Автор: Елизавета Преображенская

 

Рисование было одним из любимых занятий европейских принцесс. Прекрасно рисовали и дочери Николая I, сохранились натюрморты, созданные рукой Императрицы Марии Федоровны и портреты, написанные Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Очень любила живопись Великая княгиня Ольга Александровна, оставившая множество тонких акварелей и даже иллюстрировавшая сказки собственного сочинения.

Любили рисовать и дочери Императора Николая II. Сохранились их пейзажи, а так же письма и открытки с иллюстрациями, которыми они обменивались с родственниками и друзьями.

Известно, что одно время, находясь в Ливадии, княжны брали уроки у Александры Петровны Шнейдер. А.П. Шнейдер родилась в фамильной усадьбе Красивка Тамбовской губернии в 1863 году. У нее была старшая сестра Варвара (1860 года рождения). Когда Варваре было восемь лет, а Александре пять, их мать умерла, и родовое гнездо продали, а семья была вынуждена переехать в Тамбов. В 1875 году умер и отец сестер Шнейдер, девочки остались на попечении мачехи. Мачеха распродала «чудные художественные вещи, бронзы, канделябры, мебель красного дерева, сервизы, фарфор, художественное серебро», девочки росли в бедности и вынуждены были думать о том, как заработать на жизнь. Обе планировали стать учительницами и окончили Александра – Бестужевские курсы, а Варвара – педагогические. После курсов обе сестры окончили школу Общества поощрения художеств. Некоторое время они давали уроки живописи. Обе были дружны с выдающейся художницей начала XX века – Елизаветой Меркурьевной Бём. В 1892 году сестры побывали в Париже, где пять месяцев жили в особняке княгини М.К. Тенишевой. Много путешествовали они и по России: побывали в Крыму, Киеве, на Кавказе, осуществили поездку по Волге.

В 1903 г. В.П. Шнейдер был поручен проект «триумфальной» арки на границе Нижегородской и Тамбовской губерний для въезда Императора на празднование церковного прославления св. прп. Серафима Саровского. Тогда же Александрой Петровной была исполнена акварель с видом Саровской Успенской пустыни. Об этом эпизоде своей жизни Варвара Петровна оставила воспоминания, помимо всего прочего, она вспоминает такой случай:

«Беседы Паши Саровской с Г<осуда>рем. Значительно позднее на одном из приемов, когда И<мператри>ца подолгу разговаривала со мной, разговор зашел про юродивых. И<мператрица> спросила меня, видела ли я Саровскую Пашу? Я сказала, что нет. — «Почему?» — «Да я боялась, что прочтя к<а>к нервный ч<елове>к в моих глазах критическое отношение к ней, она рассердится и что-нибудь сделает, ударит или т.п.». И осмелилась, спросила, правда это, что когда Гос<ударь> Им<ператор> хотел взять варенья к чаю, то Паша ударила его по руке и сказала: «Нет тебе сладкого, всю жизнь будешь горькое есть!» — «Да, это правда». И раздумчиво И<мператри>ца прибавила: «Разве вы не знаете, что Государь родился в день Иова многострадального?». Потом говорили о юродивых бургундских принцессах (Эльза Лострип), грюнвальдовских старцах и проч. В самом конце 1916 г. Ее В<еличест>во дала мне книгу в зеленом сафьяновом переплете…»

Созданную Шнейдер арку высоко оценили Императорская чета и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1911 году Варвара Петровна Шнейдер открыла школу Народного искусства для крестьянских девочек. Школа находилась под патронажем Императрицы Александры Федоровны и в ней девочки из крестьянских семей изучали старинные женские художественные рукоделия.

В 1912 году Александра Петровна была представлена Государю, некоторые из ее работ приобрела Царская Семья для Александровского дворца в Царском селе. Год спустя она издала книгу с набором открыток «В цветниках Харакса» — о крымском имении Великого князя Георгия Михайловича. Поэтому не случайно, что именно на нее выпал выбор Государя и Государыни. Весной 1914 года Александра Петровна записала в своем дневнике: «…три раза Её Величество присылало великих княжон заниматься со мной, и я многое им сказала… и старалась сконцентрированно передать им те художественные положения, которые им следует знать».

Шнейдер А.П. Розы в Ливадии. 1908

В годы Великой войны Александра и Варвара Шнейдер написали целый ряд работ, посвященных раненым солдатам. В январе 1917 года на заседании Академии Художеств Александра Петровна Шнейдер была представлена В. Маковским, Н. Дубовским и Н. Богдановым-Бельским к званию академика.

О сестрах Шнейдер известно, что после революции они жили в Луге, а в 1929 году возвратились в Петербург и жили по адресу набережная Мойки, 9, кв. 22. Жили они очень бедно, не имели обуви, чтобы выйти на улицу. Александра Петровна принимала заказы уже от новой власти – например, создала проект памятника для могил жертв революции. Не известно, отчего она заключила такую постыдную сделку с совестью – боялась ли она, что большевики вспомнят о том, кто был ее ученицами и пыталась загладить «вину» или же просто хваталась за любые заказы, чтобы не умереть от голода? Так или иначе, но художественное оплакивание жертв революции не помогло сестрам Шнейдер. В 1935 году вспомнили и о них. Из Луги Варвара и Александра Шнейдер были высланы в Саратов.

А. П. Шнейдер. Доброволец Ангуров

Варвара Петровна Шнейдер умерла в 1941 году после продолжительной болезни. Александра Петровна пережила сестру всего на год и скончалась в 1942. Работы А.П. Шнейдер хранятся в ГРМ, а также в других музеях и частных коллекциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: