Автор: Юрий Лукин (пресс-служба Воронежского Губернского Дворянского Собрания)
По Благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Воронежского и Лискинского 13 октября состоялся чин освящения мемориальной доски в память об уничтоженном большевиками Покровском девичьем монастыре, по адресу: Воронеж, ул. Сакко & Ванцетти (Большая Девиченская), д. 41.
Идея установки мемориальной доски, принадлежащая Воронежской региональной общественной организации «Колыбель русского флота», встретила поддержку и реализована совместно с Воронежским Губернским Дворянским Собранием, Региональным отделением Общероссийского Общественного Движения «За Веру и Отечество», Воронежского представительства Союза Потомков Галлиполийцев, силами и средствами этих общественных объединений. Автор проекта – Предводитель Воронежского Губернского Дорянского Собрания профессор Е.М. Барсуков.
В открытии приняли участие руководитель Управления культуры ГО г. Воронеж А.В. Харитонов, настоятель Владимирского храма протоиерей Геннадий Пашкевич, историк и краевед А.Н. Акиньшин, члены Воронежского Губернского Дворянского Собрания, Движения «За Веру и Отечество», Союза Потомков Галлиполийцев, ВРОО «Колыбель русского флота», представители партии «Родина», кадеты Горожанского казачьего кадетского корпуса.
Воронежский Покровский девичий монастырь был основан в Царствование Михаила (I) Феодоровича Романова и напрямую связан с Царской фамилией. Хроники сообщают нам, что в 1623 году тридцать сестер во главе со старицей Марфой по Благословению Митрополита Филарета (Романова), отца Родоначальника Династии, заложили здесь деревянный сруб Покровского храма. Первоначально монастырь размещался в старом городе: между крепостными сооружениями и Успенской церковью. Долгое время он оставался единственной женской обителью в Воронежской епархии и даже на всём течении реки Дон.
Земельные тяжбы по монастырским угодьям, а также бурные судостроительные работы на петровской верфи, находившейся по соседству, вредили духовной жизни сестёр, вызывая нестроения и распри, и вынудили игуменью ходатайствовать о переносе монастыря за город, к урочищу Терновая поляна, близ Нищей и Посадской слобод. При посредничестве первого Правящего Архиерея Воронежской епархии Епископа Митрофана, не оставлявшего вседенно обитель в молитвенном воздыхании, прошение было Высочайше одобрено и удовлетворено Царём Петром (I) Алексеевичем 17 декабря 1702 года. Покровский монастырь по Царскому указу обрел обширную пустошь в пять десятин. Именно факту возникновения на этом месте женской обители воронежская топонимия обязана новым названием – Большая Девиченская улица, в простонародье – Девичок.
Ранние сооружения были деревянными, первая в монастыре каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была закончена при Императрице Елизавете в 1751 г. В конце XVIII- начале XIX вв. начались богослужения и в новом каменном храме Преображения Господня, с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. В 1832-1835 годах по проекту известного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854), академика и ректора Императорской Академии художеств, была построена церковь во имя Всех Святых Печерских, примыкавшая к покоям матушки игуменьи. Весь XIX век комплекс Покровского монастыря продолжал расширяться и занял всю местность, отведенную в 1702 году. Подворье обзавелось многочисленными служебными и общежительными сооружениями, лечебницей, странноприимным домом, трехъярусной надвратной звонницей, имелся свой сад и кладбище, чести упокоиться на котором удостоились многие именитые и влиятельные городские деятели. Так, здесь были погребены представители дворянских семейств Веневитиновых, Сенявиных, Сонцовых, Перелешиных, В.А. Чертков (1726-1793гг.) – генерал-губернатор Воронежского, Харьковского, Саратовского наместничеств, основатель городов Новороссии – Екатеринослава (ныне Днепропетровск) и Мариуполя, и его близкие. На монастырском погосте также похоронены участник Отечественной войны 1812 года Василий Мартынович Шаганов (1780-1861гг.), мемуарист и добрый знакомый А.С. Пушкина генерал-майор Илья Тимофеевич Радожицкий (1788-1861гг.) и др.
Достоверно известно, что монастырь посещали поэты В.А. Жуковский, И.С. Никитин. Перед революцией насчитывалось более тысячи насельниц. Не на одних лишь пожертвованиях зиждилось монастырское благополучие: сёстры занимались рукоделием, белошвейной работой, традиционными ремёслами и промыслами.
Среди наиболее почитаемых святынь Покровского девичьего монастыря называют ныне утраченные иконы Божией Матери старинного письма в богатых ризах – Смоленскую (именно ею, согласно преданию, митрополит Филипп благословил сестёр на молитвенный подвиг в новой обители) и Казанскую.
Революционный 1917-й год нарушил естественный ход истории. Богоборческая коммунистическая власть, сделавшая воинствующее безбожие одной из главных догм собственной идеологии, принялась остервенело искоренять сам русский дух – дух Православия, уничтожая храмы и монастыри, оскверняя святыни, насильственно изымая священные реликвии и другие церковные ценности под предлогом помощи голодающим. Не избежал поругания и Покровский девичий монастырь, где после разграбления ценностей (даже без полноценной описи!), комиссары сначала организовали в храме Во Имя всех Святых Печерских «Клуб им. тов. Калинина», затем «уплотнили» жилые постройки нуждающимися в жилье активистами. На месте креста под главным куполом поместили красную пятиконечную звезду и, заменив иконы портретами «вождей» пролетариата, принялись распевать там пафосные марксистские куплеты. Пытались потеснить монахинь своими союзниками-обновленцами. Благодатью твердого пастырского слова духовно укрепляли поредевших насельниц служившие в Преображенском храме Архиепископ Воронежский Пётр (Зверев) и отправленный властями в административную ссылку в Воронеж протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский, бывший флотский офицер и ветеран Великой (1 Мировой) войны. Все они пали жертвами необоснованных репрессий, сподобившись приобщиться к мученическому венцу Христа-Спасителя, и в наши дни канонизированы Русской Православной Церковью.
Несправедливо и больно, что в отличие от имён гонителей и судей неправедных, эти имена не отражены в городской географии, абсурдным образом сохранившей весь топонимический колорит 20-х годов ушедшего века. Только из уст краеведа нет-нет да сорвется исконно-кровная «Большая Девиченская» вместо чужеродной «Сакко & Ванцетти»…
Каждый из упомянутых Новомучеников достоин глубокого почитания и увековечения: «Новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация. Сегодня очень часто появляются псевдогерои, — не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, — и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями…», – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Закрытый в конце первого революционного десятилетия монастырь ещё до войны разобрали на кирпич. Немногочисленные уцелевшие постройки заняты под жильё. Не осталось и следа от монастырского погоста, полностью поглощённого современной застройкой, фундаментом которой служат чьи-то надгробия и прах, чья-то светлая память.
Святая обитель стала Рабочим городком… Но верующие знают, что и на месте порушенных храмов и монастырей ангелы Божии незримо творят обедню.
(При подготовке использована книга «Храмы Воронежа», А. Н. Акиньшин. — 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж : Кварта, 2003. )