Автор: М. Смолин

Постоянно сталкиваюсь в интернете и в жизни с двумя типами «плакальщиков» о русском народе: одни безутешно все тридцать лет «рыдают», что мы потеряли СССР, другие столь же жалобно «ноют», что русские вырождаются без неких «новых идей». И те, и другие убеждены, что Россию будущего можно изобрести заново в любом виде, каком им заблагорассудится. Обычно оба типажа являются материалистами и исповедуют теорию, что «из ничего может появиться что угодно», то есть самозародиться из их «новых идей» может не только окружающий нас мир, но и «новая Россия». Им абсолютно неважно, что реально существующей России уже более тысячи лет. Они считают возможным отстроить на её месте любой вариант своих мечтаний: хоть международную социалистическую республику, хоть любую другую конструкцию, которая только всплывёт у них в голове.

«Рыдальщики» — коммунисты и советские шовинисты, — так и не подозревают, что СССР разрушился вовсе не из-за работы ЦРУ и даже не из-за предательской коммунистической верхушки, а потому что был попыткой привить к русскому организму чужеродный селекционный дичок западного коммунизма, искусственно выведенный в «марксистской лаборатории». В результате жёсткого социального эксперимента дичок, поначалу ведший себя очень агрессивно и претендовавший на поглощение всего организма, в конце концов, так и не привился, хотя и сумел поразить социальными болезнями значительный объём русского тела, с осложнениями из которых мы до сих пор вылезаем.

«Нытики» про отсутствие «новых идей» в большинстве своём не настаивают на «продолжении именно коммунистического эксперимента» по второму кругу. Хотя довольно часто предлагают брать «всё положительное из советского периода» в конструировании «новой реальности», «новой России». Отказавшись от одного безумия, визуально подтверждённого им падением коммунизма в отдельно взятой стране, они не отбрасывают сам принцип формирования будущего — изобретение России «из ничего», из своих «новых идей».

Если над этим задуматься, то этот способ «сотворения» будущего представляется удивительно алогичным и не сообразующимся с тысячелетней реальностью.

Можно ли изобрести новую Россию?

И тут встаёт огромный по своей сложности вопрос: что же такое Россия?

Живой национальный организм (мышцы, нервы, ткани нации, совокупность воль, желаний народных, поведенческих стереотипов, мировоззренческих установок), действующий в истории, или социальный конструктор, состав которого можно полностью или частично менять, а затем комбинировать наличными или изобретёнными деталями, как заблагорассудиться «архитектору».

Является ли мир России, в котором мы живём, неживым набором для социального конструирование, или всё же правы правые консерваторы, видящие её живым национальным организмом, сформированным в процессе нашей истории?

Каждое человеческое общество, которое самоопределилось как отдельное государство, нельзя иначе воспринимать как «кооперацию нервных центров» (Лев Тихомиров). У этого процесса невозможно отрицать сознательности. Россия — неслучайное сочетание атомизированных человеческих «кубиков», которые слепая история подбросила в своём хаотическом движении, а они при падении бессознательно составились в некую цивилизацию. Если бы на протяжении веков не происходило психологической кооперации конкретных русских людей, их нервных центров — чувств, представлений и желаний, а также соединения многих воль и физических усилий в нечто духовно целое и территориально осязаемое, то исторического феномена под именем Россия просто не случилось бы. При этом главным действующим лицом при формировании этого феномена был, конечно, Сам Бог, заложивший в существование России своё целеполагание и определивший нашей цивилизации особую роль в мировом Домостроительства. А потому всякий считающий, что Россию ещё только предстоит «изобрести» или творчески её «оплодотворить» своими самостийными «новыми идеями», выглядит либо наивным, либо горделивым глупцом, возомнившим себя не только равным Творцу, но и не замечающим уже существующий самобытный русский организм.

Неудавшиеся попытки искусственно конструировать «новое содержание» русского тела — коммунистическая и либеральная — должны были бы привести к простому выводу, что «от осинки не рождаются апельсинки», и что Россию, как оказывается, невозможно превратить ни в СССР, ни в США, ни в Швейцарию. Россию, конечно, можно и дальше пробовать ломать или переустраивать, но как только «реформаторский» напор ослабевает, всё заложенное изначально возрождается вновь.

Странно, что всё это не подсказывает современным социальным селекционерам естественного умозаключения, что Россия — это устойчивый цивилизационный «вид», созданный Богом, а не «сорт», который селективно могут менять люди, по своему горделивому усмотрению.

«Коммунистические рыдальщики» и «нытики некоммунисты»

«Коммунистические рыдальщики» представляют современное положение русских (чаще вариант «россияне» или «советские люди») в самых чёрных, классовых тонах. Олигархи заели, Путин антисоветчик, денег нет, «белогвардейцы» обнаглели, никакого будущего без восстановления СССР нет. Современная Россия описывается в стиле мультяшной «планеты Железяка» — «у нас эпидемия… помогите, кто может», «промышленности нет», «вода отравлена», «недра у олигархов», «экологии нет» — «населена советскими коммуноидами». Нам подсыпали «алмазную пыль капитализма», и нужен пришелец «гениальный механик» (читай Сталин). Он поменяет «смазку» (идеологию) злостного капитализма на благотворную «смазку» социализма. И тогда на «планете Железяка», наконец, закончится «буржуазная эпидемия», и все «советские коммуноиды» снова будут довольны. Ну и понятно, что с «планеты Железяка» никакого пути в историческую Россию не существует от слова совсем…

«Нытики некоммунисты» чуть более разнообразны, тут могут быть и нацдемы и нацболы, гностики и агностики, атеисты и язычники, объединённые мыслью, что нужно искать что-то «новое». Здесь советский реваншизм в целом отрицается, но так же скептически воспринимается и право-консервативное политическое наследие. Православие же в лучшем случае описывается как не слишком прогрессивная и устаревающая культурная традиция, а в худшем — как инородческая вера или религиозное мракобесие. Обычно некоммунистические «нытики» хладнокровно объяснят вам, что русские не рожают, у них нет элиты, что русские ослабли, и у них нет никакого исторического шанса на историческое будущее, пока не будет найдено нечто «новое». С чудодейственно «современным» всё сильно разнится, от попыток «изобрести» («возродить») нечто «новое», отталкиваясь от всевозможных рун, вед и прочих ярил до наукообразного будущего, какого-нибудь шестого или седьмого «технологического уклада», детерминированного развитием экономики. При этом и те, и другие «плакальщики» хором вам поведают, что считают православие и правый консерватизм устаревшим и неактуальным мировоззрением.

Как они это узнают? Очень просто. В каждом из них есть «идеальный измеритель» — «нравится или не нравится».

«Новое», говорят, должно быть адекватно времени, а правый консерватизм устарел. Мол, старые консервативные скрепы уже не скрепляют как раньше, а потому бесполезны. Нужно искать, что-то «новое»…

Право-консервативные скрепы и самостийные крепежи 

Действительно давайте зададимся вопросом: почему многих «не цепляют» наши традиционные скрепы? А что если вся проблема, как при любом крепеже, состоит в соответствии двух «деталей» друг другу? И проблема не в «старых», «устаревших» скрепах (Православие, самодержавие, нация, семья), а в самих современных «людских деталях», у которых в силу их личной истории сформировались не «стандартные» крепежи, не соответствующие русской, исторически выработанной за века номенклатуре. И не суть важно, какой образовался «нестандарт»: то ли «металл» крепежа у этих людей слишком хрупкий, то ли он имеет некую «европейскую нарезку».

Если русские духовные скрепы кого-то «не цепляют», «не подходят» не в них проблема. Проблема в самих «плакальщиках». То ли в «левой резьбе», то ли в «европейском разъёме»…

Продолжая эту аналогию, напрашивается вопрос: кто должен соответствовать «соединению» с традицией — ты или тысячелетняя русская номенклатура соединений?

Чтобы стать православным христианином, имперским монархистом, русским националистом и многодетным семьянином нужны усилия. К тому же усилия целенаправленные, а не хаотические. Нужно соответствовать духовной, интеллектуальной, политической, нравственной, да и физической русской «номенклатуре», а не наоборот. Наоборот — это крепёжный брак, отсутствие соединения и неадекватные обиды на несоответствие общей номенклатуре своего самопального, нестандартного «нового крепежа».

На кого обижаться то в этом случае?

Не на «старый» же правый консерватизм, а на самого себя, уродившегося столь неподходяще «новым»…

 

Поделиться ссылкой: