— 1582 г. Москва. Тронная палата

Царь Иоанн Грозный сидит только с боярами сверстными и князьями служилыми (стольники и младшие дворяне высланы). Вводятся из советной палаты римский посол иезуит Антоний Поссевин с тремя другими иезуитами. Предстоит беседа о соединении вер. Изъявив послу папы Григория XIII “ласку”, царь, как и раньше, убеждает его не касаться веры. “Антоний! — говорит далее Иоанн. — Мне уже 51 год от рождения и недолго жить в свете; воспитанный в правилах нашей христианской церкви, издавна несогласной слатинскою, могу ли изменить ей перед концом земного бытия своего? День суда небесного близок: он явит, чья вера, ваша ли, наша ли истиннее и святее. Но говори, если хочешь”. В пространной горячей речи Антоний убеждает царя признать первенство папы и этим достигнуть объединения монархов, уничтожения турок, получения Россией Киева и Византии. Иоанн затрудняется говорить о вере. “…Занимаюсь единственно мирскими, государственными делами России, не толкуя церковного учения, которое есть дело нашего богомольца, митрополита”.​​ Отказывается он от новых государств. Антоний не унимается. Утверждая, что русские — “новоуки” в христианстве, он говорит, что Рим есть древняя столица христианства. “Ты хвалишься православием,— начиная досадовать, отвечает царь,— а стрижешь бороду; ваш папа велит носить себя на престоле и целовать втуфель, где изображено распятие. Какое высокомерие для смиренного пастыря христианского. Какое уничижение святыни!” “Нет уничижения,— возражает Антоний,— достойное воздается достойному. Папа есть глава христиан, учитель всех монархов православных, сопрестольник апостола Петра, Христова сопрестольника. Мы величаем и тебя, государь, как наследника Мономахова; а святой отец…” Иоанн, прерывая его, говорит: “У христиан един Отец на небесах. Нас, земных властителей, величать надо по мирскому уставу; ученики же апостольские да смиренно мудрствуют. Нам честь царская, а папам и патриархам святительская. Мы уважаем митрополита нашего и требуем его благословения; но он ходит по земле и не возносится выше царей…” ​Пред отъездом своим из России Антоний просил, чтобы позволено было приезжим латинянам иметь в ней свои церкви, и в третий раз получил отказ. Бояре именем государя отвечали: «Приезжие люди римской веры могут невозбранно иметь у нас своих попов, но только б они своего учения русским людям не плодили, а костелов им в нашем государстве не ставить. В нашем государстве много разных вер, и мы у них воли не отнимаем: живут все по своей воле, как кто хочет, а церквей еще по сие время ни которой веры в нашем государстве не ставливали».

 

— 1613 г. Призвание на царство Михаила Федоровича Романова

​В Неделю Торжества Православия после всенародного поста представители всех сословий Государства Российского, собравшиеся в Москве на Великий Поместный Церковный и Земский Собор призвали на Царство единственного законного правопреемника угасшей Династии Рюриковичей Михаила Федоровича Романова, сына Митрополита (буд. Патриарха) Филарета (в миру Феодора Никитича Романова, двоюродного брата последнего Царя из Дома Рюрика св. Феодора I Иоанновича). ​ ​ ​ При произнесении одного только имени Михаила Феодоровича на Великом Земском Соборе, сразу же утихла всякая зависть и злоба, причем враждовавшие между собой земщина и казачество, не сговариваясь, сдруг другом, избрали это имя как знамение всеобщего примирения, согласия и любви.​ “В тот день бысть радость велия на Москве, и поидоша в Соборную апостольскую церковь Пречистые Богородицы и пеша молебны — звоном и со слезами. И бяше радость велия, яко из тьмы человецы выидоша на свет”,— говорит летописец.​ ​Так кончилось на Руси Смутное время, вызванное пресечением царского рода из дома Иоанна Колиты.

​- ​1613 г. Утвержденная Грамота Великого Московского Земско-Поместного Собора

«Чтоб Всемилостивый Бог… дал бы нам на Московское Государство Государя Царя праведна и свята, и благочестива, и благородна и христолюбива, чтоб, по милости Божий, вперед их ЦАРСКАЯ СТЕПЕНЬ УТВЕРДИЛАСЯ НА ВЕКИ, И ЧТОБ БЫЛО ВЕЧНО И ТВЕРДО, И КРЕПКО И НЕПОДВИЖНО В РОД И РОД НА ВЕКи.… Целовали все Животворящий Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь (вперед, в будущем) Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами… А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву… Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней …»​ ​Всех подписей под грамотой 277 человек, из них 57 принадлежат духовенству, 136 боярам и высшим служилым чинам, а остальные 84 — городским выборным.

 

— 1762 г. Манифест Императора Петра III

Издан Манифест об уничтожении Тайной канцелярии.​ В этом​ акте​ осуждалась практика работы политического сыска,​ которая​ «злым,​ подлым​ и​ бездельным людям подавала способ или ложными затеями протягивать вдаль заслуженные​ ими казни и наказания, или же злостнейшими клеветами обносить своих​ начальников и неприятелей».​ ​В манифесте объявлялось намерение Императора Петра III лично рассматривать дела по политическим преступлениям в своей «резиденции». Император обещал​ «показать в том пример, как можно и надлежит кротостью исследования, а не кровопролитием прямую истину разделять от клеветы и коварства и смотреть, не найдутся ли способы самим милосердием злонравных привести в раскаяние и показать им путь к своему исправлению».​ Тайная канцелярия была создана царем Петром​ I в 1718​ г. для следствия по делу царевича Алексея Петровича. В первые годы это ведомство существовало параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции, впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось царем Петром​ I.

— 1807 г. Блокада Дарданелл

​Русская эскадра под командованием Дмитрия Николаевича Сенявина (1763 – 1831гг.), блокировала пролив Дарданеллы и лишила столицу Турции подвоза продовольствия со стороны Средиземного моря. После двух месяцев турецкий флот попытался снять блокаду, напав на русскую эскадру. Сенявин в ответ атаковал турецкий флот, загнав его обратно в пролив и, несмотря на огонь береговых батарей, попытался уничтожить три отставших корабля турок, но тем все же удалось уйти. В итоге Сенявин вернулся на исходные позиции и вновь перешел к блокаде пролива.

— 1847 г. † Илларион Васильевич Васильчиков

Князь, генерал от кавалерии, генерал-адъютант.​ Награжден всеми высшими российскими орденами, до орденов Св. Владимира 1-й степени и Св. апостола Андрея Первозванного включительно. По свидетельству современника, отвечая на поздравления по случаю назначения его председателем Государственного совета и Комитета министров, Васильчиков грустно заметил: «Боже мой! До чего мы дожили, что на такую должность лучше меня никаго не нашли».​ «Государи должны благодарить небо за таких людей». — сказал о нем Император Николай I.

 

— ​1852 г. † Николай Васильевич Гоголь

Великий русский писатель. Родился 20.03.1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в дворянской семье помещика среднего достатка. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. У Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую – Гоголь, происходящую от известного в украинской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине и в то же время была глубоко религиозной женщиной, свою духовную устремленность она передала и сыну. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.​ ​В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь выступает как сторонник самобытных начал Святой Руси и призывает соотечественников осознать свою неповторимую национальную сущность, историческое призвание России, уникальность ее культуры и литературы. Как и славянофилы, Гоголь был убежден в особой миссии России, которая, по его словам, чувствует Божию руку на всем, что сбывается в ней, и чует приближение иного царства. Эта особая миссия России связывалась в представлении Гоголя с Православием как истинным, неискаженным (в отличие от католицизма или протестантизма) христианством. ​Размышляя об основах русской цивилизации, Гоголь особое внимание уделяет роли Православной Церкви в жизни России, утверждая, что Церковь не должна существовать отдельно от государства, а оно, в свою очередь, немыслимо вне монарха. Монарх, по мнению Гоголя, важнейший компонент государственного устройства, без монарха невозможно полноценное его существование. Он был согласен с Пушкиным в том, что «Государство без полномощного монарха — автомат: если оно достигнет того, чего достигнули Соединенные Штаты? Мертвечина: человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без капельмейстера…»​ ​ Православная Церковь, монарх и народ — это, по Гоголю, неразрывное целое, соединенное соборным духом христианской любви. Но как полюбить ближнего своего, если он так несовершенен, если в нем так мало прекрасного, — задает вопрос Гоголь и сам отвечает: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет теперь Сам Бог… А не полюбивши России, не полюбить нам братьев своих, а не полюбивши своих братьев, не возгореться нам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».​ ​ ​ Национальная идея в публицистике Гоголя порождается этим духом христианской любви к Богу, братьям своим, соборным служением всех подданных монарху и государству. Жизнь каждого человека независимо от его положения в обществе должна быть службой Богу и государю, а через служение им и всему народу.​ С горечью пишет Гоголь в «Выбранных местах…» об отсутствии подобного соборного согласия, о том хаосе и разладе, который царит вокруг и который впоследствии Достоевский назовет «обособлением»: «Теперь все между собой в ссоре и всяк друг на друга лжет и клевещет беспощадно… Все перессорилось; дворяне у нас между собой, как кошки с собаками; купцы между собой, как кошки с собаками, мещане между собой, как кошки с собаками… Даже честные и добрые люди между собой в разладе; только между плутами видится что-то похожее на дружбу и соединение в то время, когда кого-нибудь из них сильно станут преследовать». ​Один из источников подобной разобщенности и вражды — это, по словам Гоголя, роскошь, к искоренению которой необходимо стремиться каждому: «Гоните эту гадкую, скверную роскошь, эту язву России, источницу взяток, несправедливостей и мерзостей, какие у нас есть. Если нам одно это удастся сделать, то вы уже более принесете существенной пользы, чем сама княгиня О. А это, как вы сами видите, даже не требует никаких пожертвований, даже и времени не отнимает». ​Вместе с тем Гоголь призывает не отчаиваться и не приходить в смущение от внешних беспорядков, но стараться навести порядок в собственной душе: «Не дурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу. Загляните также и вы в свою. Бог весть, может быть, там увидите такой же беспорядок, за который браните других… Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства».

— 1854 г. Объявлено военное положение

Петербургская​ губерния «при появлении англо-французского флота в виду Кронштадта» была объявлена на военном положении, наследник​ престола Александр Николаевич, по званию главнокомандующий армией, начальствовал над всеми войсками, направленными для обороны в Петербург.

— 1865 г. † Александр Власьевич Терещенко

Этнограф и археолог. Родился в 1806 г., в с. Зеньково Полтавской губ.​ ​ ​ ​ Основное сочинение Терещенко «Быт русского народа» (1847—48 гг.) в 7 частях — энциклопедия русской жизни ушедших эпох. Русскую этнографию Терещенко рассматривал как постоянно развивающуюся науку, а свой труд о быте русского народа — как начало исследования, в котором примут участие многие ученые:​ ​ ​ «Изложить быт народа, — писал он, — со сколь можно должной верностью нет возможности одному человеку: это труд многих. Я старался представить его, сколько мог по своим силам, и отнюдь не думаю, чтобы мой труд не был дополнен в самое ближайшее время, и надобно желать, чтобы любители отечественной старины добавляли к нему новые сведения».​ ​Терещенко воодушевляла любовь к Отечеству и русской старине. «Мы обязаны, — считал он, — смотреть на наши нравы и образ жизни как на историю народного быта, его дух и жизнь, и почерпать из них трогательные образцы добродушия, гостеприимства, благоговейной преданности к своей Родине, Отечеству, православию и самодержавию». Жизнь наших предков, полагал Терещенко, «излилась из сердечных их ощущений, истекла из природы их Отчизны, и этим напоминается патриархальная простота, которая столь жива в их действиях, что как будто это было во всяком из нас».

 

— 1881 г. Козельщанская икона Божией Матери

​Принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных Императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке она принадлежала роду графов Капнистов, потомков фрейлины, и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. Икона эта уже была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.​ ​ ​ ​ Так же очень помогает при болезни ног. После чудесного исцеления ног у дочери В.И.Капниста икона прославилась, хранить ее далее в доме не было возможности, и, с разрешения архиепископа Иоанна Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. В 1882 г. году здесь был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. года была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. года преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.

— 1895 г. † Николай Семенович Лесков

​Русский писатель. Родился 4.02. 1831 г.​ Талантливый писатель Николай Семенович Лесков (1831-1895 гг.) по отцовской линии происходил из ​ духовенства и воспитывался в православной атмосфере, однако в молодости отдал дань социал-демократическим увлечениям. С возрастом поправел и сблизился с правыми кругами. Это выразилось в романе «На ножах» (1871 г.) с критикой социал-демократов как морально несостоятельных и безпочвенных; эта тема была продолжена также в «Соборянах» (1872 г.). Однако в конце жизни увлекается еретичеством Л. Толстого, критикует Церковь («Мелочи архиерейской жизни») и даже пишет по заказу евреев брошюру «Еврей в России» с призывом отменить черту оседлости.​ Умер 21 февраля 1895 г. в Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

 

— 1899 г. Первое плавание ледокола «Ермак»

Ледокол «Ермак» отправился в свое первое плавание. Испытание, в прямом смысле, на прочность состоялось в Финском заливе и прошло успешно. Здесь ледокол оказал помощь целой группе пароходов, застрявших во льдах. ​ ​ ​ ​ Появление же корабля на рейде Санкт-Петербурга собрало многотысячную толпу, которая в полной эйфории, с умилением и благоговением взирала на чудо конца 19 века, созданное русским моряком.

— 1912 г. Крестный ход в честь 300-летия Дома Романовых​

В честь 300-летия Дома Романовых из Владивостока в Свято-Троицкий монастырь (п. Шмаковка) прошел крестный ход, в дальнейшем он был ежегодно, до 1917г. и продолжался 12-17дней.​ Придет время, и он должен обязательно возродиться.

— 1913 г. Торжества по случаю 300-летия Дома Романовых

​21 февраля 1913 г. начались всероссийские торжества по случаю 300-летия Дома Романовых. В начале 1913 года Санкт-Петербург жил одним этим событием, но подготовка к юбилею началась еще за три года до объявления даты торжества.​ Был образован «Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствующего Дома Романовых», председателем которого стал А.Г. Булыгин — член Государственного Совета и гофмейстер Высочайшего Двора. Государь Николай II обнародовал «Всемилостивейший манифест к населению Империи», в котором указывалось, что это чрезвычайной важности событие переживается русским народом в единении с царской семьей. Манифест торжественно зачитывали по всей России в самый канун юбилея. В нем была представлена обширная программа благотворительных акций объявлялось о льготах малоимущим и амнистировании из тюрем тысяч заключенных, снимались задолженности с мелких предпринимателей и землевладельцев и т.д. В смете расходов учитывалось бесплатное угощение для народа и выдача из государственной казны пособий малоимущим. Торжественный юбилей должен был ознаменоваться особым богослужением во всех российских храмах, для чего были отпущены значительные средства на приобретение церковных облачений. ​ В 8 часов утра двадцать один пушечный выстрел от Санкт-Петербургской крепости возвестил о предстоящем праздновании.​ ​В 11-м часу утра торжественную литургию в Казанском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV, в сослужении сонма российских и иностранных иерархов. Императорская семья прибыла в собор к молебну (после литургии) из Зимнего дворца. По пути следования «высочайшего поезда» к Казанскому собору были выстроены войска и курсанты военных учебных заведений. За сотней императорского конвоя следовал открытый экипаж, в котором находились сам Император Николай II и его сын, наследник престола Алексей Николаевич, за ними — запряженная четверкой лошадей парадная карета вдовствующей императрицы Марии Федоровны и Императрицы Александры Федоровны, а за ней — четырехместная карета с принцессами и Великими княжнами; замыкала «высочайший поезд» другая сотня конвоя. У входа в собор Императора и его семью встречали патриарх Григорий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), который обратился к их величествам со словом. Протодиаконом перед молебном был прочтен манифест о юбилее; служение молебна возглавил Антиохийский патриарх Григорий IV, который читал Евангелие на арабском языке. По возглашении протодиаконом многолетия их Императорским величествам и всему царствующему дому, находящиеся в строю вне собора войска отдали честь; начался торжественный трезвон всех церквей Петербурга (к собору прибыли крестные ходы от многих городских храмов) и салют из пушек Петербургской крепости.

В три часа пополудни в Николаевском зале Зимнего дворца началось принесение поздравлений; в число поздравляющих входили все придворные чины, фрейлины и камер-фрейлины, Сенат, Государственный совет, министры и чины министерств, генералитет, члены Государственной думы, чины первых классов и другие. Кроме того, 21 февраля 1913 года в Петербурге было совершено торжественное мусульманское богослужение в строившейся новой мечети (освящена на следующий день, 22 февраля 1913 года), где молились со своими сановниками и свитой хан Хивинский и эмир Бухарский: была прочитана хутба на татарском и арабском языках и молитва за царя на арабском языке. Также, особые моления были совершены буддистами в Старой Деревне (в присутствии настоятеля Гусино-Озерского дацана Бандида-Хамбо Итигэлова), а также евреями в Большой синагоге. По всем городам России в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния. Витрины многих домов и магазинов были украшены флагами и портретами Царя Михаила Романова и правящего Императора Николая II. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года. Заключительные торжества состоялись в Москве. ​По случаю этой знаменательной даты скульпторы и архитекторы работали над монументальным памятником, неподалеку от Александро-Невской лавры строился храм в честь династии Романовых, на Исаакиевской площади возводили ротонду, к торжеству были выпущены юбилейные медали — золотые, серебряные, темно-бронзовые и светло-бронзовые.​​ ​Воцарение Михаила Федоровича в начале XVII века положило начало новой правящей династии. 300-летие царствующего дома Романовых, отмечавшееся в течение всего 1913 года, описывается как праздник, который отмечался «торжественно и всенародно», а сам 1913 год — как «вершина процветания Империи и год великого юбилея». ​В своем дневнике Император Николай II сделал запись: «21-го февраля. Четверг. День празднования 300-летия царствования дома Романовых был светлый и совсем весенний. Утром принял несколько чел. и затем погулял в саду. В 12 1/4 ч. я с Алексеем в коляске, Мама и Аликс в русской карете и наконец все дочери в ландо — тронулись в Казанский собор. Впереди сотня Конвоя и сзади тоже сотня. ​В соборе был прочитан манифест и затем отслужен торжественный молебен. Вернулись в Зимний тем же порядком в 1 1/2. Настроение было радостное, напомнившее мне Коронацию. Завтракали с Мама. В 3.45 все собрались в Малахитовой, а в Концертной принимали поздравления до 5 1/2 ч. — прошло около 1500 ч.».

— 1913 г. Медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»

Памятью о торжествах стала медаль, на которой изображены схожие портреты Царя Михаила Федоровича Романова (основателя династии) и Императора Николая II — последнего ее представителя. Положение и медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» было утверждено Императором 21 февраля 1913 года. ​На лицевой стороне медали — погрудные портреты (в три четверти) Императора Николая II в форме 4-го лейб-гвардии императорской фамилии стрелкового полка и Царя Михаила Федоровича в бармах и шапке Мономаха. По окружности медали — бусы из чередующихся точек и черточек. На оборотной стороне медали надпись: «В память | 300-летия | царствования | Дома Романовых | 1613—1913». Размер медали — 28 мм. Проект медали был разработан старшим медальером Санкт-Петербургского монетного двора А. Ф. Васютинским. Автор барельефа на лицевой стороне медали — скульптор М.А.Керзин. ​ ​ ​ Медали изготавливали из светлой бронзы. Частные фирмы и мастерские по особым заказам отливали медали из позолоченного серебра и, в редких случаях, из золота. Медали носили на груди на ленте «гербовых» цветов — белая, оранжевая и черная полосы одинаковой величины. Медалью награждали: всех лиц, состоявших к 21 февраля 1913 года на государственной службе по военному, морскому, гражданскому и придворному ведомствам, членов Государственного совета и Государственной думы, священнослужителей всех исповеданий.​ На Санкт-Петербургском монетном дворе в 1913—1914 годах было отчеканено более 1,5 млн. медалей. Всего к 26 июня 1914 года на Монетный двор поступило заказов на 2 028 166 медалей.

 

— 1913 г. Торжества в Севастополе

​В Севастополе 300-летие династии Романовых решили ознаменовать сооружением часовни на Митрофаньевской площади (ныне площадь носит название Ластовая). Часовню предполагалось освятить во имя Федоровской Божьей Матери, образом которой был благословлен на царство Михаил Федорович Романов, и в честь святителя Николая Чудотворца, имя которого носил Государь Император. Проект часовни составил в феврале 1912 года инженер-строитель П.Ф. Абрамов, его одобрила Академия художеств. Средства для строительства собрали среди военнослужащих Черноморского флота, гарнизона Севастопольской крепости и жителей города. Комитет по сооружению часовни возглавлял вице-адмирал, временный генерал-губернатор Севастополя В.С. Сарнавский. Часовня была сооружена в древнерусском стиле и представляла собой квадратное в плане здание с шатровой кровлей, увенчанной главой с крестом. Возведено сооружение было из бутового камня на известковом растворе с облицовкой стен снаружи инкерманским камнем. 21 марта 1913 года, в день 300-летия царствования дома Романовых, на куполе часовни установили крест.

— 1961 г. † Борис Андреевич Вилькицкий

Русский гидрограф и геодезист, исследователь Арктики.​ Родился Борис Андреевич Вилькицкий 22 марта 1885 г., в семье Андрея Ипполитовича Вилькицкого. Закончил Морской кадетский корпус (1904 г.), в чине мичмана участвовал в русско-японской войне 1904—1905 гг. на кораблях эскадры Тихого океана. В 1908 г. окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация). В 1908—1912 гг. выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке. Обследовал побережье Сибирского моря, составил морские карты, открыл ряд островов, в том числе остров Северная Земля и совершил первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, обогнув Новосибирские острова с севера.​ ​В 1918 г. оказался в оккупированном англичанами Архангельске и в 1920 г. ушел с ними в Англию. По просьбе советского Внешторга был начальником советских карских товарообменных экспедиций.​ ​Свыше 20-ти лет работал гидрографом в Бельгийском Конго. Его именем названы открытые им пролив между Северной Землёй и полуостровом Таймыр и остров в Карском море. Умер в Брюсселе 6 марта 1961 года. 20 ноября 1996 г. его прах перевезён и захоронен в Петербурге, на Смоленском кладбище, рядом с могилами его отца Андрея Ипполитовича (1858—1913 гг.) и младшего брата Юрия Андреевича (1888—1905 гг.)

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: