Автор: Елизавета Преображенская

 

Почти век назад, в 1929 году, на мальтийской сцене дебютировала русская эмигрантка, княжна из старинного рода — балерина Наталья Путятина. Тогда она выступала в одном из самых русских балетных образов — партии Царь-девицы из «Конька-горбунка». С тех пор эта русская княжна стала символом балета на Мальте и основателем местной балетной школы.

Натали Путятина была ровесницей Цесаревича Алексея — она родилась в 1904 году в семье кавалергарда, шталмейстера Императорского двора князя Павла Павловича Путятина и княгини Ольги Павловны, урожденной Зеленой (с ударением на «о»). Путятины жили в самом центре столицы, на лето выезжали в родовое имение в Новгородской губернии, вращались в самых блистательных кругах Императорской России. Маленькая Наташа с детства обожала танцы, нередко бывала она в Императорском театре и восхищенно смотрела на свой идеал — балерину Тамару Платоновну Карсавину, мечтая однажды танцевать так же, как она. Но девочка из семьи, занимающей столь высокое положение не имела шансов на то, что ей позволят стать артисткой, дамой полусвета. И кто бы мог подумать, что исполнить мечту Наташе Путятиной поможет революция, которая взамен отберет почти всё: дом, титул, положение в обществе, Родину…

Впрочем, Наташа не только безмолвно восхищалась искусством Карсавиной, но и смогла уговорить родителей брать у великой балерины уроки. До революции она немного занималась балетом с Тамарой Платоновной, а затем с Фелией Дубровской.

В 1917 году грянула революция. Путятины были очень дружны с Великим князем Михаилом Александровичем. Позже Великий князь будет арестован, сослан и убит. Для всех остальных подданных Империи тоже начался крестный путь. Не были исключением и Путятины. На их долю выпало долгое, полное опасностей путешествие из Петрограда на юг — в Киев и затем в Одессу. В Киеве Ольга Павловна и Наташа воссоединились с главой семьи, пробравшимся туда с разваливавшегося фронта. Обсудив события и взвесив все «за» и «против», Путятины решили эмигрировать. Из Одессы удалось выбраться в Румынию на переполненном беженцами корабле. Отплывавшие корабли с гражданским населением с берега обстреливали большевики, Наташа видела, как один из кораблей после этого обстрела пошел на дно.

Румыния не стала для Путятиных последней точкой путешествия: из Констанцы они отплыли в наводненный русскими беженцами Константинополь, а из Константинополя — на Мальту. «Когда наш корабль наконец вошел в мальтийскую бухту Лазаретто, моя мать и все мы были поражены количеством фортификационных сооружений и почти полным отсутствием растительности. О Господи, это так напоминает Святую Елену, где все мы будем в изгнании, как Наполеон. Именно таким было первое впечатление у большинства беженцев», — вспоминала Наташа.

К счастью, Мальта оказалась гораздо благосклоннее к Путятиным, чем Святая Елена к Наполеону, они прожили в Валетте два года, после чего отправились попытать счастья в Париже. В 17 лет Наталья Путятина начала брать уроки хореографии у Лаврентия Новикова, некогда танцевавшего с великой Анной Павловой, занималась она и у других звезд старой русской сцены: Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской и Любови Егоровой.

В 1927 году Наталья Путятина вышла замуж за рыцаря ордена Св. Иоанна Иерусалимского Эдгара Табоне и вместе с ним вернулась на Мальту.

2 июня 1929 года Наталья Путятина-Табоне выступила на сцене Королевского оперного театрав Валетте на праздничном концерте по случаю дня рождения короля Георга V с вариацией Царь-девицы из балета «Конек-Горбунок». В период с 1930 по 1939 гг. она принимала участие в ежегодных концертах Королевского оперного театра.

Но еще больше привлекала Наталью преподавательская деятельность: в своем мальтийском особняке «Отрада» в Слиме она основала первую балетную школу на острове, со временем преобразованную в Академию балета. Одной из наиболее ярких воспитанниц Натальи Путятиной-Табоне стала Таня Байона, которая впоследствии также открыла свою танцевальную школу на Мальте.

В 1934 году Наталья Павловна выступила перед мальтийской публикой с танцем «Умирающий лебедь», что вызвало неподдельный восторг. За заслуги в области культуры на Мальте Наталью Путятину-Табоне удостоили титула Дамы Чести Ордена Рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского.

Не забывала бывшая русская княжна и о своих соотечественниках, рассеянных по всему свету. Нередко она устраивала благотворительные концерты в пользу русских беженцев и поддерживала многих нуждающихся.

Ее ученица Таня Байона вспоминала: «Мои воспоминания о княжне Натали Путятиной восходят к тому времени, когда мне было пять лет. Тогда я начала свое балетное обучение в Академии. Она запомнилась мне как женщина необычайной красоты. Ее уроки всегда были полны образов. Она обучала не только технике, но и подчеркивала важность музыкальности, темперамента… Нас учили ценить духовные и интеллектуальные ценности жизни, те же принципы я поощряла в своей школе: формирование характера в сочетании с художественным и интеллектуальным развитием. Она научила многих из нас истинной любви к красоте и к этому возвышенному искусству, которое она так любила… Мне выпала честь тесно сотрудничать с княжной Натали в последние несколько драгоценных лет ее жизни. Она вселила в меня уверенность, смелость и дальновидность, чтобы руководить ее Академией балета, которую она так любила и оставила свое наследие грядущим поколениям.

Наталья Павловна Путятина-Табоне умерла в 1984 году и похоронена на кладбище Та Браксия на Мальте. Ее наследие продолжает жить и развиваться среди нынешних студентов Академии, которые сегодня развивают искусство балета на острове Мальта.

 

 

 

Поделиться ссылкой: