— 1797 г. Введение телесных наказаний
Император Павел I отменил 2 января 1797 года статью Жалованной грамоты, запрещавшей применять телесные наказания к дворянскому сословию. Были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения.
— 1814 г. Открылась Императорская Публичная библиотека
Открылась Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге, ныне носящая имя Салтыкова-Щедрина. Это была первая в России крупная публичная библиотека.
Перед ней была поставлена цель создать «полное собрание российских книг», как изданных с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенных на русском языке за рубежом. Предусматривалось также собирание книг о России, изданных на иностранных языках.
Императорская библиотека была открыта для всех, всякий читатель «имел свободный вход в оную, какого бы звания или чина он ни был». А.Н.Оленин — первый директор публичной библиотеки — писал в августе 1814 г.: «Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие… и пользоваться ими безмездно, не унося их токмо домой».
— 1833 г. † Преставление и второе обретение мощей (1991 г.) прп. Серафима Саровского чудотворца
В миру Мошнин Прохор Исидорович (Сидорович), великий православный святой, духовный мыслитель.
13 августа 1786 г. он был пострижен и назван при этом Серафимом. Ему было тогда 27 лет. По общему свидетельству, он был необычайно мужественного телосложения, несмотря на воздержание и перенесенную болезнь. Лицо его отличалось особым благообразием. Осенью того же года он был рукоположен в сан иеродиакона.
Через год после своего рукоположения в 1794 г. он получил от своего наставника разрешение оставить монастырское общежитие и начать подвиг отшельнической жизни, который ему было суждено продолжать до 1825 г.
Взяв с собой Священное Писание и Правило св. Пахомия, которое он имел обыкновение читать ежедневно, Серафим удалился в лес, в маленькую хижину без окон, в пяти верстах от монастыря. Питался он одним черствым хлебом, доставлявшимся ему в определенные сроки, да овощами, которые он сам выращивал и приготовлял. Впоследствии он и овощи перестал есть и питался одной горькой травой — «сниткой». По нескольку дней в неделю, в особенности по средам и пятницам, он не ел вообще ничего. Несмотря на такое слабое питание, он днем занимался тяжелым трудом дровосека или чтением, а ночи посвящал молитве и размышлению, без освещения и без огня, даже в самые суровые зимы; спать позволял себе лишь самое короткое время, прямо на голом полу.
С 1804 по 1807 г. Серафим прервал свои обычные работы и, найдя в лесу большой камень, начал новый этап своей духовной жизни. Он стал столпником. Три года (тысячу ночей, говорит предание), когда мир потрясали войны и триумфы Наполеона и Александра, Серафим провел на коленях на камне с воздетыми к небу руками, беспрестанно повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!»
Что касается духа мира, то известны следующие слова преподобного: «Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».
25 марта 1832 г. прп. Серафим удостоился видеть нисхождение на землю Пресвятой Богородицы. Он сам говорил, чем была для него Божия Матерь: «Радость всех радостей».
Жизнь «батюшки Серафима» приходила к концу. Божия Матерь ждала его. Давно уже он сам изготовил себе гроб, выдолбленный в дубовом стволе. Теперь он начинал чувствовать, что силы уходят… «Жизнь моя сокращается, говорил он, — духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв». И добавлял: «Когда меня не станет — вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Как живому, все и расскажите! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду во веки!».
Преподобный иеромонах Серафим Саровский был найден коленнопреклоненным с крестообразно сложенными руками перед иконой Божией Матери «Умиление». Его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя. Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле с правой южной стороны от алтаря Успенского собора.
Сразу после смерти Серафим был буквально канонизирован гласом народным задолго до торжественной канонизации, которая состоялась через 70 лет, 19 июля 1903 г., в присутствии Царской семьи и огромного множества народа, собравшегося со всех концов России.
— 1892 г. Из письма Государя Александра III
Прочитав доклад Победоносцева о внешней политике, Государь Александр III написал ему: «Я Вас очень благодарю за доброе намерение, но никогда Русские Государи не обращались к представителям иностранных государств с объяснениями и заверениями. Я не намерен вводить этот обычай у нас, из года в год повторять банальные фразы о мире и дружбе ко всем странам, которые Европа выслушивает и проглатывает ежегодно, зная хорошо, что все это пустые фразы, ровно ничего не доказывающие».
— 1893 г. Назначение Цесаревича Николая Александровича
Цесаревич Николай Александрович вступил в командование 1-м батальоном лейб-гвардии Преображенского полка.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович