Автор: Вячеслав Бондаренко

 

До 1901 года губернский город Минск не имел ни одного скульптурного памятника. Самый первый появился на центральной площади города, Соборной, морозным днем 7 января 1901-го. На невысоком постаменте из черного гранита возвышался бронзовый бюст Императора Александра II Освободителя. На постаменте была сделана надпись: «Императору Александру II. Благодарные граждане г. Минска. 1900 год».

Надпись интересна именно этой «народной» составляющей – памятник открывали не власти, а именно «граждане». И неудивительно, ведь средства на установку бюста собирали именно среди горожан. Памятник был установлен на трудовые рубли и копейки населявших тогдашний Минск дворян, священства, купцов, мещан, крестьян…

За что же были так благодарны граждане Минска Александру Освободителю?.. Это была дань памяти о посещении города Императором осенью 1858 года. Вернувшись в Царское Село, Александр II буквально через несколько дней, 25 сентября лично утвердил новый генеральный план Минска, определивший планировку и застройку его основных улиц. Трассировка улиц так называемого Верхнего города сохранилась в неизменности по сей день.

Именно при Александре II произошел стремительный рост Минска как губернского города. Если в 1857 году его население составляло 27 тысяч человек, то через тридцать лет – уже 91 тысячу, а площадь города увеличилась в 10 раз. В 1871-м через город прошла Московско-Брестская железная дорога, а в 1874-м – Либаво-Роменская; два минских вокзала стали крупными железнодорожными узлами, соединившими Польшу с Центральной Россией, а прибалтийские губернии — с малороссийскими. С 1873 года действовал Минский коммерческий банк, в 1874-м город обзавелся водопроводом, о чем до сих пор напоминает фонтан в Александровском сквере: на постаменте скульптуры «Мальчик, играющий с лебедем» выбиты цифры 1874.

Кроме того, минчане хорошо помнили о том, что крестьянская реформа начала 1860-х проходила в белорусских губерниях на гораздо более льготных условиях, нежели в Центральной России. Так, с 1 мая 1863 года в Минской губернии были прекращены временнообязанные отношения, крестьяне переводились на выкуп без согласия помещика, причем размер выкупного платежа был снижен на 20 процентов. Участие жителей Минской губернии в Польском восстании 1863-64 гг. было чисто символическим.

Почему местом установки памятника стала именно Соборная площадь?.. Это был центр города, там находились все главные его учреждения и храмы. Там дважды (в 1856 и 1858 годах) бывал сам Государь. Кроме того, 4 мая 1841 года именно на Соборной весь Минск торжественно отмечал свадьбу Великого Князя Александра Николаевича с Великой Княгиней Марией Александровной. «Минские губернские ведомости» описывали торжество так:

«4 мая, в день воскресный, на Соборной площади Минска ожидало зрелище величественное. Между ратушею и Губернаторским домом, во всю длину площади, установлены были огромные столы, обремененные яствами, напитками и сластями. Тут виделся целый зверинец лишенных живота животных: огромный бык, тучные бараны, тельцы упитанные… Целые сотни домашних птиц уселись между курганами булок, пирогов и пудовых калачей. Все это защищалось оградою, составленною из ушатов, наполненных хлебным вином, и из многих сотен бутылок с вином виноградным разных сортов…

Когда чиновники и дамы, обходя столы, поравнялись с ратушею, городской голова встретил собрание и поднес заздравные бокалы. Начальник губернии поздравил свой город с Высоконовобрачными, шампанское полилось, музыка на ратуше загремела, и русское „ура!“ потрясло воздух…»

Так что вполне понятно, почему самый первый памятник в Минске было решено посвятить Государю-Освободителю, появился он именно на Соборной и профинансировали его не «сверху», а «снизу» — народными пожертвованиями.

К сожалению, век памятника оказался недолгим. Когда в сентябре 1915 года возникла угроза прорыва к Минску германской армии, бюст был снят с постамента и эвакуирован в тыл. Куда именно – неизвестно. Так и затерялись его следы. Хотя, может быть, это и к лучшему: памятник не подвергся осквернению в революционные годы и не был снесен. Уцелел только гранитный постамент, он находится в православном приходе деревни Беларучи Логойского района Минской области.

А вот место, на котором он высился, в последующие годы пострадало знатно. В 1917-18 годах на месте первого памятника высился второй – гипсовый «Солдат-революционер» с винтовкой в руках. Его снесли немцы весной 1918-го. В мае 1921-го открыли некий «обелиск имени Минского Совета», вскоре развалившийся сам по себе. В 1927-м появилась скульптура террориста Гирша Леккерта, в свое время покушавшегося на «царского палача генерала фон-Валя». Но в 1937-м, после того как государственными языками БССР перестали быть сразу белорусский, русский, польский и идиш, памятник Леккерту тихо, без всякой рекламы куда-то пропал. Его место в 1939-м занял нейтральный фонтан, который просуществовал до 2003 года, когда в центре бывшей Соборной площади (с марта 1917 г. – площадь Свободы) была построена копия снесенной в 1857-м ратуши.

В апреле 2013 года в Минске состоялась публичная конференция «Династия Романовых в исторической судьбе Западной Руси», посвященная 400-летию Дома Романовых; на ней руководитель научно-просветительского проекта «Западная Русь» Игорь Зеленковский зачитал подписанное рядом представителей белорусских общественных организаций обращение к минским городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении в столице Белоруссии памятника Александру II. В обращении говорилось:

«В Минске до Октябрьской революции в сквере на площади Свободы стоял памятник российскому Императору Александру II Освободителю, торжественно открытый в январе 1901 года при стечении огромного числа минчан и гостей города. Надпись на памятнике гласила: «Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год». Это был первый скульптурный памятник в Минске и единственный, созданный исключительно на добровольные пожертвования горожан. Монумент был данью памяти белорусов Императору, погибшему от рук террористов в 1881 году. Александр II даровал белорусскому крестьянству свободу от польских помещиков в 1861 году, а также защитил белорусов во время польского восстания 1863 года, когда от рук инсургентов погибли многие наши соотечественники из числа крестьян, мещан и православных священников».

Инициативная группа представителей белорусской интеллигенции (в нее входил и автор этих строк) во главе с Игорем Зеленковским дважды обращалась в минские городские органы власти с просьбой о восстановлении памятника Александру II. В итоге в управлении культуры Минского горисполкома заявителям ответили, что восстановление памятника невозможно, потому что «градостроительная ситуация и архитектурный облик застройки в районе площади Свободы, где в центре сквера в 1901 году был установлен памятник Александру II, в настоящее время значительно изменилась». Из Национальной академии наук Белоруссии, мнение которой было запрошено Мингорисполкомом, пришёл ответ следующего содержания: «Роль Александра II в истории Белоруссии противоречивая, неоднозначно оценивается в современной исторической науке и в обществе. Восстановление памятника Александру II может стать демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях и будет неоднозначно восприниматься в обществе».

А еще через три года, 3 сентября 2016-го, на площади Свободы был открыт парный памятник польскому композитору Станиславу Монюшко и белорусско-польскому драматургу Винценту Марцинкевичу. Видимо, для них «градостроительная ситуация» в центре Минска изменилась незначительно…

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: