Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)

 

— 326 г. Обретение Честного Креста и гвоздей святой Царицею Еленою во Иерусалиме

Первой заслугой Царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного происхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня. ​С целью найти Крест Господень Царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”. ​Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом, узнали крест Спасителя. Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и Царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: “Господи, помилуй!” ​ ​ Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

 

— 326 г. Обретение «Ченстоховской» иконы Божией Матери​ ​ святой Царицей Еленой в Иерусалиме

​Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70 иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66–67 годах, во время нашествия римских войск​ под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326г., когда святая Царица Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону и​ привезла ее в Константинополь. Оттуда святыня попала на Русь и потом была захвачена поляками.​ ​В 1813 году по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братиею монастыря командующему, генералу Сакену был поднесен список с чудотворной иконы. Император Александр I украсил​ список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил Ее в Петербургском Казанском соборе,​ в приделе Рождества Пресвятой Богородицы у левого клироса. Пред иконою горит неугасаемая лампада. С тех пор она там и пребывала рядом с захоронением М.И.Кутузова.

В наше время​ ​ Ченстоховская икона Божией Матери хранится в запасниках Музея истории религии в Санкт-Петербурге. В России она известна как символ славы русского оружия, молитвы перед ней всегда даровали нам победу. У иконы есть еще второе название – «Непобедимая Победа».

 

— IV в. Икона Божией Матери «Благодатное небо»

​Чудотворная икона Богоматери, именуемая «Благодатное Небо», принесена в Москву Великой княжной Софией Витовтовной, супругою Великого князя Василия Дмитриевича. Она находится в Москве, в Архангельском соборе, по левую руку Царских врат.

 

— 1161 г. † Князь Изяслав III Давидович

Князь черниговский, потом двукратно великий князь киевский — первый, носивший этот титул без прежнего,​ всерусского, значения,​ которое уже переходило от Киева к Суздалю и Владимиру. ​Сын Давида Святославича, князя черниговского, от брака с неизвестною.​ ​Овладев Киевом 8 февраля, осадил великого князя Ростислава в Белгороде, но был убит тут же 6 марта 1161 г. Тело его, погребенное сначала в киевском Симеоновском монастыре, перенесено потом в Чернигов, где и положено в церкви святых мучеников Бориса и Глеба. ​Великий князь Изяслав III был женат на неизвестной, и дочь его, по некоторым известиям, выдана за Глеба Юрьевича, брата святого Андрея Боголюбского.

— 1720 г. † Преподобный​ Иов Анзерский

​Родился в Москве. Свое церковное служение начал священником. Жил строго, по монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.​ ​Слава о добром пастыре дошла до Царя Петра I, Преподобный был призван ко двору и избран духовником Царя и Царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, старался быть еще полезней бедствующим. Посещая заключенных, через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги. В 1701 г., по ложному доносу был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушания и уединился на безмолвие в своей келье. Узнав, что преподобный был оклеветан, Царь хотел вернуть своего духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский Троицкий скит, где по смерти его строителя прп. Елеазара был назначен настоятелем. ​ ​ В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, явившись ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой «второй Голгофой», будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матвеем и иноком Макарием, Преподобный основал Голгофо-Распятский скит.

 

— 1901 г. † Адольф Иванович Добрянский-Сачуров

Историк, этнограф, писатель, общественный деятель, лидер русского движения в Карпатах.​ ​ ​ Родился​ 6.12.1817 г., в​ с.​ Рудлево Земплинского​ округа​ Галиции. Из семьи священника. Окончил философский факультет Кошицкого университета (1833 г.), философский (1834 г.) и юридический (1836 г.) факультеты Ягринского​ университета. ​Всю​ свою жизнь​ Добрянский-Сачуров​ отдал​ на​ борьбу​ против​ мадьяризации русских и​ славян Австро-Венгерской Империи. Фанатичный​ поборник​ славянской​ идеи,​ он​ неоднократно ездил​ в Россию,​ был​ в​ дружбе​ с Хомяковым, Аксаковым и всеми славянофилами. В славянофильских кругах​ его встречали не​ только радушно, но и​ с почетом, а​ в​ Австро-Венгрии​ он​ был​ признанным​ главой​ славянства, и само его имя было символом объединения славянских народов.

— 1906 г. Указ Императора Николая II. День подводника

​ ​Об объявлении подводных лодок «самостоятельным классом боевых кораблей». С этого Указа​ ​ начинается появление​ подводного флота России.​ В состав Российского флота вошли первые десять подводных лодок. ​В России впервые созданием подводного судна для нападения на корабли противника занялся уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов. В 1718​ г. он подал на имя​ царя Петра I челобитную с предложением построить «потаённое судно», которое «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В 1721​ г. судно было испытано в присутствии царя Петра​ I, после чего автору предложили начать постройку «потаённого судна большого корпуса». Но со смертью Императора Петра​ I работа над русской подводной лодкой прекратилась.​ В 1834​ г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, впервые оснащённая оптическими и вентиляционными трубами. В 1866​ г. по проекту И.Ф. Александровского была построена лодка с механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1880​ г. С.К. Джевецкий разработал конструкцию первой подводной лодки с электрическим двигателем.​ ​ ​ В 1901​ г. ученый-кораблестроитель И.Г. Бубнов, в соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженер — механиком И.С. Горюновым, разработал проект первой русской боевой подводной лодки «Дельфин», построенной в 1904​ г. на Балтийском заводе в Петербурге.​​ Боевые лодки впервые в мировой истории были применены в ходе Русско-японской войны. К концу 1904​ г. только во Владивостоке находилось 7 подводных лодок различных конструкций, регулярно выходивших на боевое дежурство и разведку в воды Тихого океана. 1​ января 1905​ г. из них был сформирован «отдельный отряд миноносцев» под началом командира лодки «Касатка» лейтенанта А.В. Плотто. 6 марта 1906​ г. в официальную классификацию кораблей Императорского российского флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки, ранее относившиеся к миноносцам.​ В 1912​ г. Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа «Барс». В 1915-1916​ гг. семь лодок этого типа вступили в состав Балтийского флота.

 

— 1907 г. Из речи П.А. Столыпина

​Премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин 6 марта, в своей программной речи в Государственной думе, касаясь вопроса аграрной реформы, констатировал, что «правительство поставило себе целью увеличение площади землевладения крестьян и упорядочение этого землевладения, то — есть землеустройство».​ Эти планы последовательно осуществлялись. Крестьяне, пожелавшие выйти из общины, могли не просто отделиться от нее со своим земельным наделом, но на чрезвычайно льготных условиях получить из Государственного земельного фонда новые участки, большие по сравнению с прежними — так называемые отруба.

 

— 1916 г. † Василий Иванович Суриков

​Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. Он был выдающимся мастером исторической живописи. Русские люди ХХ века смогли в творчестве Сурикова увидеть, прочувствовать, познать бытие переломной эпохи от спокойной духовной цельности Руси Московской к напряженному и порою жестокому величию петровской России. Суриков в своих картинах запечатлел душу​ той вечной Руси, которая, видоизменяясь в столетиях, дошла и до наших дней в неистребимом русском характере.

 

— 1917 г. Указ Святейшего Правительствующего Синода

Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели​ суждение об изменениях в церковном богослужении, в связи с прекращением поминовения Царствовавшего Дома, ПРИКАЗАЛИ: во всех случаях за богослужениями, вместо поминовения Царствовавшего Дома, возносить моление «О Богохранимей Державе Российстей и Благоверном Временном Правительстве ея».​ ​ ​

Также 6 марта 1917 года подписывается Определение Святейшего Синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов от 2 и 3 марта 1917 г.», в котором приказано: «Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских – в первый по получении сих актов день, а в сельских – в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы

 

[Подписи]:

Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;

Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский;

Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;

Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;

Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;

Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;

Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;

Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;

Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов;

Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский»

 

— 1922 г. Секретное письмо Ленина

Секретное письмо Ленина в Политбюро о беспощадном сражении с духовенством:

«… Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением, какого угодно сопротивления. ​ ​

…Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. …А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы, либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс.​ ​

…Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать… Ленин».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: