Автор: Дометий Завольский

 

В галерее «Веллум» (Ильинка, 4, Гостиный двор, секция 88-89) по 19 ноября продолжается выставка «Ранний Нисский. Графика 20-30-х годов», посвящённая 120-летию художника. Под руководством основательницы «Веллума», искусствоведа Любови Агафоновой мир ещё одного большого художника показан с иного ракурса – не таким, как привыкли видеть его даже почитатели.

В истории культуры – и жизни – советской эпохи одним из самых острых и трагичных было противостояние быта и простора. «Мир, открытый настежь бешенству ветров», терзал тот священный в мелочах мир домашнего покоя, о котором скорбел Булгаков. Ещё трагичнее, что в рёве многолетнего бурана разоряемый быт не раз и сам стремился к самоубийству: и в революцию, и на «великом переломе», и в атаках послевоенных десятилетий, когда вновь и вновь целили в «пошлость» и скудость, а попадали в так и не отстроенный русский уют.

Георгий Нисский (1903-1987), народный художник РСФСР, средь мастеров «сурового стиля» выделяется особым намерением, собственным даром. Пожалуй, если коллеги своей суровостью сюжетов и красок превозмогали прежде всего «хрестоматийный глянец» парадных полотен псевдоампира, то Нисский в своих пейзажах дарил обветренному простору и суровым предметам – кораблям, железным дорогам – уют. Если Дейнека и мастера «сурового стиля» – романтики в самом жёстком смысле, то Нисский на их фоне – сентименталист. Он стремился не к стройкам и нефтяным вышкам, а мимо перелесков, на реку, к любимой яхте. Его картины, схватившие красоту там, где другой увидел бы продуваемую неприютность и скуку неприкаянности, заставляют зрителя воскликнуть по-гоголевски: «Господи, какой простор!»

Выставка «Ранний Нисский», где собрана довоенная графика Нисского и его учителей – Александра Быховского, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, – уносит нас к истокам этой реки. Нисский – даже со скидкой на иной материал – как будто ещё не похож на себя. Он учится, ищет. Вот эти фигуры из приехавшего в Москву 20-х китайского цирка – это не Ювеналий Коровин, а Нисский! Вот, рядом с испанской улицей Кончаловского, русская деревенская улица, данная крупным планом (уже зрелый Нисский даже её напишет как зелёный пейзаж со многими женскими фигурами – война прошла…

 

А этот узнаваемый корабельный борт у причала – не удивляйтесь, ещё не Георгий Нисский, а Пётр Кончаловский! Но вот и пейзажи Нисского – ещё южные, с кипарисами, с крымскими домиками. И рядом – как камертон – виноградники, начерченные Кончаловским…

В подходе, избранном «Веллумом», открывается особое творчество, созидаемое не одиночным талантом, но художественной средой. Стоит увидеть именитого ученика, до поры похожего больше на разных учителей и современников, нежели на себя. И тех, у кого он брал по крупице то, что вошло в историю как большой и самобытный художник Георгий Нисский, певец простора, сурового, но не жестокого.

 

Галерея Веллум:

Адрес: Ильинка, 4, секция 88-89.

Вход со стороны Хрустального пер. между 18 и 19 подъездами.

Часы работы: вт. – вс., с 12 до 20 ч.

E-mail: vellumgalery@gmail.ru

Тел: + 7 (985) 776-33-31

VK: https://vk.com/vellum_galery

(Перед посещением рекомендуем связаться с галереей по телефону).

 

Поделиться ссылкой: