Автор: Елена Мачульская
19 марта 1898 года Государственный Русский музей принял первых посетителей.
О необходимости создания в Петербурге музея национального русского заговорили еще в середине XIX века. Эту идею активно поддерживали в творческих и научных кругах и при дворе.
Император Александр III был большим ценителем искусства и прекрасно разбирался в живописи. Он собрал собственную коллекцию картин, в которой преобладали произведения русских художников. В 1894 году его собрание насчитывало почти 900 полотен. Тогда Император задумал создать музей:
«Я часто и серьезно думаю о необходимости создания в Петербурге Музея русского искусства. Москва имеет, положим, частную, но прекрасную галерею Третьякова, которую, я слышал, он завещает городу. А у нас ничего нет».
Император мечтал объединить под одной крышей как традиционных мастеров, так и передвижников. Но осуществить свой замысел Александр III не успел.
Музей в Петербурге открыл сын почившего государя Император Николай II. Первый в России государственный музей русского изобразительного искусства был основан в 1895 году и изначально носил имя Александра III.
Специально для музея выкупили здание Михайловского дворца, построенного для сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. В 1895—1898 годах дворцовые помещения перестроили для размещения будущих музейных экспозиций по проекту архитектора Василия Свиньина.
В утвержденном в марте 1897 года Положении о музее говорилось: «Музей основан в память Незабвенного Покровителя Русского искусства Императора Александра III, имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
Музей делился на три отдела. Первый был посвящен памяти Императора Александра III. Второй отдел был художественный, третий — этнографический и художественно-промышленный. Главенствующая роль художественного отдела оговаривалась особо: «До составления этнографических и исторических коллекций подлежит немедленному устройству художественный отдел музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников».
В Положении подчеркивалось: «Каждый отдел имеет самостоятельное значение и может делиться в случае необходимости на подотделы, за исключением перваго, имеющего остаться навсегда одним и цельным памятником Императора Александра III».
Кроме того, в этом документе оговаривались условия, подчеркивающие особый статус музея.
«Произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей Императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей Императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным».
«Предметы, помещенные в музей и составляющие его собственность, никогда отчуждаемы или передаваемы в другое учреждение быть не могут».
И главное — «Управляющий музеем назначается высочайшим именным указом и непременно должен быть членом Императорского Дома». Первым управляющим стал Великий князь Георгий Михайлович.
На торжественной церемонии открытия Русского музея присутствовали Николай II с супругой, вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Великий князь Георгий Михайлович.
Первая экспозиция музея размещалась в 37 залах Собрание музея в этот период включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист, а также около пяти тысяч. памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей.
В основу коллекций были положены художественные произведения, поступившие из Эрмитажа, Академии Художеств и императорских дворцов: Зимнего, Александровского, Гатчины и Царского Села. Более 100 картин было передано в музей из личной коллекции Александра III, в том числе работы художников В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, Г. И. Семирадского. Большая коллекция портретов поступила от наследников князя Алексея Лобанова-Ростовского, собрание рисунков и акварелей — от княгини Марии Тенишевой.
В 1902 году при музее был открыт этнографический отдел, а в 1913 году — историко-бытовой.
В 1912 году музею было «высочайше пожаловано» 28 картин русских мастеров, коллекция рисунков и около 50 памятников древнерусского искусства. Собрание музея постоянно пополнялось путем приобретений и пожертвований.
Для размещения всё увеличивающихся коллекций в 1914-1916 годы к Михайловскому дворцу был пристроен западный корпус, выполненный по проекту архитектора Леонтия Бенуа.
После 1917 года русский музей стал Государственным, имя Александра III из его названия исчезло. Собрание музея увеличилось за счёт национализированных художественных ценностей.
На сегодняшний день Русский музей обладает крупнейшей в мире коллекцией русского изобразительного искусства, насчитывающей около 400 тысяч произведений всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства с IX по XX века.