Автор: Виталий Даренский

 

Павел I, родившийся 20 сентября 1754 года, — один из самых загадочных российских Императоров, до настоящего времени не понятый и не оцененный по достоинству. Однако начало почитанию злодейски убиенного Императора Павла Петровича положил его внук Александр II: при нем в Павловске, на плацу перед дворцом, был открыт памятник Павлу I, а в Михайловском замке была устроена церковь — в той самой бывшей спальне, где заговорщики убили его деда. Ежегодно 11 марта, в день его кончины, Александр II приезжал туда и в уединении молился несколько часов. Оттуда он мог бы видеть место и собственной будущей гибели: из спальни Павла Петровича уже в наше время открывается вид на церковь Спаса-на-Крови.

Благоверный Император Павел Петрович был убит в результате заговора российских масонов по тайному указанию Британской короны в ночь с 11 на 12 марта (по юлианскому календарю) 1801 года. При жизни и еще более после смерти он, как и Царь-Мученик Николай II, был оклеветан. Между тем Государь Павел Петрович отличался глубокой верой в Бога и стремился к тому, чтобы каждый подданный мог получить у него защиту в случае какой-либо несправедливости. Он ограничил крепостное право. В Императоре Павле простой народ и рядовое дворянство искали защитника и покровителя. Главная историческая заслуга Павла I состояла в том, что он попытался восстановить строй «народной монархии» (И. Солоневич), который уже 100 лет разрушался европейским абсолютизмом со времени Петра Первого.

Вступив 6 ноября 1796 года на престол после смерти Екатерины II, своей матери, он первым делом восстановил справедливость по отношению к отцу – Петру III, который был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря без соответствующей его статусу церемонии. Павел устроил пышные совместные похороны обоих родителей, предварительно эксгумировав тело Петра III и перенеся его сначала в Зимний дворец, потом в Петропавловский собор, где Петр III и Екатерина II упокоились в общем склепе.

В одном из окон Зимнего дворца после вступления Павла на престол установили ящик, куда любой человек мог опустить прошение, рассказать о своей беде, попросить защиты. Ключ от комнаты с ящиком хранился у Императора, он сам изымал корреспонденцию, читал ее и реагировал быстро, без промедления. В течение только одного года поступило 3229 писем, на которые Павел I ответил 854 указами и 1793 устными приказами.

Военные и гражданские реформы Павла радикально ужесточили требования к офицерам и чиновникам, на гражданской службе была введена военная дисциплина. Павел начал совершать инспекционные поездки в регионы и ввёл сенаторские ревизии – чрезвычайный надзор за деятельностью органов власти и судов. Многие коррупционные схемы, существовавшие во времена Екатерины II, были разрушены. В введённых Павлом I воинских уставах, адаптированных к России, было много заимствований из военного дела Пруссии. Как известно, их критиковал Александра Суворов. Но нужно понимать, что если гении военного дела не нуждались в жёсткой регламентации своих действий, то в случае со среднестатистическим командиром чёткие правила и требования были скорее полезны.

Павел I внедрял в практику гуманное отношение к солдатам, он запретил начальникам использовать солдат в качестве крепостных крестьян, ограничил сроки службы в армии. Император улучшил солдатское довольствие и повысил качество медицинского обслуживания в армии, увеличил нижним чинам жалование. За ненадлежащее обращение с солдатами офицеров при Павле строго наказывали. В то же время возможность стать офицером Император впервые превратил в дворянскую привилегию, почти недоступную для выходцев из простого народа. Вместе с тем Павел I запретил офицерам уходить в долгосрочные отпуска, жёстко требуя от всех военнослужащих постоянно находиться по месту службы. Была ликвидирована практика записывать в полки с целью получения выслуги малолетних дворян. Если до Павла около 70% офицеров служили чисто формально, то теперь все они вынуждены были находиться в частях и заниматься своими прямыми обязанностями. Условия службы стали гораздо тяжелее. Царь подвергал личный состав воинских частей муштре и отправлял на длительные марши. Гвардейцев также оскорбляло отношение Павла к офицерам. Он мог разжаловать любого. Был случай, когда одному штабс-капитану за неуважение к ордену святой Анны он приказал дать тысячу палок.

Павел I начал жёстко пресекать произвол помещиков по отношению к крепостным. Своим манифестом он потребовал ограничить барщину тремя днями в неделю, чем вызвал сильное недовольство у дворян, воспринявших это как наступление на свои свободы. Вместе с тем Павел старался экономически поддерживать дворян, вводя для них материальную помощь через кредитно-банковскую систему.

Это было время глобального соперничества Англии и Франции, в том числе на Средиземном море. Англия обратилась к Павлу с просьбой поддержать их в борьбе с французами. И изгнать последних с Мальты. За это Павла назначили Великим Магистром Мальтийского рыцарского ордена. Россия победила и освободила остров, но Мальту англичане забрали себе.

Но уже в 1801 году Павел вступил в союз с Наполеоном Бонапартом и организовал Индийский поход. Этот план был предан гласности в 1840 году и некоторое время считался мистификацией. Секретный план экспедиции предусматривал совместные операции двух корпусов – одного французского и одного российского (всего 70 000 человек). Павел настаивал, чтобы командование французским корпусом было поручено генералу Массена. По этому плану, части французской армии должны были высадиться с кораблей в Таганроге, дальше объединиться с донскими казаками, после этого пересечь Каспийское море, высадиться в персидском порту и идти в Индию. Если бы это произошло, Британия лишилась бы своей главной колонии, из которой она извлекала огромные прибыли, и перестала быть великой державой. Весь ход последующей истории мог бы быть совсем иным.

Англия, естественно, не могла допустить этого похода. Английский посол в России Чарльз Витворт организовал в Петербурге тайный «Союз спасения» (позже его возродят «декабристы» с той же целью и с тем же названием). Члены союза собирались в доме любовницы английского посла Ольги Александровны Жеребцовой, родной сестры Платона Зубова – того самого, который в ночь с 11 на 12 марта 1801 года и ударил Императора табакеркой в висок. Финансирование заговора англичанами происходило золотом через Жеребцову. Долгое время, историки отрицали убийство Павла I. Утверждая, что смерть произошла от апоплексического удара. Правда раскрылась лишь через сто лет. Одну из главных ролей в убийстве принимал участие граф Пален – доверенное лицо Императора. Которому сам Павел доверил расследовать заговор против него. Кстати, Павел вычислил предательство Палена и прямо высказал ему. Но тот заявил Павлу, что да, он состоит среди заговорщиков. Но, чтобы распутать клубок заговора и донести Императору. Александр I мало общался с отцом и не был связан с ним теплой эмоциональной связью. Он знал про готовящийся переворот. Как позднее будет вспоминать Пален, Александр потребовал дать какое-то обещание, что с отцом ничего не случится и никто не будет его убивать. Пален, конечно, обещание дал, но не собирался его исполнять. Когда Александр узнал об убийстве отца и о том, что он теперь Император – упал в обморок. Никто из убийц Императора не понес наказания, а Петр Пален только благодаря стараниям Марии Федоровны, которая «очень тяжело переживала утрату мужа», понес «страшное» наказание – был уволен с должности и отправлен доживать свои года в собственном богатом курляндском имении.

Могила Павла I в Петропавловском соборе на рубеже XIX–XX веков стала культовым местом. К ней приходили молиться не только православные разных чинов и сословий, и также панихиды заказывали католики и протестанты. Священники, обратив внимание на это стали собирать свидетельства о помощи, им оказанной, и записывать их в специальную тетрадь. Священники зафиксировали много таких историй. Тетрадь с ними пропала, но о том, что она точно существовала, известно из книг писателя Владимира Вишнякова, изданных в 1916 году: «Венок на гробницу Императора Павла I» и «Император Павел Первый».

На Всероссийском Поместном соборе 1917 года обсуждали даже предложение о канонизации Павла I, однако оно не было принято, поскольку тогда были другие, более насущные вопросы.

 

 

Поделиться ссылкой: