Автор: Александр Гончаров
Уникальные мыслители, которые доходят до глубин понимания того, что происходит в настоящем, и часто оказываются непонятыми современниками, увлеченными идеями прогресса и устремлением в «светлое будущее». Но те, кто распознают настоящее, как раз-то лучше и предсказывают пути развития будущего.
Русский военный теоретик Евгений Эдуардович Месснер (1891-1974) – полковник Генштаба Императорской армии России, участник Белого движения, последний начальник штаба Корниловской дивизии принадлежит к когорте выдающихся личностей, рожденных в нашей стране. Созданная им в вынужденной эмиграции концепция «мятежевойны» принадлежит не только к военной сфере, но и историософской. Она позволяет дешифровать знаки нашего времени, столь запутанного и поражающего обывателя разновекторностью протекающих процессов.
Сама жизнь Месснера может послужить сюжетом для приключенческого фильма. Только случайность помешала ему принять участие в беспримерном переходе отрядов Дроздовского от Днестра и до Дона в 1918 году для соединения с Добровольческой армией. Но уже в начале 1920 года Евгений Месснер оказался в рядах отряда генерала Н. Э. Бредова, совершившего героическое отступление из Одессы в Польшу вдоль румынской границы, вместе с гражданскими беженцами, спасавшимися от красного террора.
Во время Второй мировой войны Месснер, служа в I Русской национальной армии под руководством генерала Б. А. Хольмстон-Смысловского, в 1945 году оказался в нейтральном Лихтенштейне, откуда и перебрался в Аргентину, окончательно распрощавшись с надеждой когда-нибудь вернуться на Родину.
В 1960 году в Буэнос-Айресе Е. Э. Месснер издал книгу «Мятеж − имя третьей всемирной», где первоначально и изложил свою концепцию. Он предположил и показал, что «…создалась новая форма вооруженных конфликтов, которую назовем МЯТЕЖЕВОЙНОЙ, в которой воителями являются не только войска и не столько войска, сколько народные движения. Этот новый феномен подлежит рассмотрению с разных точек зрения, и в первую очередь с психологической: если в войнах классического типа психология постоянных армий имела значение, то в нынешнюю эпоху всенародных войск и народных воюющих движений психологические факторы стали доминирующими. Народное войско − психологический организм, народное движение − сугубо психологическое явление. Война войск и народных движений − мятежевойна − психологическая война». То есть, если вдуматься, то Месснер описал то явление, которое ныне принято называть «гибридной войной»: «Война XX в. не есть чисто военное предприятие: в ней политики не меньше, чем тактики, в ней пространство надо завоевывать и войском, и пропагандой: теперь народ может не признать физического завоевания и продолжать духовное сопротивление (Резистанс) даже и по капитуляции воинства. Надо пропагандою влить эликсир жизни в свои массы и яд во вражеские, и надо пропагандным противоядием спасти своих от неприятельского яда».
Война стала иррегулярной. Противостояние фронтов, типичные для Первой и Второй мировых войн, сменилось совершенно иными видами боевых действий, которые можно с натяжкой (только с натяжкой!) назвать схваткой иррегуляров. Фактически, при развитии и усложнении военной техники и технологий, массовой войско, основанное на всеобщей поголовной воинской обязанности, стало неэффективным, на смену ему пришли новые конкистадоры и новые кондотьеры.
Значительно переменилась и этика войны: «Иррегулярная сила стала мощным фактором войны. Кто из офицеров с нею вдумчиво соприкоснется, пред тем открывается новый военно-политический мир, в котором заменены: долг − фанатизмом, храбрость − лукавством, благородство − жестокостью, традиции − импровизацией, порядок − своеволием, иерархия по старшинству – выдвижением энергичнейших, государственная идея − оппортунистическими лозунгами, унаследованная этика − учетом полезности, слово разума − криком буйства» (Е. Э. Месснер).
Пройдя через горнило войн, Евгений Месснер самостоятельно теоретически осмыслил историю своего времени. Для него было очевидным, что революции – это не какие-то события, органически связанные с экономической и политической эволюцией того или иного государства, а элементы «мятежевойны».
Эту идею можно было еще хоть как-то отвергать даже после 1917 года, но после 1991 года, распада «социалистической системы», а потом и череды «оранжевых революций», надо быть просто глупцом и закрывать глаза того, что и не думает скрываться.
В голодных странах и стонущих под пятой жесточайших тиранов революции отчего-то не случаются. Бунты, да бывают. И их спокойно подавляют. Психологический облик бунтовщика совершенно отличается от психооблика революционера. Голодный бунтовщик хватает не винтовку, а хлебный нож, и устремляется не в Зимний – свергать «министров-капиталистов», но громить и разграблять ближайшую булочную.
Нутро революции заключается в том, что она приходит в относительно сытые страны, насытившиеся города, к сытому народу и пресыщенному обществу. И революция разыгрывается обычно после проведения реформ, допущения некоторой «свободы слова» и т. п. А внутренняя «мятежевойна» разворачивается не после мятежа масс, но «восстания» элит.
Парадоксально, однако чужая идеология (пропагандистский яд) раньше поражает элиту, а не массы. И этому удивляться не приходится. Элита хочет выделяться из общего народного тела. Ей проще всего сделать этот шаг, позаимствовав что-то у другой, более старой или зрелой элиты. Причем не только в культурном, политическом, но даже и бытовом плане. Утрируя, можно сказать: «Мы – элита! И мы не желаем на обед есть пельмени. Их работяги в столовках кушают. Желаем что б на стол подавали бланманже!» И это не следует считать мелочью. «Забланманжевать» можно все: от государственного строя и до организации детских песенных конкурсов. И если приклоняться перед пельменями нельзя, то бланманже вполне сойдет на роль «божка» или идола.
Потом же разворачивается страшное. Элита не только управляет, но и передает свои идеалы массе. Мимесис – свойство массы. Ей ведь некогда вырабатывать свои собственные идеалы: хлебороб пашет землю, врач лечит, учитель учит, кузнец кует подковы, а слесарь чинит водопровод. И они следуют поведенческим стереотипам, продуцируемым элитой. Если элита производит и поддерживает понятия «долга» и «чести», тогда и рядовой продавец в магазине вас не обманет, он ведь примером (политика, актера, писателя и т. д.) научен, что так делать нельзя. Но, ежели элита выбрасывает из себя лозунг: «Все продается и все покупается!», то тогда жди и хронического обвеса в продуктовой лавке.
«Забланманжеванное» государство начинает стремительно разлагаться. А тот, кто ему подбросил идею «бланманже – выше пельменей» оказывается победителем в войне во время иллюзорного мира.
Месснер, одним из первых, отметил, что войны теперь ведут не только государства. Сейчас это необходимо считать аксиомой. Каждая уважающая себя ТНК ныне имеет свою маленькую профессиональную армию. А еще к ее услугам множество ЧВК, работающих, так сказать на заказ.
Кроме того, «мятежевойна» неврзможна без СМИ, отравляющих головы пропагандистскими ядами. Инструментами разложения являются и разнообразные благотворительные фонды, НКО, центры по обмену студентами и т. п.
Вообще, состояние «мятежевойны» для мира XXI столетия – дело привычное. Думается, после Миллениума не было ни одного невоенного года. Всемирная война превратилась в хроническую, перманентную болезнь человеческого рода. Просто она не столь часто перетекает в откровенные боевые столкновения с применением ракет, танков и гаубиц.
Надо честно признать, что современная политология значительно отстала от реальности и описывает скорее прошлое, чем настоящее.
Рассмотрим конкретную ситуацию. США их прихлебатели, пардон, союзники ведут гибридную или «мятежевойну» против России и Китая. И чего уж лукавить, РФ и КНР против них – тоже. Но вот движение BLM – чернорасистское, элемент «мятежевойны» в данную картину никак не вписывается. Спрашиваем у политологов. И что слышим в ответ? Некое невразумительное мычание о каких-то классовых противоречиях, протесте против расового угнетения и прочее, не имеющее к реальности никакого отношения.
Однако, если вы предположите, что за BLM скрывается какой-либо транснациональный политико-экономический клан (ТПЭК), то услышите обвинение в конспирологическом идиотизме.
Но на самом деле-то Россия и Китай, в силу своей государственной специфики, не в состоянии направлять и контролировать BLM, тем паче поддерживать его с помощью ведущих западных СМК (средств массовой коммуникации).
Когда вы вместо Китая и России поставите ТПЭК, то все расположится строго по своим местам. США разлагают «мятежевойной» для окончательного завершения глобализации, а попутно достается и старушке-Европе.
При переформатировании всего мира без «мятежевойны» не обойтись. И оь этом необходимо помнить тем, кто принимает решения на государственном уровне.
Нам же, грешным, надо хотя бы знать об этом, чтобы не превратиться в добровольную и тупую жертву в «большой игре» игре остающихся в тени респектабельных джентльменов.