Автор: Александр Гончаров

 

Иностранный турист, приехавший первый раз в Россию, совсем не спешит насладиться «прелестями» гипермаркетов и аттракционов, типичными для всего мира. Этого добра у него и дома хватает, пусть живет он хоть во Франции, хоть в Китае, хоть в Аргентине, не столь важно.

Любая страна обладает своей изюминкой, которая привлекает и дает рассмотреть ее особенности.

Знаменитый норвежский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе (1920) Кнут Гамсун (1859-1952) совершил путешествие по Российской Империи в начале XX века. Вот, что записал он в своих путевых очерках:

«Я видел прекрасные города, громадное впечатление произвели на меня Прага и Будапешт; но Москва − это нечто сказочное!.. В Москве около четырёхсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город: всё кругом пестреет зелеными, красными и золочеными куполами и шпицами. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».

Еще каких-то лет 100-120 назад Россия покорила потомка «сынов холодных фьордов» не колбасами, сырами и трактирами, хотя о них он тоже рассказывал с удовлетворением, а той неповторимостью, которую задают городам и всей стране удивительное гармоническое единство русской сакральной архитектуры и окружающего ландшафта.

Однако русский храм и русский монастырь – это не только архитектура (рассуждаем, абстрагируясь от чисто религиозных функций), но и уникальная садово-парковая культура, созидаемая в течение веков. Русские монастыри всегда органично взаимодействовали с традиционными природными и искусственными городскими ландшафтами.

В отличие от католических и протестантских храмов, намеренно выделявшихся из окружающей среды, православный русский храм вписывался в нее и составлял единое целое. Огромное значение имело искусное использование пространства во время строительства. Храмы и монастыри любили создавать рядом с водными просторами или же внутри лесных массивов. От этого зависел и облик будущего храма. Сад и парк же дополняли его, причем природные символы несли в себе и священное значение: каждое дерево, каждый цветок, каждый плод. Сады и парки были излюбленными местами гуляния горожан и отдыха паломников в монастырях.

Огромный вклад в садовую монастырскую культуру внес Валаам. Известно, что монах Паисий привез и высадил более 20 сортов яблоневых деревьев и вырастил их в условиях, когда и яблоню-дичок поднять от корня было тяжело. При этом надо учитывать и неблагоприятные промерзающие почвы Валаамского архипелага. В саду к началу XX века произрастало 400 плодоносящих деревьев. В иные годы собирали урожаи свыше 400 центнеров яблок. Причем, не забываем, что Валаамский монастырь – это Русский Север, Карелия, Ладожское озеро.

Садово-парковая культура Православия России затрагивала не только известные монастыри и храмы в крупных городах. Она была распространена достаточно широко.

Возьмем, например, обычный город Старый Оскол, центр уезда в Курской губернии (ныне находящийся в Белгородской области).

В 1833 году было начато строительство кирпичного соборного храма в центре города (Нижняя площадь), на месте, где стояла соборная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1840 году главный престол храма был освящен в честь Богоявления Господня.

Вокруг Богоявленского собора был разбит замечательный сад. Землю под него пожертвовал купец Стефан Кобозев, а сам сад заложил церковный староста Михаил Иванов. Современники отмечали, что сад при храме содержится лучше, чем городской сквер и привлекает к себе гораздо больше жителей Старого Оскола.

В книге краеведа В. Е. Гладкова «Сказы старого города» находим следующие строки: «Шедевром этой части площади была не только соборная церковь, но и соборный сад. Он располагался ярусами, находился позади собора и являл собой настоящее чудо садоводства. Тремя террасами он спускался над обрывистой меловой скалой к правому берегу реки Оскол. В нем были фруктовые деревья: яблони, груши и другие. Но не только они привлекали глаз человека. Поражали его великолепные аллеи с богатейшими зарослями желтой, белой и бело-розовой акации, белой и персидской сирени, клумбы разнообразных цветов».

Но Богоявленский собор являлся отнюдь не единственным храмом Старого Оскола, имевший свою садово-парковую зону.

Ахтырская (Кладбищенская) церковь обладала отличным садом, возникшим, благодаря купцу Иллариону Симонову. Гладков сообщает: «Этого человека в городе знали все. Как говорится, и стар, и мал. Общественно-благотворительная деятельность И.И. Симонова началась, пожалуй, в 1876 году, когда его избрали гласным (депутатом) городской Думы. Создал при Кладбищенской церкви огромный сад, который служил любимым местом для прогулки горожан. В 1880 году он внес значительный вклад в строительство двухэтажного здания Александровской богадельни для престарелых граждан. В 1883 году Симонов был избран председателем городской Думы. Он курирует городское «Общество пособия бедным». Помогает ему материально. Илларион Илларионович проявил старание при открытии в Старом Осколе уездного духовного училища, а при нем – общежития и большой столовой. В 1884 году построил резервуар для воды, водопроводную башню. Улучшил пути сообщения в городе. На благоустройство города пожертвовал 15 тысяч рублей. По тем временам большие деньги!»

Такой вот был «мироед»!..

Ныне от Богоявленского собора и сада не осталось ничего. Его снесли при советах. Церкви во имя иконы Божией Матери «Ахтырской» тоже нет, осталась лишь арка от входа на кладбище. Так неблагодарные сыны и внуки распорядились наследием отцов и дедов. Бездарно, глупо и по-большевистски варварски.

После господства атеистической власти в 1917-1991 гг. садово-парковая культура русских храмов пришла в упадок, но ныне постепенно возрождается на радость русским людям. Вы можете осмотреть территории храмов того же Старого Оскола в XXI веке и увидеть, с какой любовью украшаются клумбы и выращиваются деревья. Например, очень красив ландшафт около Александро-Невского кафедрального собора. Кстати, рядом с храмом находится благоустроенная детская площадка…

Строительство новых храмов и открытие монастырей в современной России идет. Но вот с каким феноменом приходится сталкиваться сейчас. После 2014 года ползет вверх волна выступлений против созидания храмов в городах, где живут «потомки православных».

Протесты в Екатеринбурге в 2019 года сорвали строительство собора во имя великомученицы Екатерины. Горожане или поддержали, или отнеслись индифферентно к волнениям, организованным группами людей, часто проживающих далеко от Урала. Результатом стал отказ не от храма, смотрите шире! От небесного покровительства святой Екатерины. Восторжествовал тупой бытовой атеизм, а точнее, — хамство.

В 2022 году жителей Мурманск призывают отказаться от строительства кафедрального собора на улице Капитана Буркова. Комментарии в интернете отдают откровенной дикостью: «Идите лесом со своими соборами и князьями. Дайте людям жить спокойно, организуйте на этом месте сквер/парк или верните колесо обозрения…»; «Лучше автопарковку сделать».

Любопытно, что в годы советской власти на данном месте находился парк аттракционов, стоявший буквально на костях… на кладбище воинов, погибших во время Великой войны (1914-1918). Потомки веселились на останках предков и опять хотят продолжить веселиться. На худой конец готовы и автомобили ставить, особенно, ежели бесплатно.

А ведь можно было бы поддержать строительство храма и потребовать, да, именно потребовать, чтобы вокруг оборудовали парк. И это бы не оскверняло память погибших, да и ландшафту пошло на пользу. Но, видимо, нет уже благоверных горожан, вся вера ушла в гипермаркеты и на автопарковки, или в колеса обозрения, которые в народе не зря называли «чертовыми»…

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: