Автор: Александр Гончаров

 

При изучении научной литературы, посвященной восстанию декабристов в 1825 году, в глаза бросается весьма занимательная и стоящая несколько особняком тема – дело «Южного общества», как правило, находившееся в тени «Северного», а выступление на Сенатской площади затеняло собой мятеж Черниговского полка. И никого особо не смущает такой факт, что смертной казни были подвержены в 1826 г. три члена «Южного общества»: Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и два представителя «Северного общества»: Кондратий Рылеев и Петр Каховский. Все-таки как-то несоразмерно выглядит наказание. Если Пестель и Рылеев были повешены, как идеологические лидеры кровавого бунта, а негодяй Каховский выстрелом в спину убил героя Отечественной войны 1812 года генерала Милорадовича, то Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин попали на эшафот с формулировкой «взятые с оружием в руках». Но, помилуй Бог! разве после Сенатской площади не были пленены десятки «северян» при оружии, да еще и оказавших сопротивление государственным войскам?

Видимо, представление о большей опасности для Империи и революционной значимости «Северного общества» перед «Южным» должно подвергнуться сомнению. И Государь и следственная комиссия производившая следствие по делу декабристов все же знали гораздо больше о произошедшем, чем более поздние историки.

Любопытно, что программный документ «Южного общества» «Русскую Правду», составленную П. И. Пестелем, в полном виде найти в интернете очень сложно. Широкой публике и студентам вузов в хрестоматиях и монографиях предоставляются только куски «Русской Правды», иногда и очень обширные, но не более того.

Мы не собираемся опровергать общепринятую точку зрения, но скромно заметим, что «Южное общество» отставлено в сторону напрасно.

Начнем с того, что «южане» были настроены на более радикальные перемены в стране, чем «северяне». Безусловно, в «северной» идее разделения Российской Империи на державы просматривается будущий федералистский идиотизм большевиков, а «Южное общество» приняло постулат Пестеля о сильной централизованной власти, но все не так просто.

«Южное общество» и «Северное общество» − это главные структуры декабристского движения, сложившиеся после распада «Союза благоденствия» в 1821 году, но к ним примыкали различные группы, клубы и масонские ложи аккумулировавшие силы и энергию заговорщиков. И вот здесь к «южанам» необходимо присмотреться более пристально.

«Южное общество» поглотило «Общество соединенных славян», отцами-основателями коего были польские дворяне Ю. Люблинский и В. Росцишевский. Эта организация никоим образом не принадлежала к предтечам славянофильства. Её главной идеей была независимость Польши «от можа и до можа», с возможностью попутного отторжения от России земель Малороссии и Западной Руси.

Нельзя не отметить, что сами члены «Южного общества» входили в полонофильские масонские ложи, «Общество малороссов», «Польское патриотическое общество» и иные сепаратистские организации.

В 1824 году «южане» договорились с польскими националистами о том, что после захвата ими власти Польша получит независимость, прибрав к своим рукам Литву. Подолию и Волынь. А на съезде заговорщиков в Житомире (1825) всерьез рассматривался вопрос о предоставлении независимости уже Малороссии, но он не был окончательно решен.

Любопытно, что в полтавской ложе «Любовь к истине» старались принимать в свои ряды исключительно «малоросское дворянство», а она теснее всех других структур была связана с «Южным обществом».

В Директорию, управлявшую «Южным обществом», входили кроме Пестеля еще и А. П. Юшневский и С. И. Муравьев-Апостол. Причем Юшневский оказался человеком гражданским, но очень влиятельным. И он редактировал «Русскую Правду» Пестеля (на рукописи были обнаружены пометки и исправления, сделанные Юшневским).

Алексей Петрович Юшневский являлся выходцем из польской шляхты и сторонником воссоздания Ржечи Посполитой. Был арестован, приговорен к смертной казни, помилован и отправлен на каторгу, которую до конца не отбыл и оказался переведен на поселение.

Исследователи неоднократно отмечали, что в своих показаниях Павел Пестель постоянно старался выгородить Юшневского, чего он, скажем, не позволял в отношении Муравьева-Апостола. И это говорит о многом. Видимо на него Пестель имел какие-то надежды.

Предположим, что восстания декабристов удались и на юге России и в Санкт-Петербурге. Наверняка развязалась бы гражданская война, амбиции «северян» и «южан» явно не совмещались. Да, и беспринципный Павел Пестель вряд ли хоть кому-нибудь захотел уступить власть. В этом Кондратий Рылеев его раскусил и потому объединение «Южного» и «Северного» обществ не состоялось.

В гражданской войне успех скорее всего одержали бы «южане», они – аналог «якобинцев» Французской революции конца XVIII века, а «северяне» − это «жирондисты» (с условной натяжкой). И пришлось бы расплачиваться с союзниками, причем еще во время гражданской войны. Получается, что не только Польша, но и Малороссия должны были оказаться отторгнуты от России. А уж на остальной территории Пестель бы и выстроил свое централизованное полицейское государство. Так что «дедушка Ленин» в 1918 году, отдав огромные русские земли Германии, сплагиатил задумки Пестеля. Недаром «вождь мирового пролетариата» причислил декабристов к сонму первых «русских» революционеров.

Кстати, у Павла Пестеля мы найдем и сознательный «авангард пролетариата», управляющий революцией. Только он не разбрасывался красивыми словами и туманными марксистскими построениями, а просто написал в «Русской Правде»: «…разделяются члены общества («Южного» − прим. А. Г.) на Повелевающих и на Повинующихся. Сие разделение неизбежно и потому что происходит от природы человеческой, а, следовательно, везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других».

«Русскую Правду» − свою «конституцию» – Павел Пестель назвал для красного словца, да и интернационализмом тогда еще революционеры не баловались. Будущий «вождь» планировал слить в единую «нацию» всех. Поэтому и заинтересовался «еврейским вопросом» и кавказцами. Ну, кавказцев, ежели не покоряться, он планировал расселить по России. Товарищ Сталин и депортация народов до товарища Сталина!

В отношении евреев имелся другой план. Сперва им бы предлагалось отказаться от традиций и войти на общих правах в состав граждан нового государства. В случае же отказа Пестель предложил: «Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию.

Второй способ зависит от особенных обстоятельств и особеннаго хода Внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особеннаго отдельнаго Государства, в какой-либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейскаго Народа и дать несколько войска им в подкрепление. Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какия Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточныя места и Земли устроить особенное Еврейское Государство».

Вот и получается, что при содействии русских войск Павел Иванович решил отправить евреев в «Азиятскую» часть Турции для создания собственного государства. О Малой Азии он упомянул скорее всего для красного словца. В «Азиятскую» Турцию входит и Палестина, а для иудеев это Святая земля. Как не изворачивайся, но здесь находится конечный пункт маршрута еврейских переселенцев, а не в Малой Азии, за которую уж Османская Империя воевала бы до смерти, ибо это коренная территория сложения самих османов как этноса. Палестиной турки могли и пожертвовать, несмотря на Иерусалим. В более поздней истории XX века Турция за Палестину не билась, а вот греков из Малой Азии изгнала.

Впрочем, при победе Пестеля сотоварищи евреям еще можно позавидовать. Тем, кто оставался бы на территории России, пришлось бы гораздо хуже. О том, как «южане» относились к народу очень хорошо понятно из слов подполковника Сергея Муравьева-Апостола, члена Директории, возглавившего бунт Черниговского полка: «Масса ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые все».

Не следует думать, что у мятежа «южан» не имелось ни одного шанса, если и не на победу, то на развязывание гражданской войны. Черниговский полк спокойно занял Васильков, а оттуда должен был пройти в Житомир и соединиться с военными отрядами под командованием «Соединенных славян». Хорошо, что в Житомире бунта не произошло, а у тамошних декабристов ничего не вышло.

Мятеж Черниговского полка должен был также породить бунты в частях Малороссии, где обретались члены «Южного общества».

Ничего этого не приключилось. Адекватное подавление более раннего выступления «северных» декабристов в Санкт-Петербурге, а потом и быстрый разгром похода Черниговского полка предотвратил бойню в Малороссии.

Отметим только то, что Муравьев-Апостол показал себя плохим полковым начальником. Человек, мечтавший распоряжаться судьбами Империи, не сумел предотвратить пьянку и элементарное мародерство. Личность восстания захотела, да с массой не справилась…

Россия в 1825-1826 гг. не рухнула в пропасть. Декабризм завершился пшиком, хотя и показал, что образованные слои уже отравлены демоническим токсином революции. Однако тогда организм Российской Империи был ещё крепок. Почти сто лет потребовалось для того, чтобы революционный анчар напоил своим ядом общество и разверзлась катастрофа 1917 года под началом новых Пестелей, Муравьевых-Апостолов и Юшневских.

 

 

 

Поделиться ссылкой: