Автор: Александр Гончаров
В студенческие годы мне довелось недолго пообщаться с молодыми этнографами. Возможно, кто-то из них сейчас является маститым ученым мужем, а кто-то и в бизнес подался. Одним словом, они превратились в солидных и серьезных людей. А тогда во время всех междусобойчиков общение сопровождалось юмором, иногда и совершенно некорректным. И вот от этих этнографов я и услышал два шуточных афоризма:
1. Кто такой абориген? Это предпоследний оккупант.
2. Если ты не хочешь кормить свой расизм, то тебя съедят чужие расисты.
Сейчас, в первой четверти XXI века, эти слова уже и не кажутся столь смешными. Борьба с расизмом превратилась в дубинку, которая убивает мораль и дух западной цивилизации, некогда христианской и передовой, но ныне превратившейся глупого монстра-самоеда.
Собственно, о Западе можно было бы и не печалиться, мы живем внутри великой Русской цивилизации, но, если рассуждать прагматично, то духовный упадок соседа наносит удар и по нам, подтачивая наши скрепы и отравляя чистые источники наших нравственных ориентиров. На этом фоне, Запад все больше и больше напоминает человека, пораженного проказой, который старается передать болезнь любому, кто контактирует с ним. Пример Украины (исторической Малороссии) стоит перед нами. Украинский конфликт был спровоцирован Западом не только из-за борьбы за ресурсы. Далеко не последнюю роль сыграла духовная несовместимость России с ним. У нас не все в порядке с духом, но он хотя бы есть. В Европе и США его раздавили лживыми переделками истории и навязыванием левацких «ценностей» и прежде всего преклонением перед различными меньшинствами: сексуальными, гендерными (не путать с первыми!), этническими и псевдорелигиозными. А борьбой с «белым» расизмом там ныне закрывают рот тем, кто пытается мыслить рационально и здраво.
«Белый» расизм подвергается всеобщему остракизму, а вот, например, о негритюде мало кто знает и почти никто не говорит. «Белый» человек выставляется поработителем и окаянным расистом, разбившим самобытность индейцев, африканцев, азиатов, австралийских аборигенов, маори т. д.
Безусловно, в любом расизме имеется ущербность, реализующая себя в гордыне и обосновании угнетения «низших» рас. И «белый» расизм исключением не является. Но вешать на него всех собак, пожалуй, не стоит. Вне его встречаются примеры таких дел, что становится просто противно даже читать о них.
Например, в XII—XVI вв. в Южной Америке процветала культура муисков. Они покорили целый ряд племен. Так вот знатный представитель побежденного этноса при обращении к правителю муисков или его высокопоставленному чиновнику вынужден был проделывать следующую процедуру: поставив положенные дары на пол, он снимал всю одежду, оставаясь нагим, опускался ниц, располагаясь спиной к принимающему, и мог разговаривать, лишь не поднимая взгляда от земли. Насколько известно, при коммуникации с индейцами ни один испанский конкистадор так не поступал.
Но перенесемся из Южной Америки на юг Африки. В середине XVII в. сюда начали переселение выходцы из Нидерландов, Германии, Франции, Дании и т. д., создавшие Капскую колонию. Потом здесь возникли совершенно самостоятельные народы, говорившие на своем языке, обладавшие своими поведенческими стереотипами, придерживавшимися строгих протестантских убеждений и предпочитавшие сельское хозяйство и торговлю всем иным видам деятельности.
Основатели Капстада и их прямые потомки – буры ославлены левацкими историками и этнографами расистами и рабовладельцами, жестоко угнетавшими местное население. Все это еще и экстраполируется на систему апартеида (расовой сегрегации), введенную в ЮАС (ЮАР) только после Второй мировой войны, в 1947—1948 гг.
Апартеид хвалить не за что, он основывался на кондовом расизме. Но причина его введения вполне соотносится с появлением каст (варн) еще в Древней Индии. Кастовая система и апартеид служили единственной цели – сохранению правящего меньшинства среди демографически преобладающих иных народов и племен. Кстати, кастовая система в Индии до сих пор не преодолена, лишь подверглась политической маскировке.
Европейские колонизаторы на юге Африки (до англо-бурских войн) были совсем не ангелами и рабовладение практиковали. Но вот с расизмом не все просто. Кроме буров ведь появились на свет еще два крупных этноса – гриква и рехоботеры (бастеры). Они являются результатом смешения европейцев и представительниц койсанской расы. О каком расизме вообще может идти речь?..
Любопытно, что гриква создали свои государства – Земля Адама Кока, Земля Уотербера, Западный Грикваленд и Восточный Грикваленд, которые в итоге захватили англичане.
Рехоботеры в государственном строительстве несколько отстали от гриква. Их государство возникло в XIX в. на территории современной Намибии. Свободная республика Рехобот, правда, просуществовала недолго, до прихода в Намибию Германии. Но рехоботеры считали себя близкими именно к немцам, а не негритянским народностям. И сохраняли некую автономию. В конце XX века рехоботеры хотели отделиться от Намибии и восстановить свою независимость, но этого сделать не удалось.
Буры борьбу за независимость начали в 1795 году. Их подстегнули события в Европе, по которой покатилась череда войн, инициированных революционной Францией. Набожные традиционалисты буры хотели жить по-своему: хорошо или плохо, умно или глупо, но по-своему. А потому в 1795-м и создали государства: Свеллендам и Граафф-Рейнет. Но силенок не хватило. На юг Африки пришла Британская Империя.
Нидерланды (метрополия) тем временем вообще потеряли суверенитет и вместо них сформировалась под французской оккупацией Батавская республика, у которой Капскую колонию Великобритания и отжала.
Английское владычество бурам не понравилось. И запустился Великий трек – уход буров из британских владений. Бурам пришлось вступить в военное противостояние с племенами и кланами из народности банту, которые сами являлись переселенцами из других регионов Африки. Банту пришли на земли койсанов примерно на 200 лет раньше, чем европейцы.
Наиболее серьезные схватки у буров происходили с зулусами, причем последние иногда опирались на помощь Британии. Отметим, что если буры были рабовладельцами, то зулусов характеризует такой случай – знаменитый вождь Чака (?—1828), разгромив какое-то мелкое племя, посетовал перед своими соратниками, что всех захваченных в плен придется истребить, ибо нельзя быстро найти покупателя на рабов.
В 1839 году буры на землях, отбитых у зулусов, организовали Республику Натал, но она в 1843 году пала перед натиском англичан.
Буры создали еще несколько государств: Клип-Ривер, Стеллаленд, Гесен и др. Но они оказались нежизнеспособными. Наступления Британии сдержать не смогли. А вот Трансвааль (1852) и Оранжевое свободное государство (Оранжевая республика) (1854) сопротивлялись мощной Британской Империи.
Трагическими для судеб бурских республик стали 1867 г. (открытие крупного месторождения алмазов в Оранжевой республике) и 1886 г. (обнаружение значительных запасов золота на территории Трансвааля). Впрочем, первую англо-бурскую войну (1880-1881) буры выиграли. Вторая же война (1899-1902) оказалась роковой.
Англичане спровоцировали буров на нападение, чтобы оправдаться в глазах общественного мнения, полагая легко разбить врага. Но не вышло. Даже после потери своих столиц – Претории Филадельфии и Блумфонтейна буры не сдались и развернули партизанскую войну. Чтобы сломить их сопротивление англичане организовали концентрационные лагеря, в которые заключали членов семей партизан, в том числе детей, женщин, стариков и даже негров-рабочих. По неполным подсчетам через лагеря в 1900-1902 гг. прошло более 200 тыс. человек, 26 тыс. человек погибло от голода и болезней. Этот геноцид и заставил буров сложить оружие.
Вторая англо-бурская война – это реперная точка, после которой история человеческого рода свернула на дорогу, видимую нами ныне. Фактически, из этой войны вынесены были методики ведения Первой и Второй мировой войн с массовым применением скорострельного оружия, зачисткой сопротивляющегося населения, с тотальным разрушением экономики противника и отказом от религиозно-моральных принципов отношения к пленным и мирным жителям.
На стороне буров воевали добровольцы из европейских стран, а из России приехали сражаться более 200 человек. Русская газета «Новое время» (1899) писала: «Прямые религиозные фермеры, решившие своей кровью отстоять свободу Отечества, всегда будут ближе сердцу святой Руси, чем наш исконный враг − холодная и эгоистичная Англия. По своей глубокой вере в Бога буры нам родные братья».
Если бы бурские республики разбили британцев, то это было бы торжеством традиции над «революцией и мировым всесмешением» (в понимании К. Н. Леонтьева). И сейчас мир бы дышал вольнее и спокойнее.