Автор: Александр Гончаров

 

Американский политолог японского происхождения Фрэнсис Фукуяма получил известность в 1989 году после публикации в журнале «National Interest» статьи «Конец истории?» Всемирное же признание ему принесла книга «Конец истории и последний человек» (1992).

По сути, популярность его трудов обуславливалась самим временем, нечто подобное произошло с Освальдом Шпенглером и его сочинением «Закат Европы». Хотя, безусловно, работы Фукуямы и немецкого историософа принадлежат к разным идеологическим дискурсам.

Фрэнсис Фукуяма заявил в капитальном труде то, что русский бард Александр Непомнящий выразил в строчках своей песни «Матрица»:

«История закончилась по всей Ойкумене − 

Наступила череда дней и лет. 

Искали выхода из лужи наши щуплые тени − 

Кто был умней, знал, что выхода нет».

Фукуяма разъяснил всем читателям и почитателям, что всемирная история, как процесс, завершилась и установилось всеобщее господство либеральной демократии, которую он признал высшей формой обустройства человеческого общежительства.

В какой-то степени американский политолог оправдал слова великого русского философа Константина Николаевича Леонтьева, написанные еще в XIX столетии: «Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей восходил на Синай, что эллины строили свои изящные Акрополи, римляне вели пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арабеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари бились на турнирах для того только, чтобы французский или немецкий, или русский буржуа в безобразной комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» или «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?..

Стыдно было бы человечеству, чтобы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навеки».

Фукуяма фактически заявил, что, да, все завершилось, и «средний европеец» будет благоденствовать на обломках истории под сенью бархатного знамени либеральной демократии.

Впрочем, основания у американца имелись. «Перестройка» и развал Варшавского блока, распад СССР и поглощение НАТО бывших советских союзников и даже республик позволяли надеяться на вечное господство США, общелиберальных ценностей (которые обозвали общечеловеческими) и массовой усредненной культуры. На историю опустился серый либеральный туман.

Но Фрэнсис Фукуяма принял свои галлюцинации за действительность. Под дымкой тумана скрывались кони Апокалипсиса, готовые в любой момент вырваться и сбросить благодушествующего либерала их его теплого глобально-комфортного дамского седла.

В XXI веке мнимая либеральная бесконечность внезапно оборвалась. Даже «гуманитарные» бомбардировки оказались уже не столь действенным инструментом поддержания однополярного мира. Началось «столкновение цивилизаций» о котором предупреждал учитель Фукуямы в Гарвардском университете Сэмюэл Хантингтон.

И все, кто хотел видеть, узрели картину: либерализм оказался занавеской для обеспечения преимуществ слабеющего Запада, а демократия всего лишь фантомом из мечтательных областей того, чего на самом деле не может быть.

Впрочем, Фукуяма своим убеждениям не изменил, хотя в последующих книгах и стал использовать массу оговорок. Единственное, что он сделал в 2004 году, так это перебежал из лагеря американских «республиканцев» в глобалистскую группу «демократов» после провала «демократизации» Ирака.

Из числа же высокооплачиваемой обслуги транснациональной элиты Фукуяма не выпадал никогда.

В 2022 году политолог выпустил новую книгу «Либерализм и его беды». По этому поводу он дал интервью британскому изданию «The Spectator». И здесь выяснилось, что Фукуяма отнюдь не свернул свою проповедь либеральной демократии.

Нынешние события на Украине политолог рассматривает как защиту Киевом либеральной демократии от антидемократических поползновений Кремля.

Кстати, сам американец на Украине побывал, где «в течение последних семи или восьми лет… проводил много времени».

Либерализм и демократию на Украине Фукуяма нашел, правда, отягощенные коррупцией (по его мнению, имеющую советский ментальный источник). Однако нацизма политолог не заметил. Возникает резонный вопрос: «Почему? Марширующих бандеровцев сложно пропустить мимо взгляда. Взор Фукуямы как и следовало ожидать оказался избирательным. А причина тому достаточно проста – западный либерализм вырос из западного же гуманизма, а нацизм и коммунизм, как идеологии, порождения его тоже.

Православный богослов преподобный Иустин (Попович) подметил, что гуманизм появился из католического учения о папской непогрешимости. Непогрешимость Господа Иисуса Христа была перенесена на якобы наместника Его – папу римского, то есть с Богочеловека на человека-заместителя. Отметим, что это и первый шаг к безбожию: зачем нужен Бог, если есть непогрешимый человек. Перед нами происходит возникновение раннего гуманизма, если отбросить все частности в рассуждении. Протестантизм распространил непогрешимость на каждого верующего человека, могущего толковать Библию по своему произволу и в свою меру. Таким образом человек возводился выше Бога, выше Священного Писания. Гуманизм укрепляется. Но вот протестантам пришлось отречься от Священного Предания тоже, так как пришлось бы подчиниться авторитету святых отцов и учителей Церкви. Протестантский же гуманизм требует всеобщего уравнительства. И на одну доску ставятся святитель Василий Великий и, скажем, некая Мэри Поппинс, взявшая впервые в руки Новый Завет и ощутившая, что в ней действует Христос, даже не задумывающаяся о впадении в прелесть и бесовское потакание гордыне.

В конце концов и святитель Василий Великий отстраняется, и остается лишь благочестивая Мэри, что объясняется прогрессом в человеческом обществе. Святой Василий Великий писал для мрачных и неразвитых средневековых людей, а Мэри Поппинс благовествует умудренному Дарвином и Поппером современному обывателю.

Остается лишь сделать следующий шаг и отказаться от Творца полностью. Перенести непогрешимость на каждого, образованного и «правильно» мыслящего человека. Возникает либеральный гуманизм. Нацизм же есть перенесение непогрешимости на расу, нацию, племя. Коммунизм – директивное присвоение априорной непогрешимости пролетариату.

Что сейчас делает Фукуяма? Так как непогрешимость глобального либерализма подорвана, а демократия приводит к власти далеко нелиберальных политиков вроде экс-президента США Д. Трампа или венгерского лидера В. Орбана, то политолог предлагает поискать иных путей.

Он выделяет еще западное идеологическое учение «прогрессивизма», которому сочувствует, но не полагает панацеей от всех бед.

Следует сказать, что «прогрессивизм» переносит непогрешимость на сексуальные и другие «меньшинства».

В итоге Фукуяма находит выход в своих старых же теориях, не ощущая, что либеральная гегемония рушится. А зная, что он, как эксперт, вхож в самые разные высокие политические сферы Европы и США, можно с уверенностью утверждать, что его взгляды отражаются и на принимаемых решениях.

Российская Федерация получила свыше шести тысяч санкций не по рациональным причинам, а в силу иррационального страха потери Западом либеральной непогрешимости. И украинских нацистов друзья и коллеги поддерживают не случайно, ибо поддерживают своих и свое.

А кровь на Украине? А смерть людей? Для либералов – это риторические вопросы. История свидетельствует, что нигде и никогда либерализм, коммунизм, нацизм не охраняли свою власть без пролития крови: от Французской революции XVIII века и до наших дней. Если угодно, то либерализм, нацизм, коммунизм требуют человеческой крови, как божества языческого пантеона…

Мы не знаем, когда и чем закончится спецоперация по денацификации и демилитаризации Украины, но одно можно сказать точно – падение либерального мира начинается. Надвигается нечто новое: худшее или лучшее, то предугадать пока не представляется возможным. Фукуяма устарел. Безнадежно. Вместе со своей сервильной либеральной непогрешимостью.

 

 

Поделиться ссылкой: