Автор: Наталья Иртенина
Сведения о происхождении летчика-аса советского времени Ивана Кожедуба до недавнего времени были известны лишь из его мемуаров. Однако официальная версия о крестьянских предках И.Н. Кожедуба не соответствует действительности. Это выявилось в ходе архивно-документального исследования.
В современных генеалогических исследованиях нередко бывает так: официальные биографические сведения советского времени противоречат обнаруживаемой в архивных документах информации за досоветский период. Господствующие идеологические установки, классовые приоритеты в советской политике, террор и репрессии по сословному признаку против дворянства, купечества, духовенства, казачества, офицерства, зажиточного крестьянства — все это вынуждало людей «неправильного» происхождения скрывать свои истинные биографические данные. В целях самозащиты люди и целые семьи меняли фамилии, в анкетных данных понижали сословный статус родителей и всего рода до разночинского или рабоче-крестьянского. Даже дата и место рождения могли подменяться, чтобы невозможно было обнаружить подлинные сведения о происхождении человека по церковным метрическим книгам. Люди осознанно предавали забвению своих предков, и вновь рождавшиеся поколения ничего не знали о своих корнях, об истории семьи до 1917 г., росли в атмосфере «культа безродности», насаждавшегося в советское время.
Но архивные документы помнят всё, и сейчас многие открывают для себя историю своих предков как нечто ранее совершенно неведомое, сталкиваются с неожиданными находками.
Будущий маршал авиации, трижды герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб родился в селе Ображеевка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области Украины). Официальная дата рождения — 8 июня 1920 г., но даже она неверна. В мемуарах И.Н. Кожедуба сообщается, что его отец-крестьянин работал на заводе. Неподалеку от Ображеевки действительно существовал пороховой завод в селе Шостка, на котором трудилось окрестное население. Но род занятий Никиты Илларионовича Кожадуба (именно так, через «а», писалась фамилия до 1917 г.) еще ничего не говорит о его сословной принадлежности. Между тем в церковных метрических записях о его браковенчании и о рождении/крещении его детей до 1917 г. он записан казаком. Аналогично и дед Ивана — Илларион Стефанович Кожадуб в метрической записи о смерти в 1913 г. значится казаком.
Это значит, что род Кожадубов принадлежал к сословию малороссийских казаков, существовавшему до 1917 г., когда были отменены вообще все сословия. Причины сокрытия этой информации, забвения казачьего происхождения в семье Кожедубов очевидны: политика расказачивания, массового террора в отношении казаков, проводившаяся советской властью с 1919 г. до середины 1920-х гг. Применялась эта политика главным образом к казачеству донскому, кубанскому, терскому, оренбургскому, уральскому, т. е. имевшему свои войсковые организации и формировавшему в годы Гражданской войны военные части для борьбы с большевизмом, — а малороссийское казачество своего войска не имело с конца XVIII в. Но понятие «казак» в первые годы советской власти было столь радикально стигматизировано, что принадлежать вообще к какому бы то ни было казачеству, иметь предков-казаков становилось опасно. В период «самостийности» 1918—1919 гг. на Украине осуществлялась попытка воскресить былое запорожское казачество путем переформатирования армии на казацкий манер, введения старых казачьих званий. После водворения там советской власти участь не успевших уйти за кордон членов военных националистических формирований, очевидно, не отличалась от судеб иных противников большевизма. К тому же декларации о расказачивании и «поголовном истреблении» основной массы казаков, печатавшиеся в советской прессе в 1919 г., не могли не наводить ужас на население исторических казачьих земель. Многие из тех, кто прежде числились казаками, предпочли забыть о своем происхождении.
На Украине забыть об этом было тем проще, что с середины XIX в. сельские казаки там почти ничем не отличались от крестьян, а жившие в городах — от мещан. По указу Екатерины II казачество Малороссии лишилось собственной войсковой организации: были упразднены Войско Запорожское и сотенно-полковое устройство его территории, так называемая Гетманщина. И на протяжении следующего столетия малороссийское казачество постепенно утрачивало свою особость и боевой дух. Хотя казачьи органы самоуправления сохранялись вплоть до 1917 г., происходило активное смешивание казачества с обывательской средой.
Из семьи такого сельского казака и происходил И.Н. Кожедуб. По сохранившимся церковным документам автору этих строк удалось воссоздать его родословие по мужской линии до начала XVIII столетия.
Село Ображеевка, основанное в XVII в., изначально называлось Преображенское (Преображеевка) — от имени Преображенского монастыря в уездном Новгороде-Северском. А вот храм в селе был освящен во имя Архангела Михаила. Жителями села в основном были казаки. По военно-административному делению Гетманщины оно относилось к Воронежской сотне Нежинского полка (сотенный центр — местечко Воронеж, не путать с городом Воронежем).
В наиболее раннем документе церковного учета населения по Ображеевке — исповедной росписи Михайловской церкви за 1743 г. записаны Федор Михайлович Кожадуб 42 лет с женой и детьми и его младшие братья Самуил и Ермолай.
То есть казак Войска Запорожского Федор Михайлович Кожадуб — первый выявленный по документам представитель рода. Однако прямым предком летчика Ивана Кожедуба был не он, а его брат Самуил Кожадуб.
В исповедной росписи 1787 г. зафиксировано разросшееся семейство Кожадубов. В том числе дочь Самуила — Анна Самойловна и ее муж Евмений Кириллович, который вошел в семью жены примаком, взяв ее фамилию. Их сын Кондрат — это прапрадед Ивана Кожедуба.
Прадед — Стефан Кондратьевич Кожадуб. Дед — Илларион Стефанович Кожадуб. Отец — Никита Илларионович.
Все они пребывали в казачьем звании.
Подробности их казачьей службы в XVIII—XIX столетиях, участия в войнах с Турцией, с поляками, с Наполеоном следует искать в документах украинских и российских исторических архивов.
В биографии И.Н. Кожедуба, изданной в 2010 г. в серии «Жизнь замечательных людей» (автор Н.Г. Бодрихин), кое-какие сведения о его родителях и братьях даны с ошибками. Но особый интерес представляет дата рождения летчика. Как уже сказано, официальная дата 8 июня 1920 г. неверна. Н.Г. Бодрихин приводит другую, исходя из семейной легенды о том, что Кожедуб якобы прибавил себе два года, чтобы поступить в техникум. Вот этот фрагмент из книги: «Фактическую дату рождения Ивана Никитовича сообщила его вдова — Вероника Николаевна Кожедуб, женщина, обладавшая редкой памятью и в данном случае не имевшая ни малейшей причины не быть искренней. Она рассказала, что в 60-е годы с родины Ивана Никитовича им прислали страницу, вырванную из церковно-приходской книги Преображенской церкви, где ясно значилась дата — 6 июля 1922 года». Но взглянуть своими глазами на этот вырванный лист биографу не удалось: якобы он затерялся в квартире Кожедубов среди бумаг.
Очевидно, что в данном случае у семьи все же имелись причины скрывать истину и придумывать легенду-прикрытие. В Ображеевке никогда не было Преображенской церкви, это раз. В ходе нашего генеалогического исследования удалось найти истинную дату рождении И.Н. Кожедуба, это два.
Запись о его рождении содержится в книге советского волостного ЗАГСа. Точная дата — 20 июня 1919 г. И понятно, что никакого вырванного листа с датой рождения «1922 г.» никогда не существовало.
Иными словами, и сам Кожедуб, и его семья вполне осознанно не раскрывали настоящую дату его появления на свет ни в течение всего советского периода, ни даже спустя годы после крушения советского режима. Почему? Возможно, предполагали, что в метрической записи его отец, как и до революции, назван казаком? А летом 1919-го по территории Новороссии и Малороссии как раз победно шествовали войска генерала Деникина. И кто знает, чем занимался в то время отец будущего советского летчика, малороссийский казак Никита Кожадуб, который позднее, в годы безбожных пятилеток, служил церковным старостой?
В книге Н.Г. Бодрихина есть и прямой намек на то, что Кожедубы утаивали в советское время некоторые семейные подробности: «…политика в стране после революции… очень часто вынуждала людей с большой осторожностью вспоминать своих предков… Особенно это касалось тех, кто избрал военную службу. Не был исключением и Иван Кожедуб: даже девичью фамилию своей матери он не писал в анкетах — то ли забыл, то ли не хотел упоминать». Родители его матери были зажиточные крестьяне, и родня с ее стороны в 1920-х гг. имела «кулацкое», по советским меркам, хозяйство.
Однако если были в семье И.Н. Кожедуба опасения насчет «компрометирующей» метрической записи, то напрасные. О родителях новорожденного младенца Ивана в ней сказано: отец, 32 года — чернорабочий, мать, 35 лет — по домашнему хозяйству…
В XIX — начале XX в. род Кожадубов широко разросся, стал разветвленным. Любопытный факт приведен в книге Н.Г. Бодрихина: на памятнике погибшим во время Великой Отечественной войны односельчанам выбиты имена нескольких носителей этой фамилии. На вопрос, не родственники ли они знаменитого летчика, местные жители отвечали отрицательно: «однофамильцы». Очевидно, что память людская, в том числе самих представителей рода, не сохранила воспоминаний об общем предке, жившем в начале XVIII в. Забвению на сто лет подлежало и то, что род был казачий.
Полный текст научной статьи с родословием И.Н. Кожедуба опубликован в журнале «Вестник МГУТУ им. К.Г. Разумовского», серия общественных наук, № 1 за 2023 г.