Автор: Александр Окороков
Доклад был прочитан 23.04.21 на круглом столе «100 лет Русскому Исходу» в г. Керчи. Публикуется в рамках социально значимого проекта «Уроки Гражданской войны – Русский Исход 1920-2020», реализуемого НБФ «Наследие» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
История Русской эмиграции неразрывно связана с деятельностью молодежных объединений, возникавших практически во всех странах русского расселения. Некоторые организации стали формироваться (или возрождаться) уже в первые годы эмиграции – в Галлиполи, Константинополе, на Лемносе, Принкипо, Халке. Так, например, старший скаутмастер полковник О. И. Пантюхов в 1920 году объединил русских скаутов в единую организацию, получившую название «Организация русских скаутов за границей». 1 июля 1922 года русские скауты были приняты в Славянский союз скаутов и герлгайд, а 30 августа – в Бойскаутское интернациональное бюро.
В целом эмигрантские молодежные организации можно разделить на несколько групп:
1.Военно-спортивные
К этой группе относятся «Общество Русский Сокол», «Национальная Организация Русских Разведчиков», «Национальная Организация Витязей», «Патриотическая организация «Юный доброволец» полковника В. А. Богуславского и др.
2.Военно-политические
Среди них: «Русская стрелковая генерала Врангеля Дружина», организованная в 1930 году в Бельгии, под началом полковника Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады, георгиевского кавалера А. Н. Левашова; «Юные Алексеевцы», созданные в Париже около 1931 года, «Суворовская Дружина» в Праге, действовавшая в 1920-е годы, «Рота молодой смены имени генерала А. П. Кутепова», созданная в 1937 году в Болгарии при III Отделе РОВС, «Добровольческий полк имени генерала А. П. Кутепова» при 1-м Армейском корпусе в Чехословакии и др.
- Политические
К таким организациям можно отнести «Народно трудовой союз нового поколения», превратившийся впоследствии в массовую политическую организацию – «Народно-трудовой союз (НТС), «Союз Младороссов», созданный в 1935 году во Франции А. Л. Казем-Беком и, ставший вскоре партией (Младоросская партия). В Китае: «Орден крестоносцев» поручика Березовского, «Чёрное кольцо», «Союз Его Высочества князя Никиты Александровича Мушкетеры», созданный князем Владимиром Гантимуровым и др.
- Культурно-просветительские
Это различные литературные, художественные, музыкальные кружки и союзы. Например – «Общество друзей русской книги», спортивно-просветительное общество «Святогор», созданное в 1927 году в Нарве (Эстония) и др.
- Туристические с уклоном на природоведение
Такие организации занимались в основном активным отдыхом и изучением природы. В их числе: «Юные пржевальцы» и «Костровые братья», созданные в Маньчжурии. Во всех русских эмигрантских молодежных организациях проводилось активная воспитательная работа, направленная на сохранение национальной памяти, традиций и наследия предков. Формировалось антикоммунистическое мировоззрение, при этом, не столько через «предметное» восприятие советской власти как пагубной политической системы, сколько через возвышенное ощущение образа России, Отечества, неразрывно связанного с такими понятиями, как жертвенность во благо своего народа.
Об идейной направленности молодежных эмигрантских организаций наглядно свидетельствуют, например, их девизы и призывы: «За Русь, За Веру» («Национальная организация Витязей»), «За Веру, Царя и Отечество» («Национальная организация русских разведчиков»), «За Россию! Будь готов!» («Национальная организация русских скаутов»), «В мышцах сила, в сердце отвага, в мыслях Родина» («Союз русского сокольства»).
Здесь интересно привести выдержки из уставных и идеологических документов наиболее массовых организаций: «Союза русского сокольства» и «Национальной организации Витязей».
«Союз русского сокольства»:
«Русское Сокольство, как и Сокольство других славянских народов, создается на началах, провозглашенных основателем Сокольства Мирославом Тыршем, имеющих целью гармоничное развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества.
В соответствии с этим русское Сокольство кладет в основу своей жизни:
— гимнастическо-воспитательную систему Мирослава Тырша;
— братство и личное совершенствование и
— действенную любовь и служение Русскому народу.
Созданное на этих началах, русское Сокольство, приняв во внимание современную обстановку, в коей оно находится, ныне ставит своей задачей:
— физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости;
— борьбу с их отнародованием (денационализацией) и
— создание кадра русских сокольских деятелей.
Ставя себе задачи общенародного порядка Русское Сокольство является организацией надпартийной, доступной для всего народа Русского, поэтому в его рядах могут быть люди различных политических мнений.
Символом единения всех в Сокольстве служит, единый для всех сокольский завет и единый национальный трехцветный бело-сине-красный флаг.
Полагая, что действительное совершенствование Русского народа возможно только на прочном фундаменте религиозной морали, Русское Сокольство, как и Русский Народ в основной массе своей, должно быть верен своей вере, относясь в то же время ко всем другим религиям со свойственными Русскому народу уважением и доброжелательством.
Крепкая семья – основа Государства, поэтому Русское Сокольство охраняет семейные моральные начала, способствуя развитию нравственно здоровой общественности.
Ставя интересы целого выше интересов личных, групповых и классовых, Сокольство стремится к установлению мирного сотрудничества всех классов на принципах братских отношений, справедливости, права и равенства во имя общего блага»
Взяв за основу многие положения, разработанные основателем славянского сокольского движения чехом М. Тыршем, русские сокола подчеркивали, что «Союз русского сокольства» является независимой и самостоятельной русской национальной организацией, связанной с остальным славянским сокольством «инстинктом самосохранения славянства, общими основными идеями и целями, как и общими основами воспитательной системы».
«Национальная организация Витязей»:
«Национальная организация Витязей имеет своею целью привлечение, объединение и воспитание русских детей и молодежи под девизом «За Русь, За Веру».
Для достижения этой цели в основу своей деятельности Национальная организация Витязей полагает:
— развитие правильного сознания своего долга в отношении Церкви, Родины, ближнего и Общества.
— развитие и выработку характера на началах христианской любви к ближнему, беззаветной преданности православной Церкви и усвоения её учения, как основы жизни;
— развитие сознательного чувства любви и преданности своему Отечеству России и веры в его лучшие стороны, через ознакомление с историей России ее культурой, искусством, великими людьми и подвигами их, бытом, народным творчеством, географией, народами России, экономическими богатствами и возможностями и природой.
— развитие положительных качеств характера как безупречной честности, ответственности, самоотверженности, дисциплины, верности и чистоты в мыслях и поступках.
— развитие чувства внимания и заботливости, взаимной поддержки, братского милосердия, сострадания и сочувствия к ближнему.
— подготовка к самостоятельной жизненной борьбе через всестороннее физическое воспитание, выносливость, неприхотливость, через развитие природных способностей, трудолюбия и самодеятельности».
Большинство, русских молодежных организаций, созданных в эмиграции, прекратили свое существование в годы Второй мировой войны. Однако некоторые из них продолжают действовать, и по сей день. Такие как: «Национальная организация Витязей», «Общество русский сокол», «Национальная организация русских разведчиков».
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пантюхов Олег Иванович. Родился в 1882 году. Окончил Тифлисский кадетский корпус и Павловское военное училище. Служил в 1-м Лейб-гвардии Стрелковой бригаде, затем являлся начальником 3-1 Московской школы прапорщиков. Участник 1-й мировой и гражданской войн. Полковник, георгиевский кавалер. В 1919 году был избран руководителем Всероссийской организации скаутов. Эмигрировал в Турцию, затем переехал в США. Умер в 1973 году во Франции.
Левашов Анатолий Николаевич. Родился в 1893 году. Окончил 2-й Кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище. Офицер Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады. Участник гражданской войны, 1–го Кубанского похода. Полковник, георгиевский кавалер. Эвакуировался в Галлиполи. Затем проживал в Болгарии и Бельгии. Являлся одним из основателей и командиром Стрелковой дружины им. генерала Врангеля. Скончался в 1960 году в Бельгии.
Ткачев Вячеслав Матвеевич. Родился в 1885 году. Окончил Нижегородский кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище, авиашколу Одесского аэроклуба. Служил на командных должностях авиационных частей. Участвовал в 1-й мировой и гражданской войнах. Генерал-майор, георгиевский кавалер. Эвакуировался в Турцию, затем проживал в Сербии. Был одним из основателей и первым старостой Сокольского Общества в городе Нови Сад. В 1944 году был арестован органами СМЕРШ и по приговору военного трибунала осужден на 10 лет. После освобождения проживал в Краснодаре. Умер в 1965 году (фото: архив автора).
Всесоюзный сокольский слет в Софии в 1939 году. Возложение венков к памятнику Царя Освободителя Александра II. На переднем плане староста Союза русского сокольства полковник Р. К. Дрейлинг и ротмистр Дмитрий Ильич Камбулин. Фон Дрейлинг Роман Константинович. Родился в 1880 году. Окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской, 1-й мировой и гражданской войнах. На 4 апреля 1920 года – начальник штаба войск Кавказского побережья. Эмигрировал в Югославию. Считается одним из основоположников военной психологии как науки, изучал проблемы воздействия войны на человеческое сознание, автор ряда научных трудов. В 1945 году был арестован органами СМЕРШ и вывезен в СССР. Умер в лагере в 1945 году. Камбулин Дмитрий Ильич. Родился в 1889 году. Окончил Елисаветградское кавалерийское училище. Ротмистр 5-го гусарского Александрийского полка. Участник 1-й мировой и гражданской войн. В эмиграции — начальник Союза Русского Сокольства в Югославии. В годы 2-й мировой войны служил в чине лейтенанта в Русском корпусе. После 1945 года проживал в США, где и скончался в 1959 году (фото: архив автора).
Артамонов Виктор Алексеевич, староста Организации «Русский сокол. Родился в 1873 году. Окончил Сибирский кадетский корпус, Павловское военное училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Служил в Лейб-гвардии Волынском полку. В качестве военного агента работал в Греции и в Сербии. В годы гражданской войны был представителем сначала генерал Деникина, а затем генерала Врангеля в Белграде. Генерал-майор. Принимал активное участие в переезде в Сербию и устройстве 3 русских кадетских корпусов и 2 женских институтов, затем служил в армии Королевства сербов, хорватов и славенцев (Югославии). Скончался в 1942 году в Белграде (фото: архив автора).
Открытие в Белграде памятника русским офицерам и солдатам, погибшим в Сербии во время 1-й мировой войны. В центре Патриарх Варнава. В левом углу – генерал В. А. Артамонов (фото: архив автора).