Автор: Александр Гончаров
В XV-XVI веках постепенно сформировалось достаточно уникальное государство в Европе – Речь Посполитая (1569 г.). В территориальном плане оно основывалось на собственно польских землях, землях Литвы и части Западной и Юго-Западной Руси.
Определяющие факторы, приведшие к возникновению Речи Посполитой сложились во второй половине XIV столетия. Польша оказалась государством, окруженном со всех сторон врагами. С запада шло постоянное наступление германских княжеств, немецкие переселенцы занимали высокие статусные места в управлении городов, на севере шло противостояние с Тевтонским орденом, на юге же отношения с Венгрией и Чехией оставались непростыми. Кроме того, со стороны Великой степи постоянно существовала опасность вторжения татар. Поэтому огромную роль в жизни польского государства играло воинское сословие – шляхта.
После пресечения династии Пястов в 1370 г. на престол был приглашен родственник короля Казимира III – венгерский король Людовик I из Анжу-Сицилийской династии, а в последующем ему должна была наследовать одна из дочерей. Венгерский правитель устойчивой поддержки у шляхты не имел, а потому в 1374 г. издал Кошицкий привилей, по которому польское дворянство освобождалось практически от всех налогов, кроме ланового сбора, а служба его королю ограничивалась исключительно Польшей. Безусловно, для Германии и Венгрии это не являлось каким-то особым случаем, но в Польше шляхта впервые почувствовала себя значительной политической силой, которая может заставлять Корону поступать по ее желанию.
Великое княжество Литовское к XV веку имело свое литовско-русское дворянство, достаточно независимое от княжеской власти в силу тех же причин, что и польская шляхта. Плюс еще к тому же литовцы слишком быстро перешли от объединения по типу межплеменного союза к средневековому государству. «Литовская вольница» являлась пережитком родоплеменных отношений. Она понравилась и южнорусской элите. Получается, что фактически две шляхты, польская и литовско-русская, и организовали союз между Польшей и Литвой, хотя к нему они и шли достаточно долго.
Процесс объединения Литвы и Польши шел далеко не безболезненно. Его этапы были отмечены униями: Кревской (1385), Виленско-Радомской (1401), Городельской (1413), Гродненской (1432), Краковско-Виленской (1499), Мельницкой (1501) и Люблинской (1569). Городельская уния считается исторически менее важной, но это не так. Именно она распространила широкие права польской шляхты на дворян католического вероисповедания Великого княжества Литовского.
В Польше шляхта одержала победу над королевской властью. Правда, на ее достижение ушло более века. Главной причиной слабости королей стал фактор упадка традиционного для средних веков наследования: сперва королевы Ядвиги (наследницы Пястов) и Ягайло, затем собственно династии Ягеллонов (короли из нее считались выборными), а после пресечения ее мужской линии и чисто выборных королей.
Возрастание роли шляхты неизбежно вело к расширению влияния Польши на Волынь и Галицию, а затем и Малороссию. Причем поляки даже у дружественной Литвы не стеснялись отжимать земли. По сути, Малороссия значительно интересовала Речь Посполитую по нескольким причинам. В Польше и несколько позже в Литве восторжествовала барщина, а оброчная система получения выгод с крестьянства пришла в упадок. Оброк шляхте оказался неудобным из-за порчи серебряной монеты и роста продаж хлеба в Северную и Западную Европу, для чего использовались речные пути по Висле и Одре. Чтобы больше продать хлеба шляхте было необходимо заставить крестьян и работать на себя больше. Отсюда и популярность барщины. Однако всем шляхтичам земли с зависимыми и крепостными крестьянами не стало хватать. И взгляд, конечно, обратился на Малороссию, где все это можно было приобрести. Экспансию подталкивала и Католическая церковь. В Польшу и Литву пришли католические монашеские ордена, которым также требовалась земля. Под предлогом борьбы со «схизматиками», ее было комфортно отбирать именно в Малороссии.
Кроме того, обладание Малороссией позволяло контролировать несколько торговых путей: по Днепру и по западной окраине Великой степи (восточные товары и пошлины являлись весьма лакомым кусочком). На ситуацию влияла и геополитика. Контроль над Малороссией обеспечивал первый и второй эшелоны защиты от татарских набегов из Крыма и от военной опасности, исходящей от Османской Империи. И ко всему прочему добавлялась возможность военного и экономического противостояния с поднимающейся Русью-Россией не только чисто с западного направления, но и с юго-запада.
Кажется, что при данном раскладе шансов на сохранение собственного бытия у Малороссии не имелось. Однако это не так. При Великом Князе Литовском Свидригайло (1430-1440), поддержанным православной русско-литовской шляхтой, и объявленным в Полоцке (1432) Великим Князем Русским, открылась явная возможность добиться независимости и отстоять ее. Но поражение под Вилькомиром в 1435 году поставило крест на ней. Свидригайло в итоге стал вассалом польского короля и потерял великое княжение.
Любопытно, что приблизительно в одно время вместе с Речью Посполитой формировалась и Запорожская Сечь на Днепре. Изначально ее состав отличался национально-религиозной пестротой. Исследователи не раз отмечали, что по структуре Сечь очень напоминает католический рыцарский орден. Да еще и невозможно забыть, что запорожские казаки себя именовали «лыцарями». Конечно, мы знаем, что в XVI веке Сечь заявляет о своей верности Православию и становится форпостом борьбы с мусульманами – турками и татарами. Но первые страницы истории Запорожской Сечи достаточно темны. И не столь ясна не только дата ее появления, точнее образования из нескольких сечей (казацких укрепленных лагерей) Сечи, как протогосударственного образования, но и мотивы формирования тоже. Есть вероятность, что созданию Сечи приложили руку иезуиты или представители какого-то иного ордена. Уж больно хорошо Запорожская Сечь прикрывала даже и чисто географически Речь Посполитую от татарских вылазок. Да и в истории Малороссии роль Запорожской Сечи выглядит далеко не простой и положительной…
К концу XVI столетия Литва и Малороссия были фактически поглощены католической Польшей. Культурные шляхтичи, часто писавшие стихи на латыни, к православным крестьянам относились как к «быдлу». Православная шляхта тоже в полной мере ощутила католический гнет. Восстания не помогали. Надежда осталась лишь на Русское государство. Все должен был рассудить следующий XVII век.
Источник https://nbfnasledie.ru/return-to-russia/polsha-i-malorossiya-v-xv-xvi-vekax/