцевая, краевед, г. Новороссийск. Тема доклада: «Эксперименты с историей. Улицы Новороссийска рассказывают».

— Виктория Кармалюк, краевед, г. Новороссийск, станица Раевская. Тема доклада: «К вопросу о сохранении историко-культурного наследия казаков. Казачья Управа в станице Раевской».

— Иван Юрченко, кандидат исторических наук, доцент, научный и технический редактор журнала «Вестник», г. Москва. Тема доклада: «Проблема этничности казаков в российской и мировой науке».

— Владимир Дасковский, руководитель Кубанского отделения «Союза историко-просветительских обществ «Наследие Империи», г. Новороссийск. Тема доклада: «Исторические основы возрождения национального самосознания».

— Николай Ерёмичев, кандидат юридических наук, президент Федерации рубки шашкой «Казарла», г. Москва. Тема доклада: «Опыт создания спортивной федерации как формы сохранения духовной и материальной культуры казаков».

Так же большой интерес вызвало выступление руководителя Общественной Палаты г. Новороссийска С. М. Цымбала. В своём выступлении Сергей Цымбал особо подчеркнул, что сейчас как никогда нам нужен стабильный гражданский мир и как должны взаимодействовать между собой люди разных национальностей и вероисповедания.

За организацию и проведение Конференции хочется выразить отдельную благодарность Андрею Рудику, краеведу, эксперту Новороссийской Общественной Палаты.

По итогам Конференции планируется выпустить сборник с докладами и материалами участников. На научной конференции была принята резолюция, с которой будут ознакомлены все заинтересованные организации и административные органы.

РЕЗОЛЮЦИЯ

научно-практической конференции

«Тридцать лет возрождения казачества России: итоги и перспективы»

Казачья общественность, представляющая различные слои коренного населения Кубани, рассмотрела важнейшие аспекты современного этнокультурного и социального положения народа казаков в рамках работы научно-практической конференции «Тридцать лет возрождения казачества России: итоги и перспективы». Итогом предпринятых научных исследований и состоявшегося общественного обсуждения является констатация следующих фактов:

1. Более 30 лет, прошедших с момента объявления о реабилитации казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности, не привели к фактической реабилитации казацкого этносоциума России. Легитимно утвержденные положения Закона Российской Федерации от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и Закона Краснодарского края от 09.10.1995 № 15-КЗ «О реабилитации Кубанского казачества» в значительной степени остаются неисполненными.

2. Механизм реальной этнополитической реабилитации, эффективность которого в полной мере доказана процессами фактической реабилитации также репрессированных Советским режимом некоторых неславянских народов СССР, в отношении народа казаков так и не был приведен в действие. Реальные реабилитационные процессы в отношении казацкого этносоциума были подменены импульсивными, непродуманными, зачастую противоречивыми действиями в рамках курса по так называемому «возрождению казачества». Изначально зафиксированные в нормативных документах РСФСР приоритетные векторы по этнокультурной, административно-территориальной и политической реабилитации казаков были подменены созданием сообщества квазиказачьих «некоммерческих организаций», членами которых могут быть граждане любых национальностей, объединенные, в основном, желанием найти дополнительный заработок, исполняя военно-полицейские функции.

3. Государственный курс по навязыванию казацкому этносоциуму в качестве безусловного социального приоритета архаичных полицейско-охранных функций следует признать глубоко ошибочным. Отсутствие практики государственной поддержки этнокультурного развития казацкого этносоциума на фоне методичного создания некоего «квазисословия» в виде сообщества реестровых псевдоказачьих организаций уже привело к крайне негативным последствиям. Продолжение этого порочного государственного курса чревато, уже в среднесрочной перспективе, катастрофичным результатом. Наделение так называемых «казачьих войск» функцией охраны правопорядка фактически вступает в противоречие с базовыми положениями Конституции Российской Федерации.

4. На всей территории Российской Федерации должна быть безусловно прекращена порочная практика использования этнонима «казак» для наименования физических и юридических лиц, не имеющих прямой исторической и наследственной (генетической) связи с культурно-этнической общностью казаков (народом казаков). Право именовать себя «казаком», а свои организации или объединения «казачьими» может принадлежать только лишь прямым потомкам народа казаков (казачьей культурно-этнической общности), которые обоснованно могут указать свое родословие по прямой восходящей линии от реальных казачьих предков. Данное право на обретение казачьей этничности может быть доказано, при необходимости, в судебном порядке.

5. Представляется целесообразным, чтобы все организационные квазиказачьи структуры, входящие в Государственный реестр так называемых «казачьих войск» Российской Федерации, изменили титульные наименования, убрав из них слово «казачий» и его производные. В качестве измененного названия этих организаций, при полном сохранении соответствующих функций, возможно, например, использовать наименование «войска» или «подразделения (части, организации и т.д.) территориальной самообороны». Можно предположить, что такое решение обеспечит приток в такие организации большого числа патриотических настроенных граждан многонациональной России, которые хотят и готовы выполнять добровольные функции по охране правопорядка, но при этом не относят себя ни к народу казаков, ни к так называемому «казачеству».

6. Во всех административных регионах Российской Федерации, которые ныне находятся в границах бывших одиннадцати Казачьих Войск Российской Империи, День памяти геноцида казаков – 24 января – должен быть внесен в календарь памятных дат и признан нерабочим днем поминовения и скорби.

7. На территории Кубани (Краснодарского края) в рамках реалистичного курса по преодолению создавшегося, крайне нездорового положения с так называемым «возрождением казачества», должны быть предприняты следующие меры:

– должны быть безусловно обеспечены требования реабилитационных законоположений в части возвращения исторических наименований казачьим поселениям и административно-территориальным образованиям. (Например, на карте Кубани должна появиться станица Уманская – вместо т.н. «Ленинградской», станица Поповичевская – вместо т.н. «Калининской» и т.д. Реабилитационный список по возвращению исконной казацкой топонимики весьма обширен);

– на территории Кубани (Краснодарского края) должна быть осуществлена планомерная целевая программа в области возвращения исторической топонимики в целом. (В частности, должны быть восстановлены исторические наименования улиц, площадей, парков и скверов, которые ранее носили имена казаков, внесших значительный вклад в развитие Кубани и России);

– на территории Кубани (Краснодарского края) должна быть безусловно прекращена практика сознательного (или ситуационного) уничтожения объектов казацкой культурно-исторической среды. (В частности, один из вопиющих фактов такого уничтожения – снятие мемориальной доски с родового дома казаков Науменко в ст. Петровской). Недопустимо и должно безусловно пресекаться волюнтаристское изменение традиционных казацких наименований в хуторах и станицах. (Например, недопустимо навязывание словосочетаний «сельский клуб», «сельская школа» вместо традиционных форм «станичный клуб», «станичная школа» и т.п.);

– в качестве наименований для новых улиц и других значимых объектов социальной инфраструктуры на территории Краснодарского края должны в приоритетном порядке рассматриваться наименования, обладающие казачьим смысловым контентом;

– на территории Кубани (Краснодарского края) должна быть решительно прекращена практика увековечивания памяти политических деятелей большевистского режима, которые с целью захвата власти и проведения авантюрных социальных экспериментов ввергли Россию в братоубийственную Гражданскую войну. Миллионы человеческих жизней, немыслимые разрушения, разбазаренное национальное достояние многих поколений россиян – такую страшную цену заплатила Россия за кровавый опыт большевизма. В этой связи нельзя примириться с установкой в Краснодаре памятника «Ленин и матрос», памятника одному из наиболее кровавых палачей народа казаков – Дзержинскому и т.д.

– на территории Кубани (Краснодарского края) в приоритетном порядке должен быть разработан механизм обеспечения обязательного представительства казаков (как коренной для Кубани малочисленной культурно-этнической общности) – в органах исполнительной и законодательной власти Краснодарского края всех уровней.

Общее собрание Оргкомитета докладчиков и участников научно-практической конференции «Тридцать лет возрождения казачества России: итоги и перспективы».

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: