Автор: Татьяна Арсентьева
Татьяна Гавриловна Арсентьева — русский православный педагог, проживающая в городе Зарайске Московской области, — подготовила статью о Царе-Мученике Николае ІІ для районной Зарайской газеты, обычно публикующей статьи Татьяны Гавриловны. Но на сей раз в публикации именно этой статьи автору было отказано. Мы решили опубликовать эту работу простого и честного русского человека, нашего единомышленника, как и многие другие, с искренним благоговением и любовью относящегося к светлой памяти святого Государя Николая Александровича.
Ни для кого не секрет, что история Отечества в период советской власти была тотально и грубо искажена. В особой степени это касалось великих людей нашей страны, которых иногда представляли в образе тиранов или, напротив, людей слабых и безвольных. И одним из самых оболганных правителей России был и продолжает оставаться Государь Николай II.
Несмотря на ложь, которую нам скармливали более 100 лет, известные историки, учёные-исследователи и те, кто был рядом с Императором, открыто писали о том, что государственная деятельность Николая Александровича была направлена, прежде всего, на поднятие народного благосостояния. В эпоху его правлением была создана величайшая по силе, мощи и процветанию Империя, которой не было равных ни до, ни после него. В 1894 году, в начале царствования Императора Николая II, в России насчитывалось 122 млн жителей. За 20 лет его правления народонаселение Российской Империи увеличилось на 60 млн. человек. Государь Николай II был истинным «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия». Эту мысль подтверждает запись в дневнике Императора 20 октября 1902 года: «Я несу страшную ответственность перед Богом и готов дать Ему ответ ежеминутно. И пока я жив, я буду поступать по убеждению, как велит мне моя совесть».
При Государе Николае II было построено 7546 храмов и 211 монастырей в России, а также 17 храмов за рубежом. Было прославлено больше святых, чем за четыре предыдущих царствования. В тот период Русская Православная Церковь была мощнейшей Церковью в мире и обладала огромным влиянием на Святой Земле, покровительствовала православным христианам не только в Европе, но и в Азии и даже в Африке.
В правление Императора Николая Александровича русская наука, культура и искусство достигли наивысшего расцвета. Наша страна превращалась в самое могущественное и развитое государство. За время пребывания Николая II у власти в России было создано самое совершенное в мире трудовое законодательство. «Ваш Император, — писал в то время президент США Уильям Тафт, — создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может». По производству и экспорту зерна Россия в начале столетия занимала ведущее место в мире, снабжая им почти всю Европу. К 1917 г. более 90 % пахотных земель в европейской части России принадлежало крестьянам. Темпы строительства железных дорог были одни из самых высоких в мире (СССР так к ним даже близко не приблизился). Все это и многое другое было сделано и достигнуто без террора и раскулачивания (разграбления) крестьян.
Имея многочисленных врагов, Россия в начале ХХ века оказалась в центре революционных событий. Член Государственного Совета Н.А. Павлов писал в эмиграции: «Видя наши успехи, руководящие круги некоторых стран задались планом свести Россию на положение второстепенной державы. Русский заговор растёт и сливается с иностранным. С 1908 г. англичане изучают план свержения царизма и расчленения нас республикой. С 1911 г. в Германии готов план разгрома и колонизации России. План заговора был верен: зажечь сомнение в Царе Думой. Через неё хлынуть в народ клеветой и вовлечь страну в войну. Клеветнические, порочащие слухи и обвинения в адрес Императора, Императрицы и их окружения имели цель дискредитировать верховную власть Царя как носителя идеи самодержавной монархии. Как известно, для разрушения Российской Империи в царствование Государя Николая II были развязаны две войны, две революции, организованы бунты, стачки, убиты более 800 представителей власти. В результате к началу февраля около Царя практически не осталось преданных ему людей. Большинство из них были убиты, другие были оклеветаны, третьи поддались антимонархической пропаганде, четвёртые были испуганы деятельностью революционеров, особенно усилившейся во время войны 1914 года».
Летом 1916 года в отсутствие Государя в Ставке прошло тайное совещание, на котором говорили о низложении Императора. В конце того же года был разработан окончательный план свержения монархии и назначена дата начала революции — 22 февраля 1917 года. Армия, правосудие и многие служители Церкви в трудную минуту для страны отступили от Царя, в большинстве своём не встав на его защиту. Почти все высшие командные чины армии, являясь членами масонских лож, так же как и многие депутаты Государственной думы и Государственного совета, приняли участие в заговоре против Государя, нарушив присягу, данную ему перед Святым Евангелием. Государь был хорошо осведомлён о готовящемся перевороте, однако для него было полной неожиданностью, что заговорщики перетянули на свою сторону верхушку армии — генералитет, к которому Царь всегда испытывал доверие. Предательство одних и нерешительность других и привели к краху Империи.
22 февраля 1917 года Император был вызван из Царского Села в Ставку начальником Штаба Верховного Главнокомандующего генералом М.В. Алексеевым. И на следующий день, 23 февраля, в Петрограде вспыхнул бунт. Все распоряжения Государя прекратить беспорядки не выполнялись, и он решил вернуться в столицу, чтобы добиться наведения порядка. Императорский поезд выехал из Могилёва 28 февраля. Действуя по заранее разработанному плану, генерал Алексеев оповещал революционные войска о передвижении Императорского поезда и фактически загнал Государя в ловушку, в Псков, где находился Штаб Главнокомандующего Северного фронта генерала Н.В. Рузского, одного из главных участников заговора. В течение полутора суток Рузский, переговариваясь по телефону с председателем Думы М.В. Родзянко и генералом М.В. Алексеевым и угрожая Императору братоубийственной войной на фронте и в тылу, вынуждал его подписать текст отречения от власти. Государь не соглашался, пытаясь объяснить, что он как Самодержец не может оставить Престол, так как должен довести войну до победного конца, выполняя тем самым своё служение Богу. Чтобы добиться своей цели, Алексеев разослал телеграммы всем главнокомандующим фронтами с предложением просить Государя отречься от Престола. Все главнокомандующие, являясь участниками заговора, прислали ответные телеграммы с такой «просьбой». Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно его отречение. Прочитав телеграммы и услышав такую же «просьбу» от генералов штаба Ю. Данилова и С. Саввича, Государь понял, что оказался в западне, всеми предан и фактически уже свергнут с Престола, так как верховную власть захватили депутаты-предатели, создав временный комитет Государственной Думы. Ночью 2 марта Государь в своём дневнике записал: «Кругом измена и трусость, и обман!»
Не один десяток лет нас убеждали в том, что царь Николай II отрёкся от престола. Но почему-то «Манифест об отречении» (под названием «Акт об отречении») представлен в виде машинописного текста на простом листе бумаги и подписан карандашом. «На сей счет существовали и соблюдались строгие правила, установленные законом, — отмечает профессор Владимир Лавров, — подлинник Царского Манифеста должен был быть написан обязательно от руки и заверен Императорской печатью, их соблюсти в Царском поезде 2 марта 1917 года не представляло труда. Всё было под рукой у Императора. Следует также добавить, что под карандашной подписью Государя какая-то подтёртость. А слева и ниже этой подписи – подпись министра Императорского Двора графа В.Б. Фредерикса, который якобы удостоверивал подпись Императора. Так эта подпись тоже сделана карандашом, что недопустимо и никогда не бывало на важных государственных документах. Причём подпись министра ещё и обведена пером, будто это не документ, а детская раскраска».
«Но данный документ делает недействительным не столько карандашная подпись, сколько его неправильное оформление по закону: он составлен не по правилам для такого рода документов (манифестов), не утвержден правительствующим Сенатом, не одобрен Государственным советом и Государственной думой. То есть является юридически ничтожным», — пишет известный историк Глеб Елисеев.
При сравнении историками подписей Императора Николая II под «отречением» с его подписями на других документах (в частности, Приказом о принятии им Верховного Командования в 1915 году) и сравнении подписи министра Фредерикса на «отречении» с его другими подписями, выясняется, что подписи Императора и министра на «отречении» несколько раз совпадают с другими их подписями. Однако криминалистической наукой установлено, что у одного и того же человека не бывает двух одинаковых подписей, они хоть немножко, но отличаются. Если на двух документах одна и та же подпись, то одна из них — поддельная. «Манифест об отречении» в настоящее время хранится в Государственном архиве Российской Федерации; его архивные данные: ГАРФ, Ф. 601. Оп. 1. Д. 2100 а. Л.5 (фотокопию документа можно посмотреть на сайте ГАРФа).
Но самое главное, основными законами Российской Империи не было предусмотрено отречение Царя от Императорского Престола, и это понятно. Царь — это не выборный президент, а Помазанник Божий. И он не может отказаться от своего служения Господу, разве только передать своему преемнику, при определённых обстоятельствах. Находясь в отрыве от народа и не имея возможность управлять страной, так как был насильственно отстранён от власти, возможно, Государь и дал согласие передать брату Михаилу свою власть, чтобы спасти Монархию, сохранить династию Романовых, и чтобы эта власть не досталась проходимцам и разрушителям. Но 3 марта депутаты-масоны в Петрограде вынудили Великого Князя Михаила Александровича отказаться от власти до решения Учредительного собрания, угрожая в противном случае убийством всех представителей династии.
Возлюбивший Правду Божию более всего на свете, духоносный пастырь Николай Гурьянов говорил: «Святой Царь не отрекался, на нём нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не он отрёкся, а его отвергли».
«Русские масоны и революционеры отлично понимали, что главное препятствие, стоявшее на их пути, — Православная Царская Россия. А потому надо уничтожить Россию Православную, устроив на месте её безбожное богоборческое государство, которое постепенно распространило бы свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить того, кто был живым символом её, — Царя Православного», — писал архиепископ Аверкий (Таушев),
Решение об убийстве Царской Семьи было принято В.И. Лениным и Я.М. Свердловым и поддержано практически всеми членами большевистского руководства.
Первые попытки убить Царя предпринимаются ещё с тайного одобрения масонского Временного правительства. Но по разным причинам они не удались. Впоследствии Государь вместе с Семьёй был вывезен в Тобольск, где под наблюдением комиссара Временного правительства масона В.С. Панкратова подвергался самым унизительным издевательствам. Оказавшись в заточении, испытывая оскорбления охранников, Николай II как истинный Православный Царь продолжал любить свой народ и молиться за него.
Вскоре принимается решение осуществить убийство Царя якобы при попытке к бегству. Для этого один из соратников Ленина — Пинхус Войков (Вайнер) — составил фальшивое письмо к Царю будто бы от имени офицеров, пытавшихся его спасти. Чекисты хотели спровоцировать Царя на побег, добиться того, чтобы он ответил согласием, а затем организовать инсценировку бегства, во время которой ликвидировать Царскую Семью, предъявив все письменные доказательства заговора Царя. Государь на провокацию не поддался, поэтому чекистам оставалось только прямое убийство.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге убивали не просто главу государства, убивали Помазанника Божия.
От Царского Миропомазания отречься невозможно, заявляют святые отцы, его нельзя отменить. Николай II перестал быть Царём после Февральского переворота, однако в мистическом и сугубо юридическом смысле он оставался русским Царём и погиб Царём. Он и его Семья взошли на свою Голгофу столь достойно, что причислены к лику святых. 20 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви признал Царя Николая II и его Семью святыми как страстотерпцев, принявших мученическую смерть за веру и Россию.
Прошли годы, давно смолкли следствия, допросы. Много лет прошло, как не стало последнего свидетеля страшных событий. Мы живём в долгожданное время восстановления правды. В различных уголках нашей Родины возрождается память о святом Царе, его Семье. Собираются многотысячные крестные ходы, возносятся покаянные молитвы. В память Царственных Страстоперпцев строятся часовни и храмы. Великий мученический подвиг Царской Семьи был понят и осмыслен не только в нашей стране, но и за рубежом. Особо бережно чтят память русского Императора в православной Сербии, где в его честь строятся храмы и устанавливаются памятники, всё больше ширится его почитание в монастырях. В Белграде его именем названа улица. Святого Царя почитают и в Финляндии, где зарегистрирована «Общество в память святых Царственных Страстотерпцев Николая II и его Семьи». Чтят Царственных мучеников и в США — в Свято-Троицком мужском монастыре в Джорданвилле. С особым благоговением почитают память последнего российского Императора на Святой Горе Афон.
Теперь, когда стало возможным всецерковно молиться Государю-мученику Николаю II и его Семье, нам важно не охладеть сердцем, а возгревать в себе любовь к святому Царю и помнить о его мученическом подвиге. Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим до конца не раскаян. Будучи преступлением и божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа и его нравственного сознания. От лица всей Церкви, от лица всех чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!»
При подготовки этой статьи были использованы материалы и работы известных историков и ученых, а также члена Союза православных граждан и Русского исторического общества.