Автор: Агидель Епифанова.
В Москве репетируют ежегодный парад Победы. На телевидении сменяют друг друга однообразные глянцевые поделки «про войну», в последние годы снимаемые в количествах, много превосходящих времена «позднего брежневизма». И какие-нибудь певцы и певицы вновь будут опошлять песни, рождённые самой душой народной. И, конечно, в который раз услышим мы «этот праздник со слезами на глазах». В этом году – вот уж действительно!..
В отличие от парадов и официальных мероприятий не будет на сей раз шествия «Бессмертного полка», начинавшегося несколько лет назад как народная акция. Из соображений ли безопасности или по причинам иным, не вполне ясно. В Донецке и Луганске в минувшие годы на шествиях этих многие несли не фотографии дедов и прадедов, но отцов, братьев, мужей, сыновей… Нового «Бессмертного полка». В нынешнем году эта горькая традиция могла бы перенестись и на улицы городов российских.
Недели две назад мне привелось побывать в одной деревне, прилежащей к Москве области. В те дни на местном погосте хоронили погибшего бойца, из мобилизованных. Пара чинов военкомата, несколько односельчан, убитая горем мать… «Пал смертью храбрых»… На том сельском погосте это уже четвертая солдатская могила. На кладбище одного села, где и жителей-то… «Сколько их в то дальнее село мальчиков безусых не пришло…» Здесь, над этими свежими могилами, будет тихо 9 мая. И не будут петь про «за ценой не постоим» и «одну на всех победу».
О цене победы той до сих пор говорят нам обелиски, стоящие у таких же обезлюженных сел, на которых выбиты имена погибших героев-сельчан. Целые семьи подчас. Тогда при всём, выражаясь термином Астафьева, «браконьерстве русского народа» хотя бы и впрямь была «одна победа». В том смысле, что всем было очевидно, что война будет до победного конца, что цель войны – победа, что победа – это полный разгром и капитуляция врага. Без вариантов. Теперь у нас официально даже и войны-то нет. Этого слова у нас – уже традиционно – боятся. Не было войны в Чечне, была «КТО», нет войны на Украине, есть «СВО». Кого хотят обмануть этими аббревиатурами? Можно назвать войну «операцией», можно засекретить цифры потерь, но никуда не спрячешь могил на русских кладбищах, фотографий погибших по месту службы, учебы… В интернете, наконец. Как во времена Афганской войны, куда более «скромной» по масштабам в сравнении с нынешней, не удавалось скрыть цинковых гробов…
Под сообщениями о погибших то и дело возникают высокоумные дезертиры с комментариями «глупо поступили»! Да, конечно, по меркам «умных людей» это очень глупо – вместо того, чтобы преспокойно «жить и жрать» (изящнее говоря, «хорошо работать и зарабатывать», как ещё в 2014-м рекомендовал один деятель), пойти в кровь и грязь и погибнуть… за что? «Умным людям» не понять, что помимо привычных жизненных ориентиров есть ещё такое понятие, как совесть. И не всем она позволяет вести привычный мирный образ жизни, когда другие воюют, другие погибают. «Почему они должны, а ты нет?» — вопрошает совесть. «Почему кто-то другой должен за тебя принимать бой?» Не все могут выдержать эти вопросы и отсидеться «на своих базах» за чужими спинами. Да и отсиживание, как показывает история, отнюдь не всегда оказывается оправданной стратегией. Помните ли вы пиры во время чумы в том же Ростове, когда истрепанные роты добровольцев из последних сил пытались сдержать натиск красных полчищ? Пировавшие и хороняки, прятавшиеся по подполам своих хат, в итоге закончили в большинстве своем весьма скверно. Сражавшиеся погибли сражаясь. Хоронившихся перебили как баранов… Вот оно, гумилевское «несравненное право самому выбирать свою смерть».
«Глупо!» — высокомерно бросают «умники», глядя на фотографию погибшего студента, отказавшегося от отсрочки. Только вот этой «глупостью», этой «жертвой вечерней» обесцениваются все умничанья, потому что жертва всегда будет выше, чем высокоумная болтовня надменных дезертиров. При этом я воздержусь клеймить позором тех, кто уклонился. Воздержусь, потому что… в условиях «войны нет», на фоне Медведчука – «пророссийского лидера», кормящего тортом головорезов Абрамовича, который одновременно и представитель РФ и пособник Зеленского, зерновых сделок и прочих «странностей не-войны» очень трудно требовать от людей самоотречения и жертвы. Потому что при всем неприятии риторики «умных людей» никуда не деться от вопроса : «За что?».
У нынешней «не-войны» нет официально и четко сформулированных целей. И даже те, что заявлялись, успели поменяться по несколько раз. Нет уверенности в том, что в решительный момент не последует очередного «Минска», что, если где-то поднят российский стяг и написано «Россия здесь навсегда», то Россия действительно здесь навсегда, а не на пару недель-месяцев, после чего последует некая перегруппировка сил, в результате которой на оставленных территориях русских начнут бросать в тюрьмы, привязывать к позорным столбам и подвергать прочим преследованиям… Нет идеологии. Хуже того, последняя, сперва подмененная спекуляцией на подвиге дедов, которые воевали, и залихватским «можем повторить!», выродилась в результате в насаждение гнуснейшего необольшевизма. Один из главных рупоров официальной пропаганды Подоляка намедни изволил отметить день рождения Ленина, и при том заявил, что патриарх Тихон никаких гонений на Церковь не замечал. (Про анафему товарищ не то впрямь не слыхивал, не то скромно умолчал, держа своих зрителей-читателей запоследней степени быдло). На фоне гонений на Церковь, идущих на Украине, в РФ откровенно реабилитируют её прежних гонителей…
Да, нельзя не признать, что на таком фоне вопрос «за что? » напрашивается сам собой – даже у очень патриотично настроенных людей. Однако тем выше жертва наших воинов. Ибо они сражаются и гибнут – за честь и за други своя, не «благодаря», а «вопреки». Много легче сражаться, зная конечную цель, зная, что отворота от неё не будет, чувствуя за собой твердость и решимость государства и укрепляясь единением с тылом. И погибать, зная, что жертва твоя послужит победе и славе Отечества, а не станет пресловутой «ступенью в бесконечные пропасти», легче. Но нет этого облегчения сражателям нашим, и потому, повторюсь, ещё выше и святее их подвиг.
Надменные «умники», из которых немало и как будто бы верующих, не в силах постигнуть той святости. Они, даже осеняя себя крестным знаменьем и ходя на службы, живут сугубо мирскими мерками. И не понимают, что там, перед верховным Судией, «глупые» предъявят раны свои, жертву свою, а что предъявят «умные», судившие их здесь? Лжемудрование слов, почерпнутых из книг? Но слова никогда не перевесят безмолвной жертвы на истинных весах.
А возвращаясь от подвига высшего к земным вопросам, нельзя не пожелать, чтобы уже прекратилась бессовестная спекуляция на победе 78-летней давности, но явились бы победы новые, безоговорочные, настоящие. Победы, которые и по меркам мирским оправдают принесенные жертвы, не дав исполниться горьким словам предательски убитого атамана Павла Дрёмова, сказанным им незадолго до гибели: «Все жертвы напрасные…» Не надо очередных парадов с картонными «арматами». Не надо набивших оскомину пустых речей. Не надо натужного «патриотизма» официальных концертов. Давайте молитвенно почтим и поклонимся памяти павших тогда и сейчас и во имя этой памяти сделаем, наконец, всё, чтобы жертвы святые не стали напрасными.