— 1625 г. Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе Царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633 гг.) и Царю Михаилу.​ ​Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.​ ​ Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.​ ​В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

 

— 1711 г. Письмо царя Петра I в Сенат​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​ «Господа Сенат! Извещаю вам, что я со всем​ своим​ войском без вины и погрешности нашей, но единственно только ​ по​ ложным известиям, в семь крат сильнейшею турецкою силою​ так​ окружен, что все пути к пресечению​ провианта​ пресечены,​ и​ что​ я​ без особливые Божий помощи ничего иного предвидеть не​ могу,​ кроме совершенного поражения или что я впаду в​ турецкий ​ плен.​ Если случится сие последнее, то вы должны меня почитать своим​ царем и государем и ничего не исполнять, что​ мною,​ хотя​ бы​ то​ по собственному повелению от нас, было требуемо, покамест я сам не явлюся между вами в лице моем. ​Но если я погибну,​ и​ вы​ верные известия получите​ о​ моей​ смерти,​ то​ выберите​ между​ собой достойнейшего мне в наследники».

 

1774 г. Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией

​В небольшой болгарской деревне Кучук-Кайнардже на правом берегу Дуная Петром Александровичем Румянцевым и верховным визирем Муссун-заде Мегмет-пашой был подписан мирный договор России и Турции, по которому к России отходили земли от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Черное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Русские торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданелы наравне с английскими и французскими. Турция выплачивала России контрибуцию в четыре с половиною миллионов рублей. Историческая задача выхода России в Черное море наполовину была решена. В мирном договоре об этом было сказано так: «Арт.З. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом… ​ Арт.19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керченской границе до урочище Бугак и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи». Давалось прощение всем христианам, восставшим против турок, а русским посланникам предоставлено было право защищать жителей Молдавии и Валахии и всех христиан от притеснений в Турции.

 

— 1775 г. Почести графу Петру Александровичу Румянцеву

​Императрица Екатерина II в день мирного торжества 10 июля 1775 года пожаловала графу Петру Александровичу Румянцеву: наименование Задунайского, для прославления через то опасного перехода его через Дунай; грамоту с прописанием побед его; за разумное полководство: алмазами украшенный фельдмаршальский жезл; за храбрые предприятия: шпагу, алмазами обложенную; за победы: лавровый венок; за заключение мира: масличную ветвь; в знак Монаршего благоволения: крест и звезду ордена св. Апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами; в честь его и для поощрения примером его потомства: медаль с его изображением; для увеселения его: деревню в пять тысяч душ в Белоруссии; на построение дома: сто тысяч рублей из Кабинета; для стола: серебряный сервиз; на убранство дома: картины. Этого мало: Императрица Екатерина II умела и наградам своим придавать оттенки для возвышения заслуг и самой благодарности. В списках удостоенных 10 июля Монаршего благоволения первое место занимал по старшинству князь Александр Михайлович Голицын, второе Румянцев, но Государыня хотела отличить последнего перед первым и собственною рукой прибавила к его титлу слово «Господин», между тем как Голицын наименован просто генерал-фельдмаршалом! Она желала, чтобы Задунайский, по примеру римских полководцев, имел въезд в столицу через триумфальные ворота на колеснице: скромный герой, привыкший к лагерной жизни, отказался от почестей и еще более явил себя великим в глазах соотечественников!

 

— 1914 г. Открытие обелиска в память 300-летия царствования Дома Романовых

17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской городской управе был поднят вопрос о сооружении в связи с юбилейной годовщиной памятного обелиска, наподобие имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В 1912 году был проведён конкурс проектов. Комиссия остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С.А.Власьева, поскольку проект-победитель конкурса не был утвержден по причине дороговизны. Стоимость работ по возведению обелиска составила почти 50 тыс. рублей, которые ассигновала Московская рородская Дума. Первоначально открытие памятника хотели приурочить к юбилейной дате 21 февраля 1913 года, затем к приезду Императорской четы в Москву в конце мая 1913 года, но в итоге Царь только лишь в мае ознакомился с проектом, будучи в Городской думе, и одобрил его. Торжественная закладка состоялась 18 апреля 1914 года, а 10 июля обелиск в память 300-летия царствования дома Романовых был торжественно открыт. Обелиск из серого финского гранита был увенчан двуглавым орлом, на основании монумента был изображён Георгий Победоносец и малые гербы губерний и областей России в щитках, а кроме этого — гербы Великих княжеств. Вверху обелиска располагался герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже были написаны имена Царей и Императоров из дома Романовых, от Михаила Федоровича до Николая II. Изначально обелиск находился у входа в Верхний сад.

После Октябрьской революции Романовский обелиск, по предложению В. И. Ленина, решили оставить, но переделать его содержание: в 1918 году на месте имён Романовых были вырезаны имена 19 революционных мыслителей всех времён и народов, остальные же атрибуты прежней власти ликвидированы. Орёл с вершины и гербы с основания были сняты (картуш и щитки от гербов сохранились; в центральном картуше, где находилось изображение Георгия Победоносца, размещена надпись «Р. С. Ф. С. Р.», ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Следы от затёртых гербов и сегодня хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. Переделанный советскими властями памятник получил и новое название — «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Архитектором изменений стал Н.А.Всеволожский. В 1966 году монумент был перенесён в центр Верхнего сада (Александровский сад), к гроту «Руины», где и находится сегодня, расположен между гротом и Средней Арсенальной башней. Ближайшая станция метро — Александровский сад.

В 2013 г. монумент был разобран и отреставрирован в первоначальном виде, без имен революционеров. 10 июня 2014 года состоялось торжественное открытие памятника.

 

— 1922 г. Открытие Приамурского Земского Собора во Владивостоке

​Земский Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих Русских людей Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России.​ ​В Земском Соборе принимали участие выборные не только от местного, Уссурийского и Амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск.

Земский Собор впервые за пять лет смуты, принял курс на восстановление Русской государственности в ее исконной Православно-Самодержавной форме.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

— 1926 г. † Виктор Михайлович Васнецов

​Родился 3​ ​ мая​ 1848, в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губернии.​ Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат​ — художник Аполлинарий Васнецов. Учился в Академии художеств в г. Санкт – Петербурге. Получил заказ расписать строящийся в Киеве кафедральный Владимирский собор. В 1885—91 гг. работал в Киеве над росписью собора, по окончании работ в 1893 г. был избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке в 1898 г. Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современники. Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка, т. к. считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой».

​Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1—7 октября 1906 г. постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была выполнена Васнецовым и иконописцем В.П.Гурьяновым и освящена митрополитом Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г., ​ в день открытия IV Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве (26 апреля—1 мая 1907 г.). ​ Васнецов был автором памятника на могиле одного из вождей монархического движения В.А.Грингмута. Выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

23 июля 1926 г.​ скончался в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В.Нестерова.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: