Автор: Виталий Даренский
Не бойся, малое стадо!
ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Лк. 12:32.
Одним из очевидных признаков антихристианской цивилизации является тотальное манипулирование массовым сознанием. Если традиционные цивилизации основаны на духовной свободе людей и вере в Творца, то секулярные общества, купируя духовный опыт и замещая его («свято место пусто не бывает»), создают идеологии — именно такие, какие выгодны антихристианской власти. Если религиозная вера всегда основана на свободе (заставить верить в Бога невозможно по определению), то идеологии всегда основаны на внушении и манипуляции, то есть на духовном рабстве. Традиционные методы манипуляции сознанием в настоящее время дополняются ещё более мощными и эффективными, связанными с использованием виртуальной реальности, психотропными и электронными средствами (вживлением микрочипов в человеческий организм). С помощью этих средств можно получить тотальный контроль над огромными массами людей, покорно выполняющих заданные им программы. На этой основе происходит переформатирование сознания и создание глобального кибертоталитаризма. Процессы этого переформатирования наблюдаются уже в наше время, но ещё не приобрели системный и повсеместный технологический характер.
Исходя из этого важнейшей задачей является защита людей от подобного рода воздействий. Такая система может быть обеспечена только на государственном уровне. Кроме того, на современном уровне развития генной инженерии и нанотехнологий стала реальной вероятность мутагенной катастрофы. Разрушение генокода человека по своим масштабам сопоставимо с опасностью ядерной войны. Защита населения от гено- и нанооружия в настоящее время также становится важнейшей функцией государства.
Цель государства — защитить внутреннее пространство личностного духовного развития от его уничтожения манипулятивными технологиями современной цивилизации. Базовой манипулятивной технологией, созданной капитализмом в XIX веке, является превращение человека в «экономическое животное», главной жизненной целью которого является потребление материальных благ, услуг и развлечений.
Второй манипулятивной технологией, созданной в ХХ веке, стала идеология «жизненного успеха», под которым подразумевается так называемая «самореализация» в сфере социальной карьеры. Это тип манипуляции, который уже настраивается над потребительской жаждой наживы и поэтому называется «постэкономическим обществом». С антропологической точки зрения эта манипуляция является ещё более мощным поощрением человеческого эгоцентризма (автор этих строк предложил для её обозначения термин «эголатрия») и ещё более мощным средством разрушения личности, чем относительно наивное потребительство.
Такая деградация человеческого бытия, хотя и усиленно навязывается всем строем современной цивилизации, тем не менее пока ещё остается предметом свободного выбора, и ей по-прежнему противостоят альтернативные модели жизни, которые передаются в рамках религиозных и классических культурных традиций. Более того, возникает закономерность, которую можно определить как «бегство от прогресса», при которой человек, ужаснувшись экзистенциальной пустоте существования в техногенном мире, ищет альтернативные смыслы и виды жизнедеятельности. Однако этой закономерности также уже не менее 100 лет, и современная цифровизация не вносит сюда ничего принципиально нового, хотя и осложняет положение современного человека. Например, привычка к гаджетам с самого раннего возраста обычно приводит к задержкам психического и физического развития у детей, к несформированности навыков общения и базовых моральных понятий и даже к приобретенным формам аутизма. Однако в этом виноваты в первую очередь их родители, которые уклоняются от активного воспитания и общения с людьми. Запрет на пользование гаджетами в детском возрасте мог бы решить эту проблему, но это проблема не цифровизации, а вопрос уровня культуры и мышления родителей, который часто очень примитивен.
Третьей манипулятивной технологией, развивающейся в наше время, является прямой контроль над сознанием человека с помощью киберсистем, виртуальной реальности и психотропных средств различных видов, а также перспектива ещё более страшного вмешательства в генокод человека. Последний тип технологий требует системной защиты человека от него, которая может быть организована только на государственном уровне и фактически является одним из видов обороны страны от внешнего врага.
До настоящего времени люди вынуждены защищаться от воздействия первых двух технологий расчеловечивания только индивидуально, без какой-либо внешней поддержки, и поэтому это удаётся немногим. Обеспечение духовной безопасности страны является наиболее традиционной по своему содержанию и методам формой самосохранения социума. Её осуществление сильно затруднено фактическим плюрализмом современного общества, которое вследствие этого стало полностью открытым и незащищённым перед любыми деструктивными воздействиями на массовое сознание людей. В этих условиях функцию защиты духовной безопасности должна выполнять государственная система образования (при условии прекращения её деградации), а также традиционные религиозные и культурные институты.
В частности, в государственной системе образования одной из базовых учебных дисциплин должна быть «Русская культура». Концептуальной основой такого курса должна быть модель преображения человека в самом буквальном смысле — движения человека к идеалу, идеальному образу, заданному традицией: религиозной и светской классической культурой. Традиция — это не то, что было в прошлом, а то, что всегда: это процесс становления человека, преодоления им своей незавершённости и вхождение в образ высшего идеала. В христианстве это образ праведности и святости; в светской классической культуре это образ всесторонне развитого, духовно ориентированного человека. Именно такая ориентация очерчивает концепцию «традиционализма» в широком смысле слова.
Традиционализму, который способен сохранить высший образ человека вопреки его целенаправленному разрушению, всегда противостоят «левые» идеологии, которые были созданы в XIX веке с целью разрушения традиционного общества в интересах глобального капитала. Никто не сделал больше для победы глобального капитализма, чем К. Маркс и его идеология. Она из рабочих делала «пролетариев», то есть людей, у которых нет ничего, кроме жадности и ненависти к другим; именно эти люди и нужны были для разрушения традиционного общества и уничтожения целых цивилизаций — в первую очередь русской и китайской. Как показал печальный опыт СССР, «пролетарии» с промытыми марксизмом мозгами, усваивают самые худшие черты «буржуазии» и становятся идеальным объектом для эксплуатации тоталитарным государством. Весьма вероятно, что в XXI веке этот разрушительный ресурс будет снова актуализирован мировыми «хозяевами денег», как они это очень успешно сделали 100 лет назад в России. В настоящее же время более актуальным является процесс раздела глобального пространства между основными «игроками».
Современный российский социум может эффективно развивать любые новейшие социальные институты, необходимые для современной техногенной цивилизации, без освоения которой Россия не выживет в современном мире. Однако само по себе это освоение также не означает выживания России в качестве именно России. Если будет утрачен ценнейший тип человека, в течение многих веков формировавшийся суровой русской историей и православием, то само существование России утратит всякий смысл. Она в таком случае может стать пусть и «развитой», но всего лишь одной из множества безликих стран «общества потребления». Высшей целью общества является не экономическое развитие, а создание более сложного и содержательного типа личности. В этом отношении Россия как раз остаётся мировым лидером и является более развитой страной, чем страны Запада и стремительно вестернизирующиеся страны Востока.
В России также чрезвычайно распространился общемировой тип обезличенного человека техногенной цивилизации — эгоцентрического индивида с примитивными стандартизированными потребностями и инфантильным мировоззрением. Но смысловое «ядро» русской культуры и российского социума ещё продолжает формировать традиционный тип русского человека, homo russicus, чудом выживший в советскую эпоху и ныне способный противостоять процессам человеческой деградации в новом «постчеловеческом» социуме. В этих условиях задача государства, если оно не хочет быть уничтоженным кибертехнологиями Запада, — активно искать именно этот тип людей и максимально использовать его и в государственном строительстве, и других сферах (образовании, культуре и т. д.). Однако в настоящее же время наблюдается скорее обратный процесс, продолжается «отрицательный отбор» (А.И. Солженицын) кадров, запущенный 100 лет назад большевиками. Если такая политика не поменяется радикально, то человеческие ресурсы, способные предотвратить катастрофу в России, окажутся невостребованными, а сама катастрофа — необратимой.