Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)
— 303 г. † Великомученик Георгий Победоносец
Родом из Бейрута, был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу в римскую армию, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Однако воспротивился его гонениям на христиан и принял мученическую кончину. Неверующий человек спросит: а в чем же тут его победа, почему он Победоносец? Его называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам св. великомученика Георгия.
Необходимо также сказать об одном очень распространенном заблуждении относительно образа св. Георгия в древнерусской геральдике. До сих пор можно встретить утверждения, что именно св. Георгий изображался периодически с XIII в. и постоянно с XV в. на русских монетах, печатях и гербах. На самом деле, всадник с мечом или копьем, столь популярный в древнерусской геральдике, означал некоего «ездеца», светского воина-всадника, а не св. Георгия. Более того, в XVI–XVII вв. образ «ездеца» начал трактоваться как символ и изображение Государя—Царя всея Руси.
Лишь иностранцы называли всадника с русского герба св. Георгием. Впервые этого всадника назвал св. Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми. С этого же времени образ св. Георгия, побеждающего дракона, становится гербом Москвы.
— 303 г. † Мученица царица Римская Александра
Александра с греческого значит мужественная. Св. мчц. Царица Александра – супруга царя Диоклетиана. Она, хотя и была христианкой, но хранила это в тайне. Видя в Никомидии твердость св. вмч. Георгия среди мучения, она решила, что пора открыто засвидетельствовать свою веру во Христа. Немедленно св. Царица отправилась к месту мучений св. Георгия и, припав к его ногам, во всеуслышание исповедала веру в истинного Бога и обличила суетность и пагубу идолослужения. Озлобленный Диоклетиан осудил св. Царицу вместе с Великомучеником на смертную казнь. Она - первая Императрица, ставшая христианской мученицей. По тайне промысла Божия, имя последней русской Императрицы было также Александра.
— 971 г. Осада болгарской крепости Доростол
Византийский император Иоанн Цимисхий собрал огромное войско и новый флот. С помощью флота весной 971 г. он занял устье Дуная и отрезал Киевского Князя Святослава Игоревича в Болгарии от далекой Руси. Сухопутная армия византийцев двинулась в Болгарию.
С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. 22 июля 971 г. начался последний бой. Собрав воинов, Святослав произнес знаменитые слова: «Мертвые сраму не имут». Когда воины Святослава начали одолевать в упорной и долгой сече, поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Князь вынужден был отступить и начать переговоры о мире. Заключив мир, Святослав пошел к Киеву и был убит на обратном пути печенегами.
— 1185 г. Поход на половцев Князя Игоря Северского
Начало похода на половцев, возглавленного князем Игорем Северским из Новгорода-Северского. Этот поход воспет летописцем в знаменитом «Слове о полку Игореве».
— 1860 г. Приказ по Морскому ведомству
В 1860 года Приказом по Морскому ведомству номер 11/52 образован оркестр Сибирского флотского экипажа в г. Николаевск- на Амуре. В 1872 году переведён во Владивосток. В настоящее время — военный оркестр Тихоокеанского флота.
— 1883 г. Император Александр III узаконил триколор
Император Александр III узаконил триколор как «русский флаг» вместо утвержденного его отцом черно-желто-белого. Сам черно-желто-белый флаг не был официально отменен, чёрно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.
28 апреля было издано Высочайшее повеление, объявленное министром внутренних дел «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях».
7 мая 1883 г. это решение было включено в Собрание узаконений Российской Империи ст. 441. И в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага. Однако либеральные противники самодержавия своим знаменем выбрали именно триколор, напоминавший дорогие их сердцу масонские идеалы свободы, равенства и братства.
У сторонников черно-желто-белого флага одним из главных был тот довод, что символы Российской империи не должны уподобляться конституционной Голландии и республиканской Франции, а также — что «царское и народное знамя должны быть едины».
Император Николай II 29 апреля 1896 г. окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской Империи.
— 1906 г. Император Николай II провозглашает Основной закон Российской Империи
Император Николай II провозглашает Основной закон Российской Империи, который подтверждает приверженность России принципам Самодержавия.
«Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об осуществлении Нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы. Установив новые пути, по которым будет проявляться самодержавная власть Всероссийских монархов в делах законодательства, Мы утвердили манифестом 20 февраля сего года, порядок участия выборных от народа в сих делах и определили временными правилами условия пользования населением гражданскою свободою.
Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляющаго государственнаго строя, Мы повелели свести во едино постановления, имеющия значение основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область пранадлежащей Нам нераздельно власти Верховнаго государственнаго управления от власти законодательной». Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всем объеме принадлежали Императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом».
— Именины Императрицы Александры Федоровны
Из дневника Государя за 1895 г.: «Именины моей ненаглядной Аликс! В первый раз и ей самой странным казалось справлять новый для нее праздник. После кофе принимали всех садовников с фруктами и цветами, а также большую депутацию от людей Двора, кот. поднесли каждому из нас по иконе. В 10 ¾ приехала Мама из Петербурга, и мы отправились к обедне, куда съехалось все семейство».
В последний раз Царственные Мученики отмечали именины Императрицы в Екатеринбурге в 1918 г.: «Второй раз взаперти провели именины дорогой Аликс, но на этот раз не всей семьей» (из дневника Государя).
— 1945 г. День Победы над иноплеменными
Война с гитлеровской Германией победно закончилась фактически 6 мая – в день св. вмч. Георгия Победоносца, покровителя Русского войска. И уже 7 мая в 2:41 ночи в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Пасха Христова в 1945 г. также выпала на этот день. Таким образом, Господь ясно указал на Свое покровительство русскому народу и тот спасительный путь, по которому следует ему идти в истории. Но чтобы не связывать Победу с помощью Божией и Его Святых, а приписать ее чисто человеческим заслугам, день Победы официально был назначен на 9 мая.
Армия на Руси всегда пользовалась особой народной любовью, а воинская служба считалась делом чести и воинского долга. Вот как отвечал свят. Кирилл, просветитель славян, на вопросы магометан о воинах – христианах: «Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, — охраняют Отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская, если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику свв. Мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».
Итак, воинская служба в православном государстве есть служение Самому Богу, и воины суть истинные слуги Господни, назначаемые промыслительной волей Божией к водворению в обществах человеческих порядка, правды и законной власти, к защищению невинных и обидимых, к обузданию непокорных и злых.
— 1987 г. Патриотическая демонстрация на Манежной площади
В день св. Георгия Победоносца «Память» вместе с членами ВООПИК и других патриотических организаций провела патриотическую демонстрацию на Манежной площади. Участники демонстрации добились встречи с первым секретарем МГК КПСС Б. Ельциным. Около 500 человек прошли от Манежной площади к Моссовету, где в Мраморном зале встретились с Ельциным. На встрече выступил Д. Васильев, В. Емельянов, В. Шумский. Их выступления носили национал-большевистский характер.
— 1998 г. Возвращение домой
Прибытие Порт-Артурской иконы Божией Матери в Богохранимый град Владивосток. По Промыслу Божию это событие произошло в день памяти Небесного молитвенника православного Владивостока — святого великомученика и Победоносца Георгия. Мы знали, что за образом уехали в Иерусалим, знали, что вывезти из Израиля такую ценность очень сложно. Но это случилось: 6 мая самолет с иконой на борту приземлился во Владивостокском аэропорту.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) внесено в общецерковный календарь 16/ 29 августа и совпадает с днем Нерукотворного образа Спасителя и Феодоровской иконой Божией Матери. По определению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина и Епархиального совета во Владивостокской епархии также установлено отмечать обретение «Порт-Артурской иконы (Владивостокской)» 17 февраля и 6 мая.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович