Автор: Александр Гончаров

Один из крупнейших русских философов XIX столетия Владимир Соловьев родился 28 января 1853 года в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879).

Сергей Соловьев известен, прежде всего, как автор фундаментальной, многотомной «Истории России с древнейших времен». Он много работал, а многодетной семьей заведовала его супруга Поликсена Владимировна (урожденная Романова). Из 12 детей выжило 8. Они получили хорошее воспитание и образование. Надо сказать, что в дальнейшем знаменитыми стали, кроме Владимира, еще и Всеволод Сергеевич Соловьев (1849−1903) – писатель и публицист, Михаил Сергеевич Соловьев (1862−1903) – переводчик Платона и педагог, Мария Сергеевна (1863−1919), ставшая детской писательницей и Поликсена Сергеевна (1867−1924) – поэтесса, переводчица, художница.

Пример семьи Соловьевых наглядно показывает, за счет чего Российская Империя прирастала талантами, а СССР с его политикой непротивления абортам и «раскрепощения женщины» напротив неизбежно снижал качество населения.

Однако, вернемся к Владимиру Сергеевичу Соловьеву. Его часто пытаются насильно втиснуть в круг православных философов, что никак не удается сделать. Есть огромные сомнения в том, что он, вообще, может считаться христианским философом, хотя даже в справочных изданиях его называют родоначальником направления «христианской философии» в России. Безусловно, Владимир Соловьев христианством интересовался, но едва ли не в такой же степени он являлся приверженцем оккультизма, хилиазма и гностицизма. Его отлично бы поняли представители «лжеименного гнозиса» первых веков от Р. Х., использовавшие христианские идеи для своих собственных философских и религиозных конструкций.

Многое из воззрений Соловьева устарело после революции 1917 года и гражданской войны в России, когда поклонники этого мыслителя оказались по разные стороны баррикад. Но вот списывать в утиль учение о всемирной теократии, которое почему-то принято ныне причислять к утопиям, пожалуй бы, не стоило. События конца XX – начала XXI вв. не позволяют нам сделать этого.

Если рассматривать всемирную теократию, сообразуясь с тем, что сейчас происходит в мире, то с неизбежностью придешь к выводу, что Владимир Соловьев являлся первым настоящим российским глобалистом, создавшим свой собственный, оригинальный глобалистский проект, отличный от либерального, фашистского и коммунистического, получивших распространение в XX веке.

Всемирная теократия (в виде всеземного государства) – это краеугольный камень глобализма, замаскированного под христианский, но, по сути, гностического.

Управление мировым государством Соловьев возлагает на три своеобразные ветви власти: духовную – римский папа, светскую монархическую – русский Царь и общественную – пророк. Философ утверждает, что это отражение Троичности Предвечного Бога, а всемирная теократия реализует потенциал богочеловечества.

Всемирное государство создает наилучшие условия для развития человечества, все стороны бытия которого определяются христианскими традициями и стереотипами поведения.

Рассматривая эти положения, все же приходишь к мысли, что Владимир Соловьев просто перенес знаменитый постулат С.С. Уварова «Православие, Самодержавие, народность» на более масштабный проект. Но фактически, то, что говорил Уваров размывается и стирается. Вместо Православия – господство католицизма, вместо Самодержавия – ограниченная власть Царя, ибо ее проверяют первосвященник и пророк. Любопытно, что, отказывая Православию в пророческом служении, Соловьев ищет профетизм сперва в протестантизме, а потом и классическом, то есть талмудистском иудаизме. Происходит очевидное экуменистическое смешивание так называемых «авраамических религий».

Всемирная теократия, если разобраться серьезно, к торжеству христианства не имеет никакого отношения. Да и теократией называется лишь по недоразумению. Это скорее гуманократия, вполне соответствующая догматам западноевропейского гуманизма просвещенческого типа (ближе к Руссо и Вольтеру). Опора делается не на Промысел Божий, а на человека. Римского папу и католицизм Соловьев предпочел Православию по той причине, что «раб рабов Божиих» из Ватикана, как бы персонифицирует на земле теократическую власть.

Превращение католицизма в гуманизм Соловьев не заметил. Но в Православии это расшифровано и раскрыто в богословии. Замечательный богослов XX века, преподобный Иустин (Попович) пишет, продолжая святоотеческие размышления прошлых столетий: «На европейском Западе христианство постепенно превращалось в гуманизм. Долго и упорно сужали Богочеловека и, наконец, свели к человеку – к непогрешимому человеку в Риме и к не менее непогрешимому человеку в Берлине. Так осуществился западный христианско-гуманистический максимализм – папизм, берущий у Христа все, и западный христианско-гуманистический минимализм – протестантизм, который у Христа просит минимум, зачастую ничего. И в папизме, и в протестантизме как высшая ценность и высший критерий вместо Богочеловека воздвигнут человек. Там была совершена болезненная и тяжелая коррекция Богочеловека, Его дела, Его учения.

Терпеливо и упорно трудился папизм, чтобы заменить Богочеловека человека, до тех пор, пока в догмате о непогрешимости папы Богочеловек не был навсегда заменен непогрешимым человеком. Так, этим догматом человек однозначно и предельно ясно провозглашен не только чем-то большим, чем человек, но и большим, чем святые Апостолы, чем святые Отцы и святые Вселенские Соборы…

Не стоит обманываться, западный христианско-гуманистический максимализм – папизм – и есть радикальнейший протестантизм, так как он основание христианства перенес с вечного Богочеловека на преходящего человека. И провозгласил это главным догматом, то есть главной истиной, главной ценностью, главным критерием. А протестанты просто приняли этот догмат в его сущности, развили его до неслыханных размеров и разработали до деталей. На самом деле протестантизм есть не что иное, как тотально примененный папизм, основной принцип которого претворяется в жизнь каждым человеком в отдельности. По примеру непогрешимого человека в Риме всякий протестант – повторенный непогрешимый человек, так как претендует на личную непогрешимость в делах веры. Можно сказать, протестантизм – это вульгаризованный папизм, но лишенный мистики, авторитета и власти».

Здесь важно следующее, что, если подойти с критериями святого Иустина Челийского к всемирной теократии, то она превращается в обыкновенную глобалистскую систему, только чуть приукрашенную религией. В основе ее лежит человеконадеяние, а соловьевское богочеловечество оборачивается человекобожием. Мечта же Соловьева о Царстве Божием на земле метаморфизирует до примитивного хилиазма, да еще и в гуманистической упаковке.

Но, постойте, постойте! Гуманизм же породил и либеральный, и фашистский, и коммунистический проекты глобализма. Только в либеральном господствует человекобожие атомарного и личностного типа, в фашистском – оно замещается обожествлением расы, в коммунистическом – «передового класса». И везде доминируют «непогрешимые» мини-папы, скажем Карл Маркс, Адольф Гитлер и тот же Карл Поппер.

Соловьев придумал не утопию, а вполне реальный проект глобализма, который не мог быть реализован лишь по одной причине – существовала еще православная Российская Империя, поддерживаемая Русской Церковью. А русское Самодержавие никак не хотело умалиться перед Ватиканом. После революции и падения Империи проект забыли, ибо его некому стало реализовать.

Удивительно, но большевики-материалисты и философ-идеалист Владимир Соловьев в одном сошлись вместе: в стирании Российской Империи и использовании русского народа в качестве «удобрения» для глобализации.

Уже на излете своей жизни Владимир Соловьев понял, что его всемирная теократия может по-настоящему воплотиться в лжецарстве антихристовом. «Три разговора» свидетельствуют об этом со всей очевидностью.

Священное Писание же и Священное Предание совсем не говорят о каком-то всеобщем теократическом государстве до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Благая весть должна быть проповедана до самого последнего уголка Земли, но никакой всемирной теократии не предполагается.

Русское Самодержавие может быть восстановлено только в России и должно стать опорой цивилизации Русского Мiра. Отрицательный опыт теории всемирной теократии по В. С. Соловьеву нам подсказывает лишь этот вариант.

Нам бы только выстоять перед всеобщим отступлением от Христа. Остальное надо оставить на волю Божию.

P. S. «Лишь однажды он рассказал мне следующий случай из жизни казанского ученого архиепископа Владимира, бывшего раньше инспектором и профессором в Санкт–Петербургской академии. Приехал он в семинарию на экзамен по философии. Вызвали лучшего ученика. Он смело ответил по своему билету. А потом архиерей задал ему вопрос:

– Скажи ты мне: что такое философия?

Лучший ученик сразу припомнил определение ее в учебнике и бойко начал: «Философия есть наука о бытии в его сущности» – и так далее, и так далее.

– И ты все это учил?

– Да, – в недоумении ответил молодой философ.

– И зубрил?

Семинарист промолчал.

– Так забудь ты все это. Я тебе скажу, что такое философия. Философия есть наука о заблуждениях человеческой мысли».

(Митрополит Вениамин (Федченков) «Божии люди»)

 

 

 

Поделиться ссылкой: