Автор: Елена Мачульская

 

Некоторые летописцы утверждали, что род литовских князей произошёл от мифических Палемоновичей (князь Палемон), родственников римского Императора Нерона, которые в старину бежали в балтийские земли и покорили их. Но существует и более правдоподобная и рациональная версия о происхождении литовских владетелей от сыновей полоцкого князя Ростислава Рогволодовича. Да, Литовское княжество изначально было литовско-русским и вполне могло стать мощным православным государством…

В 1316 году княжеский престол занял Гедимин – основатель династии Гедиминовичей. Он взял в жены дочь витебского князя, Ольгу, в браке у них родился сын и будущий наследник Ольгерд. С соседним Смоленским княжеством Гедимина связывала настоящая дружба. Когда в Смоленское княжество вторгся золотоордынский хан Узбек, литовцы поспешили на помощь, разбили монголов, и с тех пор Смоленск дани Орде не платил. Следующим городом, которому помог Гедимин, стал Псков — «пригород» Новгорода.

По требованию великого князя литовского Гедимина при Константинопольском патриархе Иоанне Глике была создана православная митрополия Литвы со столицей в литовском Новгородке — Малом Новгороде.

Но уже внук Гедимина Ягайло отрекся от православной веры. Поляки предложили Ягайло женить его на королеве Ядвиге. Обрадованный столь щедрым предложением князь перешел в католичество и получил имя Владислав.

В 1386 году была заключена Кревская уния – Польша и Литва объединялись под одним королем. Как отмечает русский историк Сергей Платонов, уния «внесла в Литву семена внутренней вражды и разложения», создав предпосылки для притеснения православных русских.

После принятия князем Владиславом Ягайло католичества государи Литвы стали исповедовать римскую веру, и православие в Литовском государстве стало терять свое первенствующее значение, несмотря на то, что до Ягайло латинство там, по свидетельству литовских хроник, находилось в зачаточном состоянии.

Новокрещеным литовцам-католикам было запрещено вступать в браки с православными русскими. Знатным православным запретили занимать высшие должности воеводы и каштеляна, заседать в господской раде. Во внутренней политике княжества установились польские порядки.

Уже в XV веке часть представителей литовской аристократии, ориентируясь на королей католиков, перешла из православной Церкви в католическую. Но тогда Вильна (современный Вильнюс) еще оставалась «русским» и православным городом – на семь католических церквей (частично спонсируемых государством, ведь католичество стало государственной религией) приходилось 14 церквей и 8 часовен православного исповедания.

Однако с течением времени православные стали все больше и больше притесняться в своих правах — в 1413 году издан указ назначать на государственные должности только католиков. Но государственным языком был русский, письменность была русской (у литовцев своей просто не было ). В начале XV века литовцев в армии Великого княжества было всего несколько процентов.

С середины XV века государство вплотную занялось приведением православных под власть Рима (десять лет Литовской митрополией управлял митрополит Григорий, поставленный в Риме). Впрочем, за чередой притеснений и насаждения католичества обычно следовали послабления. Так, в 1480 году было запрещено строительство новых и ремонт уже существующих православных церквей, однако достаточно скоро его соблюдение начало хромать.

В Литовское княжество прибывали католические проповедники, чьей основной деятельностью была борьба с православием и проповедь унии. Также серьезный удар церкви нанесла система патроната – когда миряне за свой счет строили церкви, становились их владельцами и были вольны ими распоряжаться. Владельцы патроната могли назначать священника, продавать патронат, чтобы поправить свои финансовые дела. Часто православные приходы оказывались в собственности католиков, коих интересы церкви совсем не заботили, из-за чего церковная жизнь постепенно приходила в упадок

В начале XVI века был проведен Виленский собор, который должен был нормализовать церковную жизнь, однако фактическое исполнение принятых им важных решений оказалось весьма затруднительным. А вскоре в Литву проникает протестантизм, имевший значительный успех, и увлекший за собой значительную часть православной знати.

В 1569 году была заключена государственная Люблинская уния и создано единое Польско-Литовское государство Речь Посполитая. Давление на православие усилилось и стало уже систематичным. В Вильну были приглашены иезуиты для проведения контрреформации (которая конечно же затронула и православное население). Началась настоящая интеллектуальная война против православия — писались соответствующие трактаты, православных детей охотно брали в бесплатные иезуитские школы. В это же время начали создаваться и православные братства, которые занимались благотворительностью, просвещением и борьбой с злоупотреблениями духовенства; они также приобрели значительную власть, что не могло нравиться церковным иерархам.

В итоге в 1595 году литовскими православными иерархами была принята Уния с Католической церковью. Принявшие унию надеялись на получение полного равноправия с католическим духовенством, то есть, значительного улучшения своего и общецерковного положения. В это время себя особо проявил князь Константин Остожский, защитник православия (бывший вторым по значимости человеком в государстве), которому удалось на несколько лет отодвинуть саму Унию, а после ее принятия защищать интересы притесняемой веры. По стране прокатилось мощное выступление против унии, переросшее в народное восстание, после которого Львовский и Перемышльский епископы от Унии отреклись. Но после возвращения митрополита из Рима, король 29 мая 1596 года известил всех православных о том, что соединение Церквей состоялось, и противящиеся Унии фактически стали считаться бунтующими против власти.

В том же 1596 году последовал указ о запрещении строительства новых православных церквей. Уже действующие православные церкви превращали в униатские, так что к 1611 году в Вильне все православные церкви были заняты сторонниками унии. Единственным оплотом православия остался Свято-Духов монастырь, основанный после передачи униатам Свято-Троцкого монастыря. Сам монастырь был ставропигальным (получил соответствующие права в «наследство» от Свято-Троцкого), то есть подчинялся непосредственно патриарху Константинопольскому. В в течении последующих двух сотен лет только этот монастырь и его метохии (приписные храмы), которых на территории современной Литвы было четыре, сохраняли православие в прибалтийском регионе. К 1795 году на территории Литвы осталось всего несколько сотен православных —  некогда православная страна перестала быть таковой.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: