457 г. Святой Император Маркиан и жена его Святая Царица Пульхерия​

​ ​ После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450 – 457 гг.). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.

​ ​ ​ ​ ​ Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.

​ ​ ​ В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

 

1598 г. Избрание царем Бориса Годунова на Земском Соборе в Москве

​ ​ Созван был великий земский Собор из выборных представителей всего государства числом до 474 человек.

​ ​ ​ ​ ​ Патриарх Иов обратился к ним с речью и, объявив, что по смерти царя Федора Ивановича ни царица Ирина, ни брат ее Борис, несмотря на все просьбы, не согласились занять царский престол, предложил: «Теперь вы бы о том великом деле нам и всему освященному Собору мысль свою объявили и совет дали, кому у нас государем быть?» Но вдруг же, не дожидаясь ответа, продолжал: «А у меня, Иова патриарха, и у митрополитов, архиепископов, епископов и у всего освященного Собора, которые при преставлении царя Федора Ивановича были, мысль и совет у всех один, что нам, мимо Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть».

​ ​ ​ ​ ​ После этого, естественно, и все прочие архиереи, и вообще духовные лица, прибывшие из других городов в Москву, единогласно воскликнули: «И наш совет и желание то же, и мы единомысленны с тобою, отцом нашим, великим господином Иовом патриархом». А за архиереями волею и неволею то же велегласно и многократно повторяли и все бояре, и все выборные Русской земли.

 

1612 г. † Священномученик Ермоген

Патриарх Московский и всея России, чудотворец.

​ ​ ​ ​ ​ В Москве совершился подвиг патриарха Гермогена.Окруженный врагами, дерзостью поляков, изменою своих, он в это время явился необоримым столпом православия и образом русской крепкой ревности. Видя в лице Владислава врага веры, он отказался признавать его избрание и разрешил народ от присяги. Чувствуя, что не до конца отрекся от родной земли Русский народ, он рассылал грамоты, призывавшие к ополчению, и пламенными мольбами успел поднять многие города.

​ ​ ​ ​ ​ Жестоко и бесчинно обращались с патриархом злодеи и, наконец, заточили в Чудове. Там, одинокий, среди скорбных ужасов настоящего, среди памятников прошлой русской славы, в священной ограде Кремля, архипастырь сиял добродетелью, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но воскресившее уже животворными лучами своими народ на новое бытие.

​ ​ ​ ​ ​ ​ Грозными прещениями (церк. — угрозы, притеснения) обступали злодеи Гермогена, чтоб отменил он восстание городов. А он все твердил: «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль отечества и церкви».

​ «Повели разойтись воеводам, — кричали они. — Ты дал им оружие в руки, ты можешь и смирить их» .  А его слово было одно: «Пусть удалятся ляхи».

Они грозили ему злою смертью, а он, указывая на небо, восклицал: «Боюся Единаго, там живущаго».

​ Пленник, из тесной тюрьмы своей он сообщался с паствою: слышал звуки битв за свободу, слал борцам благословение. Пребыв верным до конца, ненавистью вражьею Гермоген заморен голодом.

С кончины Гермогена настал для Русской Церкви период междупатриаршества, продолжавшийся более семи лет.

17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена. По этому случаю Государь Николай II телеграфировал Вел. Кн. Елисавете Федоровне: «Благодарю собравшихся в стенах Кремля на молитвенное поминовение Патриарха Гермогена, пример коего да светит в настоящие и будущие времена».

 

1621 г. Правило о поминании Ермака

​ ​ ​ ​ ​ ​ Государем царем всей Руси Михаилом Федоровичем, Советом священного Собора и патриархом Филаретом указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память.

 

1911 г. Первое выступление хора Пятницкого

​ В 1910 году Митрофан Пятницкий создает хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

​ ​ ​ ​ ​ 17 февраля 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.

​ ​ ​ ​ ​ ​ Зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…

​ ​ ​ ​ ​ Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.

​ ​ ​ ​ ​ Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.

​ ​ ​ ​ ​ «Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

 

1916 г. Русские войска взяли г. Битлис

Город в Юго-Восточной Турции.

​ ​ ​ ​ ​ ​ Первые военные столкновения под Битлисом, расположенным в современной Турции, произошли в июле 1915 г., когда русские войска предприняли безуспешный штурм укреплённого города. Второй бой начался в феврале 1916 г. и закончился взятием Битлиса русским корпусом, который в значительной мере состоял из армянских добровольцев под командованием Андраника Озаняна.

Город являлся последним защитным пунктом османов, препятствовавшим продвижению русской армии в центральную Турцию и в Месопотамию.

 

1969 г. Конфликт на о-ве Даманский

Пограничный конфликт между СССР и Китаем на реке Уссури.

​ ​ ​ ​ ​ Китайцы переправились на о-в Даманский и вероломно напали на наших пограничников, в результате чего 58 русских воинов погибло и 94 были ранены и контужены. В ответ Русская армия перемолотила из новейших установок «Град» тысячи китайцев и показала всему миру свою военную мощь.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: