Автор: Михаил Смолин

 

Для такого большого государства, как Россия, с таким немалым количеством народов, имеющих разные культурные традиции, необходима авторитетная и сильная власть. Личность во власти критически важна для консолидации разных частных стремлений в нашем обществе. 

Всякое ослабление института власти в нашем обществе или даже потеря авторитета у конкретного представителя властной пирамиды вызывает в нашей стране повсеместный кризис государственности. 

У нас нет ни одного коллективного органа, осуществляющего государственные интересы. Власть у нас всегда персонифицирована и индивидуально зависит от личности, воплощающей её.

 

Монархическая «диалектика» неограниченности и самоограниченности

Одно из самых сложно понимаемых, мыслимых и оказывающихся при ближайшем рассмотрении мнимых «противоречий» — это триединство Бога, Государя и народа.

Власть Государя истинна только, когда она исходит, даруется от Бога и возможна, только тогда когда народ искренне принимает власть Государя как свою народную, представляющую его интересы. 

И здесь нет никакой уступки идее народовластия или «народной воле». Любая власть становится возможной только тогда, когда её добровольно принимают подвластные граждане. И весь вопрос выбора принципа Верховной власти состоит в том, считает ли народ себя автономным от Бога или нет. Надеется он на Бога (монархический принцип), на лучших людей (аристократический принцип) или только на численное большинство (демократический принцип).

Монархия может существовать, только если с одной стороны есть Воля Божия на дарование этой власти народу своему, а с другой, народной стороны, — если есть воля на добровольное принятие, признание происхождения этой Верховной власти свыше, Волей Божией.

Монархия — государственно-организованный религиозный земной путь к спасению в вечности. Монархия религиозно мотивированный государственный строй, земное подножие Царства Небесного, а потому не может существовать без верующих граждан. 

В этом смысле Монархия представляет не столько народ, сколько тот религиозный идеал, который разделяется народным сознанием, но является представителем высших небесных сил на земле.

Монархия — властная делегация Божией Милостью, а не многомятежным человеческим хотением, как говорил Царь Иоанн Грозный. Не источник количественной мощи нации, а божественного Вседержительства.

И этой делегацией Власть Монарха становится Верховной по отношению и к государству, и к объединенному ею народу. 

Монархия имеет тем более чистый монархический нравственный идеал, чем более правильной, истинной верой она является представителем. 

При монархии весь народ есть слуги Божии. Все от Царя, до последнего гражданина несут свою службу Божию. В этом единении в Боге и есть единство Царя и народа. И только в этом единстве и есть мощь добровольного подчинения народа власти Царской и одновременно самодержавная мощь и неограниченность власти Государей. 

Царской власти характерна неограниченность, независимость в отношении народных желаний и одновременная самоограниченность общим с народом религиозным идеалом.

 

Какая власть по-настоящему абсолютистская?

Монархическую власть часто называют абсолютистской ничем не ограниченной, самовластной. При более глубоком взгляде, власть Монарха идеократически ограничена религиозным идеалом и степенью народного подчинения. 

Напротив, властью, имеющей абсолютистский образ, скорее, можно назвать демократию. Власть народа жестко зависит только от большинства народа, берет своё начало, истекает из самого народа и ничем не ограниченна в своих желаниях. Власть эта практически сливается с государством, то есть эта власть неизбежно склонна к тоталитарности, к контролю всех сфер жизни в обществе.

Монарх не может быть сильнее массы народной, как единица не может быть сильнее некоего множества. Народ же обладает силой количественной, которая легко может становится Верховной властью. Но именно когда народ подчиняется высшей силе, воле Божией, тогда и может возникать Монархия.

 

Монархия и республика: Божье дело и человеческое дело

По сути, реальными источниками Верховной власти являются только два властных источника: Бог и народ (масса). 

Аристократия по-своему есть либо узурпация количественной власти массы, либо временный период управления лучших, хитрых или богатейших. При аристократическом образе правления масса убедилась, или была принуждена к тому, что «лучшие», аристократически избранные стали властвовать над народом, гражданами. Не поэтому ли аристократии редки в истории и чаще всего носят торгово-финансовый характер? 

Более распространённой в истории является властная дихотомия — Монархия и Республика, Божье монархическое дело и человеческое республиканское дело.

Присущая в большей или меньшей степени всем республикам идея автономности человека от Бога — это то, за что люди были изгнаны из рая. Это та же непослушная гордыня — «будем как Боги», тот же бесовский соблазн.

Демократия — это попытка автономии от воли Божией. Монархия — это автономия от воли народа.

В России конца XIX – начала XX столетий Верховная власть религиозно-нравственно просветлялась, а народ (особенно интеллигенция и правящий слой), напротив, регрессировал в своём религиозно-нравственном состоянии. Произошло разновекторное движение, приведшее к психологическому, разнонаправленному конфликту целеполаганий в деятельности Верховной власти и общественности. Борьба революционной общественности с Верховной властью, в конце концов, привела к смене политической веры с монархической на республиканскую.

 

Поделиться ссылкой: