Автор: Александр Гончаров

Предлагаем статью об исторической судьбе древнего Киева, не раз переживавшего в своей истории величие и падение. Как город, который за время господства Речи Посполитой находился в упадке и полуразрушенном состоянии (после монголо-татарского разорения XIII века), получил, вернувшись в Россию по условиям «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году, фактически Имперский статус.

После татаро-монгольского нашествия (1237-1240) Русь не досчиталась множества городов, а где находились, например, Белгород-Рязанский, Урюпеск и Свинеск историки могут указать только приблизительно.

Киев – главный центр Руси до XIII века, имевший население от 50 до 75 тыс., в 1246 году насчитывал по сообщению путешественника и разведчика, францисканца Плано Карпини «едва ли… двести домов», то есть превратился в заурядный средневековый городок, где жило не более 2-5 тыс. человек.

Свидетельством погрома Киева монголами является и упадок ремесла, особенно ювелирного. Как известно, захватчики старались не столько уничтожить ремесленников, как увести их в рабство.

Трагическая ситуация сложилась с храмами города. Безусловно, при штурме были разрушены далеко не все из них. Достоверно мы знаем лишь о полном или частичном разрушении Десятинной церкви, Успенского собора в Печерском монастыре и уничтоженных пожаром деревянных храмах. Остальные же церкви в дальнейшем саморазрушались, так как погибли общины их содержавшие. Софийский же собор явно уцелел или получил незначительные повреждения, потому что в летописях сообщается о рукоположении в 80-е гг. XIII в. епископов для русских епархий.

После Батыева погрома Киев окончательно не умер, да и к тому же все-таки стал подниматься. Почему это произошло? «Матерь городов русских» спасла география. Киев находился на пересечении, по крайней мере, двух крупных торговых путей: с берегов Балтики и на Ромейскую Империю (Византию); через Великую степь от Волги и Каспия на Восточную, Центральную и Южную Европу.

 

Собственно, перечень купцов, записанный тем же Карпини, говорит об этом весьма красноречиво: «Сверх того, свидетелями служат Бреславльские купцы, ехавшие с нами вплоть до Киева и знавшие, что наш отряд въехал в землю Татар, а равно и многие другие купцы как из Польши, так и из Австрии, прибывшие в Киев после нашего отъезда, к Татарам. Служат свидетелями и купцы из Константинополя, приехавшие в Руссию через землю Татар и бывшие в Киеве, когда мы вернулись из земли Татар. Имена же купцов этих следующие: Михаил Генуэзский, а также и Варфоломей, Мануил Венецианский, Яков Реверий из Акры, Николай Пизанский; это более главные. Другие, менее важные, суть: Марк, Генрих, Иоанн Вазий, другой Генрих Бонадиес, Петр Пасхами; было еще и много других, но имена их нам неизвестны».

В дальнейшем, именно торговля заставила Орду держать в Киеве баскака и специальный вооруженный отряд – торговые пошлины и сборы новым владетелям были нужны.

Торговля и торговое посредничество позволили в Киеве чеканить даже свою серебряную монету, правда, произошло это только во второй половине XIV столетия, при княжении Владимира Ольгердовича (после 1368 г.).

В любом случае, к началу XIV века Киев потерял свое общерусское значение в качестве политического и духовного фокуса. Перенесение митрополичьей кафедры в Москву просто явилось фактом, подтверждающим сложившуюся ситуацию. Причем татары, относительно лояльно относившиеся к верованиям других народов, в Киеве поступали по-другому, неслучайно в летописях говорится, что в 1300 г. митрополит Максим «не терпя татарьского насилья, оставя митрополью и збѣжа ис Киева».

Великое княжество Литовское сумело присоединить к себе Киев в 1363 г. Но внутри его город отнюдь не вернул своего былого значения. Литовцам он был нужен как торговый центр и крепость на пути татарских походов, и не более того.

После заключения Кревской (1385), а затем и Городельской (1413) уний Литвы с Польшей Киев попал в худшее положение. Сюда направились католические ордена и получили земли на Киевщине. А Казимир IV указом запретил строить новые православные храмы и ремонтировать разрушающиеся.

Однако на Киев было распространено, так называемое «магдебургское право», поляки пошли на союз с местной торгово-ремесленной верхушкой. Польша ведь ничем не рисковала и намеревалась получать наибольшие выгоды от сборов в городе.

Кроме того, в торговые дела активно вмешались доминиканцы, получившие право на сбор пошлин с торговли хлебом.

Нельзя не сказать и о том, что население Киева изменилось. Краниологические исследования погребений показывают, что аборигенная группа замещается постепенно выходцами с земель, расположенных к западу и северу-западу от Киевского княжества.

Литовские и польские паны, эксплуатируя богатства Киевщины, ничего существенного для развития города не делали. Киев не смогли защитить от ордынских погромов в начале XV столетия.

К 50-м гг. XVI века в Киеве насчитывалось примерно 500 домов, а население составило около 5-7 тыс. человек. То есть город не вызывал привлекательности в Речи Посполитой. Никто вкладываться в его развитие не спешил. Зато Православие вызывало дикую ненависть у господ-католиков. В XVI веке были предприняты попытки захвата Киево-Печерской Лавры и ее сельскохозяйственных угодий. Католики-феодалы мечтали о расширении своих усадьб, а католические ордена жаждали присвоения православного монастыря и его святынь. Однако на их пути встал архимандрит Никифор (Тур). Он дважды – в 1596 и 1598 гг., вооружив монахов и монастырских крестьян, отбивал самые настоящие воинские отряды.

Киев в России всегда считали исконно русским городом, не случайно при Царе Феодоре Иоанновиче послу Стефана Батория бояре говорили, «что и драницы государь не даст, а просит государь у короля искони вечной вотчины своей – Киева с уездом и пригородами и прочих вотчин своих».

Но только во второй половине XVII столетия Киев вернулся в состав Руси, сперва временно по Андрусовскому перемирию (1667), а потом и был официально выкуплен за 146 тыс. рублей по условиям «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году.

Демографический барометр четко показывает, как изменились условия жизни в Киеве. К середине XVIII века население города возросло до 20 тыс. человек. К концу же столетия численность его поднимается до 30 тысяч.

Любопытно, что за время господства Речи Посполитой Киев находился в полуразрушенном состоянии (после XIII века), город не имел крепостных стен, за исключением замка, где пребывала управленческая верхушка.

А вот в России Киев получает фактически Имперский статус. При Государе Петре Алексеевиче здесь возводится самая большая в Европе земляная Печерская крепость. Конечно, все можно свернуть на войны со Швецией и т. д., однако в предыдущие годы, когда татарская опасность была хронической, о дополнительной защите никто и не помышлял. В 1695-1702 гг. были возведены и каменные стены для Киево-Печерского монастыря. Постепенно шел ремонт храмов и улиц.

Кроме того, развернулось и частное строительство православных храмов, что категорически запрещалось при польской оккупации. Оно началось еще в XVII веке: 1674 г. – Свято-Георгиевская церковь (на средства Великого Князя Ю. П. Трубецкого), 1695 г. − церковь во имя Веры, Надежды, Любови и Софии в Михайловском Златоверхом монастыре (при помощи царевны Софьи), 1693-1702 гг. – церковь в честь святителя Василия Великого (деньги дал В. Л. Кочубей) и т. д.

При Петре I Киево-Могилянская Коллегия – богословский и ученый оплот Православия в Малороссии получила статус Академии.

В XVIII веке Киев получил от Российской Империи еще и Ботанический сад, и знаменитый Арсенал, и военный госпиталь.

В 1748−1749 гг. на Подоле прокладывается водопровод и строится фонтан с ротондой рачением И. Г. Григоровича-Барского.

Императрица Екатериной II в 1787 г. посетила Киев − и городская планировка вызвала неудовольствие Государыни, мол, все состоит «из укреплений да из предместий, а самого города я до сих пор не могу доискаться»

Но настоящее строительство и благоустройство в городе пошли уже в XIX в., а Киев приобрел вид настоящей третьей столицы Империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

Поделиться ссылкой: