Автор: Алексей Селиванов
Президент республики Беларусь Александр Лукашенко учредил новый праздник «День народного единства». Праздник приурочен к дате, когда Красная армия вошла на западнорусские земли, попавшие после распада Российской Империи в состав межвоенной Польши. Перед этим западнорусские земли были оставлены Польше той же Красной армией по итогам советско-польской войны.
Политически активные граждане в Белоруссии (а многие и в России), называющие себя русскими и пророссийскими, выразили большую радость и энтузиазм по случаю нового праздника. Однако повода для радости тут никакого нет. Разве пропагандистская государственная машина Александра Лукашенко подает этот праздник как день единства русских? Как дату, связывающую Белоруссию с Россией? Нет. «Праздник» подаётся как день воссоединения «исконно белорусских территорий». И белорусского народа. Именно так дословно и говорят в эфире белорусских государственных телеканалов! Показывая карту «двух частей» БССР: восточной, по-живому вырезанной из состава России, и западной, присоединённой к БССР 17 сентября.
Присоединение советской властью «западной Белоруссии» рассматривалось не как возвращение русских земель в Россию. Они ведь возвращали их даже не в состав РСФСР. Фактически большевики проводили не воссоединение, а советизацию. Так называемое «освобождение от гнёта буржуазии и помещиков». Угадайте, куда делась «буржуазия» после освобождения и воссоединения? Не только польская, но и русская. В том числе, носители русской идентичности — русские эмигранты, выдавленные из Советского союза после Гражданской войны и поселившиеся в западнорусских землях? А таких было немало. Ведь в состав Российской Империи входила не только современная Беларусь, но и Польша. Соответственно, русские люди имели на этих территориях землю, дома, квартиры, иную недвижимость. После победы в России советской власти все имущество граждан было конфисковано, а многие не только белогвардейцы, но и вообще лица «непролетарского» происхождения, в РСФСР приехать не могли. Вот и оседали на территории Польши.
Показательная в этом смысле судьба одного из них – графа Аполлинария Константиновича Бутенева. До революции, в 1905-1909 годах, он был государственным служащим, вторым секретарем русского посольства в Японии, а в 1909-11 годах — секретарем посольства в Англии. Накануне революции служил в Министерстве иностранных дел в чине коллежского асессора. Принимал активное участие в деятельности ряда общественных организаций, включая Московское губернское отделение Всероссийского земского союза. Имел Императорские ордена. После революции Аполлинарий Константинович вместе с семьёй выехал через Турцию в Сербию, был в Галлиполи. Оттуда переехал во Францию, где стал заметным общественным деятелем Русской эмиграции.
Жил Бутенев на доходы со своего родового имения Щорсы под Новогрудком, в которое, в конце концов, и вернулся. Поляки издали закон, который требовал от землевладельцев под страхом национализации жить и вести хозяйство в своих имениях. Поляки оставили Бутеневу имение, хоть и сильно «обкорнали» его, по выражению племянника Бутенева, А.В.Трубецкого.
Осенью 1939 года в Западную Белоруссию пришли советские войска. Освобождать. Аполлинарий Константинович с женой сразу были арестованы. В 1940 г. на время судебного процесса Бутенева перевели в Минск. Его жена, работавшая в музыкальной школе Новогрудка, была арестована и с партией ссыльных поляков отправлена под конвоем в Казахстан. Пока она писала письма на имя Сталина с просьбами сообщить о судьбе мужа, тот содержался в тюрьме г. Барановичи. В июне 1941 г. она преподавала музыку в Актюбинском строительном техникуме.
С приходом немцев тюремная охрана разбежалась, и Аполлинарий Бутенев оказался на свободе. Он вернулся в Щорсы и какое-то время жил в поместье, а потом уехал во Францию. В 1945 г. с ним воссоединилась супруга, выехавшая из СССР через Персию в Александрию, где работала медсестрой в госпитале. Хрептович-Бутенев умер год спустя и был похоронен на кладбище церкви в Кламаре.
Бутеневу еще повезло. Его не успели расстрелять или сослать в Сибирь. Но не повезло многим другим людям, ведь советская власть в первую очередь охотилась за теми, кто эту власть не принял.
Сегодня ни белорусские националисты, ни фанаты советского строя не вспоминают о русских жителях Польши — помещиках, дворянах, чиновниках и офицерах. Судьба которых на территории земель, попавших в состав СССР была трагичной. И неосоветчики, и «змагары» апеллируют исключительно к судьбе крестьян. Которым тоже было не особенно сладко, учитывая, что хотя и не сразу, но коллективизация дошла и до них. Зажиточных же крестьян, ремесленников, хозяев своего небольшого дела, освобождение разорило сразу.
Но самое печальное, что вместе с советизацией в Западную Русь пришла белорусизация. Русским людям, дотоле томившимся под властью Польши, теперь внушали, что они уже не русские, а белорусы. Их не возвращали к русской идентичности, а навязывали новую — советско-белорусскую. Вместе со свежевыдуманной мовой. И теперь белорусская власть будет использовать эту дату не для единства русских, а для дальнейшего формирования отдельной нерусской нации. Совсем как на Украине. Чему же тут радоваться?
Не будем забывать, что подавляющая часть антирусских настроений, особенно в Восточной Европе, вызвана репрессивной политикой советской власти. Политикой освободителей, которые, вытесняя из этих стран гитлеровские войска, устанавливали просоветские режимы с пропагандой атеизма и репрессиями против политических противников. У тех народов, которые когда-то придумали панславизм и мечтали объединиться с Имперской Россией, сегодня русские ассоциируются исключительно с советскими. С «Красной Москвой». И вместо того, чтобы отмежеваться от ошибок и преступлений коммунистов, многие наши соотечественники продолжают настаивать на фальшивой подмене русского советским. Тем советским, которое разделило Русский народ на «украинцев» и «белорусов». Тем советским, которое по произволу нарезало квазигосударства на территории Русской земли.
Не будем же умиляться очередному казенному республиканскому празднику. Настоящий День народного единства в Белоруссии можно будет праздновать только тогда, когда Беларусь и Российская Федерация воссоединятся в составе одного Русского государства.