Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)

1727 г. † Императрица Екатерина I

Царствовала с 1725 г. по 1727 г. Императрица Всероссийская. Родилась 5.04.1684 г. ​ Впервые имя Екатерины как государыни и царицы упоминается весной 1711 г. До этого времени у нее родились дочери — Екатерина (28.12.1706 — 1708 гг.), Анна (27.01.1708 — 1728 гг.) и Елизавета (18.12.1709 — 25.12.1761 гг., впоследствии Императрица. После прусского похода, тесно сблизившиеся Петр и Екатерина жили уже как муж с женой, а 19 февр. 1712 г. они обвенчались. 8 сент. 1714 г. у Екатерины родилась дочь Маргарита, а 28 окт. 1715 г. — сын Петр († 25 апр. 1719 г.) В 1722 г. Екатерина принимала участие вместе с мужем в персидском походе. 7 мая 1724 г. Император Петр I короновал Екатерину в Москве, в Успенском соборе, провозгласив Императрицей.

Из распоряжений Екатерины замечательно учреждение Верховного Тайного Совета. Ведению этого учреждения подлежали все важнейшие государственные дела, и сенат потерял свое первенствующее значение. ​ В 1726 г. открыта Академия наук и учрежден новый орден Св. Александра Невского. Ее царствование продолжалось 2 года. Умерла в Петербурге 6 мая​ 1727 г. Тело ее, тогда же поставленное на катафалке в Петропавловском соборе, опущено в землю вместе с телом Императора Петра I только 21 мая 1731 г.

 

1767 г. Посещение Императрицей Екатериной II Углича

Императрица прибыла на шлюпке к пристаням у «развалин городской крепости», где ее встречали губернатор Московской губернии И.И.Юшков и угличский воевода Жеребцов с гражданами.

Императрица Екатерина II побывала на литургии в Преображенской церкви и в доме воеводы, где встречалась с представителями местного дворянства. После краткого угощения Императрица со свитой вернулись на галеры.

 

1784 г. Основание Владикавказа

​​ По распоряжению Императрицы Екатерины II 6 мая 1784 года был основан Владикавказ — как русский форпост близ осетинского селения Дзауджикау на правом берегу реки Терек «при входе в ущелье Кавказских гор».

 

1800 г. † Александр Васильевич Суворов

​ ​Суворов придавал важнейшее значение христианскому осмыслению солдатского долга и всего поведения Русской армии как христолюбивого воинства. Он наставлял солдат: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит. Он нам генерал!.. Умирай за Дом Богородицы, за Матушку!». – Так Суворов чувствовал значение Русского православного царства как оплота Божией Истины в мире. Так надо понимать и его знаменитый возглас: «Мы – русские, какой восторг!». Государь Павел Петрович чрезвычайно ценил великого русского полководца, отмечая не только военный талант, но и его глубочайшую веру, он говорил о нем: «Ему быть ангелом…»​ В последней своей четырехмесячной военной баталии в 1799году, Суворов выиграл 10 сражений, разгромил превосходящие силы лучших полководцев Наполеона – Макдональда, Моро, Жуберта, покорил 25 крепостей. Французы потеряли 25 тысяч человек, а наши в три раза меньше -​ 8 тысяч. За эту победу Суворова награждать было уже нечем – он имел все награды. Тогда Император Павел Петрович приказал, чтобы все войска, даже в его присутствии, отдавали Суворову такую же честь, как и государю, т.е. преклоняли перед ним знамена. «Достойное достойному», — писал он фельдмаршалу. Переход Суворова через Альпы​ стал ярчайшей демонстрацией силы духа русского солдата. За этот поход, вошедший в историю под именем Швейцарского, государь пожаловал Суворова званием генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге. Однако дни великого полководца клонились к закату. Вернувшись в Россию, он тяжело заболел. Но поскольку шел Великий пост, то пациент категорически отказывался от всех предписаний лейб-медика Вейкарта, специально присланного для его лечения. Полагаясь более на свой «рецепт», Суворов ревностно посещал церковные службы, много молился, говел и составлял Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. 6 мая генералиссимус пожелал причаститься Святых Таин, и в тот же день во втором часу дня мирно отошел ко Господу.

 

1861 г. † Вера Молчальница

​ Вера Молчальница — православная подвижница, затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранившая 23 года обет молчания.​ Своей известностью Вера Молчальница обязана народной молве, в которой она отождествляется с Императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I, которая,​ якобы после того как Император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Федором Кузьмичом, последовала его примеру. Неизвестная, называвшая себя Верой Александровной, появилась в Тихвине в 1834 году и остановилась в доме помещицы Веры Михайловны Харламовой. О своем прошлом она никогда не рассказывала, также не называла своей фамилии, однако пришедшая вызывала уважение своей набожностью и скрупулёзным следованием религиозным заповедям. Ее часто видели в Тихвинском Богородичном монастыре молившейся перед Тихвинской иконой Божией Матери. Также она совершала паломничества в другие местные монастыри.

В 1838 году Вера Александровна была арестована за отсутствие паспорта. Полиция сочла странную арестантку сумасшедшей и после полутора лет заключения в Новгородской тюрьме ее отправили в Коломовский дом для умалишенных, где она провела еще полтора года. Во время пребывания в доме для умалишённых Вера написала сочинение «Плач Богоматери при крестных страданиях Сына Ея Господа Иисуса». Сохранились записи Веры Александровны, относящиеся к этому периоду ее жизни. О своем пребывании в лечебнице она писала: «Мне хорошо там было; я блаженствовала там… Благодарю Бога, что Он сподобил меня пожить с заключенными и убогими. Господь не то ещё терпел за нас грешных!»

В Коломовском доме умалишенных Веру разыскала местная благотворительница — графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (дочь Алексея Орлова) и предложила «молчальнице» поселиться в Сырковом монастыре. Вера поселилась в отдельной келье-избушке, внутри которой была единственная выбеленная комната и ведущие в неё маленькие сени. Из мебели в келье был шкаф с книгами, аналой для чтения Священного Писания, медный самовар, два деревянных стула, кровать и часы с кукушкой (на них Вера заклеила изображение сцены пастушеской жизни цитатами из Писания о смерти и будущей жизни). Сторонники народной молвы указывают, что её келья была «точной копией» кельи Фёдора Кузьмича в Сибири (отшельник, которым по легенде дома Романовых стал Император Александр I).

Около 6 часов утра 6 мая 1861 года Вера Молчальница умерла, так и не открыв своего подлинного имени и происхождения.

 

1868 г. Рождение Императора Николая II

​ ​Появление на свет Царя-мученика совершилось в 14.30 в Александровском дворце Царского Села. В этот день счастливый отец записал в своем дневнике: «Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить». Божиим Промыслом Царь-мученик Николай II родился в день памяти святого праведного Иова Многострадального, и он сам был убежден, что это совпадение неслучайно. Он предчувствовал, что мир движется к страшной катастрофе и что настанут страшные испытания для него, его семьи и для всей России. Свидетельства такого его предчувствия оставили многие современники из его окружения. Либеральный миф о слабоволии царя не выдерживает никакого сопоставления с фактами. За «слабоволие» (а порою, наоборот, за жестокую «безсердечность») принимали чрезвычайную сдержанность Императора. Историк С.С. Ольденбург привел такое образное сравнение: «У государя поверх железной руки была бархатная перчатка». Но в 1917 г. уже никто не мог удержать революцию, поскольку ведущий слой народа перестал сознавать замысел Божий о России.​ В последний раз день рождения Императора Царская Семья отметила в 1918 г. в Екатеринбурге: «Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11 ½ тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо».

 

1896 г. Царь Николай II и Царица Александра Федоровна приехали в Москву для коронования

Царь Николай II и Царица Александра Федоровна приехали в Москву для коронования и, не въезжая в город, отправились в загородный Петровский дворец.

 

1899 г. Созвана Гаагская конференция

По инициативе Императора Николая II впервые в мире была созвана Гаагская конференция по разоружению и миру. ​ В ней участвовало 27 государств, включая все ведущие страны. Было принято три конвенции: «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г. о раненых и больных».

 

1902 г. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о царской власти

​ В день рождения Государя Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно — благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время — антихрист, не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинные шатания и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. Тайна бо уже деется беззакония, -​ говорит он, — но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас державный,​ -​ дондеже держай ныне от среды взят будет. И тогда явится беззаконник, которого Господь убиет Духом уст Своих (2 Сол., 7, 8)».

 

1916 г. Последний день рождения на Престоле

​ ​ В Ставку прибыла Царская Семья, и Государь получил несколько скромных подарков накануне своего 48-летия, а на следующий день Его Величество «поздравляли все люди и поднесли крендель». После обедни Царь Николай II принял поздравления от всех чинов Штаба, Управлений и от штатских лиц. Это был последний его день рождения на Престоле. Никаких​ особых торжеств, если не считать маленького смотра: перед посадкой Семьи в поезд на платформе построили около 70-и человек Железнодорожного полка, и Государь объявил, что полку даруются все права Императорской Гвардии.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

Поделиться ссылкой: