Автор: Михаил Смолин
Часть.1
Россию, много повидавшую на своём веку, изготовился «покорить» новый Орден мечтаносцев. Профессиональные мечтатели из «Изборского клуба» предложили общественному вниманию свои восхитительные грёзы под названием «Идеология Победы как национальный проект». Игра воображения, направленная на, возможно, быстрейшее спасение нашего заблудшего Отечества, привела изборцев к созданию полновесного «Вероучения Русской Мечты».
Надо сказать, что «Изборский клуб» появился на нашем политическом поле относительно недавно, но уже довольно бойко торгует различными идеологическими предметами. Свои бестелесные образы изборцы предлагают с устоявшимся чувством высокого избранничества, подавая свой витиеватый товар в приподнято-мистической мессианской стилистике. То ли находясь в уверенности о своём духоносном предназначении, то ли просто будучи простимулированы очередной порцией финансовых вливаний.
Новейший доклад в целом не хуже и не лучше той писательской продукции, которую выдаёт отлаженное производство политических текстов. Он вполне типичен для клуба, а поскольку он подаётся как «интегральный доклад», то, вероятно, является некоторым экстрактом, который «Изборский клуб» собирается преподнести власти как её возможную будущую идеологию…
В процессе борьбы за массовое сознание часто употребляется много красивых и где-то даже правильных слов для того, чтобы скрыть несъедобные ингредиенты в «продаваемом» продукте. Чем больше употребляется громкой рекламы, высокопарного многословия, шумных презентаций, вложений в продвижение, тем при ближайшем рассмотрении менее содержательным оказывается сам предмет, предлагаемый к приобретению…
Аналогия религии и политики
Поскольку «Идеология Победы» подаётся как «политическое вероучение», я позволю себе, очень условно, провести некоторую аналогию между верой (религией) и идеологией (политикой).
С моей точки зрения, на нашей русской почве в религиозной сфере право-консервативной политической идеологии (самодержавная монархия) соответствует правоверие (Православная Церковь), либеральной идеологии (демократическая республика) — интеллигентское западническое «инославие» (традиционные католическо-протестантские вероисповедания), а социализму (партийная диктатура) со всеми его многочисленными политическими фракциями — воинствующее безверие или мистическое «богоискательство» (союз безбожников или деструктивные и изуверные секты).
Правые консерваторы, как правило, ориентируются на православные ценности, либералы — на западные, а всевозможные варианты левых воззрений чаще всего создают свои политические «секты» (партии, клубы и иные образования). Последние изобретают всевозможные синкретические идеологии, имеющие, как им самим кажется, огромный объединяющий потенциал.
Религия Победы?
Что же предлагает «Идеология Победы» в противовес тому «ложному сознанию» (термин Энгельса, положительно поминаемый в докладе), в котором погрязло наше общество?
Многострадальной Родине, в которой произошёл «демонтаж старого советского наследия в её социальном и духовном содержании» (с чем согласиться крайне сложно при наличии КПРФ, СР и того же Изборского клуба), предлагается новое «коллективное политическое вероучение». Правда, в данном случае от нас не утаивают, что этот «нежный росток» пока существует в «эмбриональном состоянии», «ещё только проклёвывается» и «зиждется почти целиком и полностью на категории Великой Победы 1945 года».
В левой среде внимание современных властей к памяти о Великой Отечественной войне гипертрофируют до абсолютно шовинистического взгляда на 9 мая как на Победу Побед (всё с большой буквы).
Победа в 1945 году — событие в нашей истории, безусловно, значительное и достойно благодарной памяти потомков. Но к предложению построить на этом событии целое «вероучение Победы» для будущего возникает немало закономерных вопросов.
Русская кровь по разной цене?
Отчего же раньше в русской истории на военных победах над печенегами, половцами, крестоносцами, литовцами, татарами русские князья и книжники не построили политической идеологии?
Почему цари Алексей Михайлович, Петр Алексеевич или Александр Павлович не додумались до каких-нибудь идеологических штудий после своих побед над поляками, шведами и французами?
По какой причине взятие русскими Казани, Варшавы или Парижа не порождало «политического вероучения», а через семьдесят с лишним лет, после 1945 года, оно вдруг «проклёвывается» в отдельно взятых изборских сознаниях?
Наконец, хотели бы сами участники Великой Отечественной войны, чтобы из их Победы ваяли некое «вероучение»? Глубоко сомневаюсь…
Можно подойти и с другой стороны. И согласиться, что все тысячелетние русские победы, начиная с походов на Византию, через многовековую борьбу с кочевниками, монголами, татарами, турками, европейцами, через Мировые войны и вплоть до Афганистана, Чечни, Грузии, Новороссии и Сирии, действительно сформировали наш национальный облик и стереотипы русского военного поведения.
Но и с этой стороны всё равно остаётся вопрос: почему 1945 год искусственно вырывается из этого исторического контекста как что-то из русского ряда вон выходящее или над ним возвышающееся?
Не входя в обсуждение масштабов, затрат и прочего, особое выделение этой войны для создания идеологии весьма странно и на практике не сработает так, как хотелось бы изборским вероучителям. Оно антиисторично и перегружает войну ненужными идеологическими конструкциями.
Если вы решили хранить всё ваше вооружение только в одной из башен крепости, то не надо вывешивать на нём ещё и знамя с надписью «Арсенал». Эту башню будет ещё труднее оборонять, так как все силы штурмующих будут направлены именно туда.
Вычленение одного события из ряда предыдущих противостояний логически неполноценно и нравственно оскорбительно по отношению к другим нашим предкам. Мало того, что штурм Берлина не выше (и не ниже) взятия Парижа, Варшавы или Казани, но историческое мышление ещё обязывает помнить и о том, что каждому из этих событий предшествовали вековые или десятилетние кровавые противостояния с татарами, поляками, французами и немцами. И взятие Берлина в 1945 году было бы невозможно без противостояния с немцами в Первой Мировой войне, вхождения русских войск в Берлин в 1813 и 1760 годах, без Семилетней войны и без многовековых войн с ливонскими рыцарями.
В особом выделении Победы 1945 года значительно больше советского шовинизма, чем исторической правды. Это была великая победа в череде многовековых великих побед русского оружия.
Пролитая кровь за Отечество не может делиться на разные временные сорта: «феодальные», «капиталистические» или «социалистические». Русская кровь и в X, и в XV, и в XX, да и в XXI столетиях была и должна быть для нас одинаково дорога и памятна.
Русские Государи и русский народ всегда приписывали свои победы Богу. Русские люди честно прикладывали свои военные таланты и военные усилия, а победу всегда даровал только Бог, кому считал нужным. Только в сознании левых победа в 1945 году представляется победой правящей партии и её коммунистического вождя.
Такой взгляд на Победу над Германией есть разрыв с русской традицией и, если хотите, дело политически еретическое, раскольное…
Ковчег Пятой Империи?!
Не будучи, по собственному признанию, «охранителями», изборцы не обладают и разумной лаконичностью в изложении своих мечтаний. Безудержное многословие и страстное увлечение «красивой фразой» — плохая форма для изложения политической идеологии. Здесь значительно уместнее смотрелась бы логическая точность, чем бесконечная эмоциональная манифестация.
Не всё в тексте можно понять в полной мере, не будучи практикующим адептом «изборской веры». Так, несколько эзотерически выглядит предложение власти России «впустить внутрь себя» «идеологию Победы», чтобы «притянуть» её на землю. Означает ли это её небесное происхождение или является просто стилистическим оборотом, узнать мудрено. В тексте есть намёк на существование закрытой части доклада. Может быть, в ней посвящённым открыты следующие этажи знания?.. Для простых смертных это закрыто…
Конечно, мечтаносцы, как вероучители, значительно лучше знают свою паству, но на внешних «изборская вера» в скорейшее «пришествие Пятой империи», в её «неизбежность» выглядит лишь как проповедническая экзальтация.
Уверения в том, что именно их «идеология Победы», в случае приятия сверху, придаст современной власти «подлинную легитимность», а если нет, то вызовет «социальный взрыв» и приведёт страну к «катастрофе», сойдут лишь за лёгкий словесный шантаж аптекарей, предлагающих купить свою новую микстуру, в противном же случае пугающих клиентов страшными болезнями…
По заверению мечтаносцев их «вечную идеологию» ещё предстоит «обрести и распознать» как веру. И действительно, «Идеология Победы» больше похожа на не слишком проработанное «религиозное учение». Она объявляется «вечной», находящейся одновременно «в нас» и «вокруг нас». Сомневающимся предлагается пережить определённый «религиозный опыт», вчитаться в тексты «золотого» и «серебряного» веков русской культуры, поучаствовать в Бессмертном полку, проехаться по Крымскому мосту, посмотреть на подводную лодку «Борей»…
И только тогда в награду за эти подвиги веры нам обещают, что идеология Пятой империи нам «приоткроется».
Надо сказать, что читая изборский текст, я поймал себя на ощущении, что язык идеологов «Пятой империи» весьма схож с языком протестантских харизматиков, своеобразный вариант глоссолалии, этакое псевдорелигиозное поэтическое возглашение.
Мне как-то попадалась на глаза книга «Песнь Возрождения» Ивана Степановича Проханова (1869–1935), организатора «христианского комсомола» и лидера российских баптистов, двоюродного дедушки нынешнего кормчего «Изборской веры». Так я вам доложу, её религиозный пафос, предельно эмоциональный стиль поэтической проповеди, остро переживаемая посвящённость своему сектанскому делу, очень схожи с тем, как убеждённо и предельно эмоционально подаётся в изборских текстах новая «политическая религия» Победы.
Интересно, что стилистическая связь некоторых явлений иногда материализуется и в личные контакты. Чему есть свидетельства самих участников событий: «Однажды в газету «Завтра» пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько [недель — прим. М.С.] подряд по воскресеньям в редакции «Завтра» проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами» (Интервью с Андреем Фефеловым. https://zavtra.ru/blogs/andrej-fefelov-russkij-mir-eto-vsya-vselennaya-platsdarm-dlya-preobrazheniya-mira)
Небезынтересно и общее с заправдистами желание изборцев занять-таки наш народ чем-то грандиозно неподъёмным. И в программе партии «За правду», и в «идеологии Победы» постулируется необходимость осваивать «Солнечную систему». Правда, у заправдистов эта цель стоит как максимум их космической программы, а вот у изборцев лишь как начальный этап перед прорывом в Большой космос…
У Льва Тихомирова есть такой термин — «спиритуалистический атеизм». Он хотя и отрицает существование Бога, но признаёт существование неких духовных свойств человеческого бытия. Вот это светское «богоискательство» изборцев, интерес к русскому космизму, воскрешению предков, освоению Солнечной системы весьма похоже на спиритуалистические интуиции атеизма, на поиск безбожного заменителя духовности…
Так что же такое «идеология Победы»?
Выразители «вечной идеологии» говорят о том, что её можно прояснить через «волшебные русские коды»: «код взыскания» («влечение к Мечте, поиск «обетованной земли», где Победа одержана), «код Труда Священного» («наш труд всегда одухотворен»), «код Воскрешения» («объясняет череду русских империй», видимо, всех «пяти»), «код Русского Чуда» (про чудесную силу, ведущую к «Священной Победе»), «код Общего дела» (про солидарность «в Космос летим сообща, и всем народом мы участвуем в этом полете»), «код Оборонного сознания» (про оборону «Храма на Холме»), «код Россия — душа мира» («русская всемирность»).
Перечень неполный, «число кодов очень велико», их полносписочное обретение, видимо, ещё впереди. Но и «открытое» нам к сегодняшнему дню весьма впечатляет…
Не скрою, что добравшись до перечисления спасительных «кодов», я сильно засомневался в другом утверждении мечтаносцев: «Мы предлагаем идеологию с опорой не на придуманные или позаимствованные где-то химеры».
Уж больно много в тексте новых терминов, явно изобретённых творческим гением самих изборцев и никак не связанных с русской «вечностью»…
Между делом утверждается, что мечтаносцы являются солидаристами. Но этот термин применяется к очень разным политическим конструкциям. Например, итальянский христианский солидаризм в лице Луиджи Стурцо (1871–1959) разумно считал большевизм левым фашизмом, а фашизм — правым большевизмом («Тоталитарное государство», 1935).
Изборский же вариант солидаризма явно носит очертания какого-то варианта тоталитарного социализма.
Продолжение следует…