Автор: Александр Гончаров
Владислав Юрьевич Сурков – человек явно неординарный. Даже оригинальный. Известно о нем не так уж и много, хотя в среде современного российского политического бомонда он засветился довольно давно, еще в далеком 1992 году, став консультантом аппарата правительства РСФСР по вопросам связей с общественностью. Вершиной его государственной чиновничьей карьеры явились 2008—2012 гг., когда он последовательно занимал посты первого заместителя руководителя Администрации президента Российской Федерации и заместителем председателя правительства Российской Федерации − руководителем аппарата правительства.
А еще он трудился на самых разных должностях, курировал конфликтные абхазское и украинское направления, контактировал с множеством политический и экономических деятелей самого различного толка: от оголтелых либералов-западников и до тех, кого называют традиционалистами и консерваторами.
Из той информации, что вбрасывалась в СМИ и соцсети, можно уяснить образ господина Суркова как активного, но закулисного участника «большой политической игры». А еще следует знать, что он никогда и ничего не пишет просто так, в том числе и в романе «Околоноля» (2009), изданном под псевдонимом Натан Дубовицкий.
Статьи Владислава Суркова неизменно вызывали споры хотя бы потому, что он предлагал нетривиальные подходы в анализе известных проблем.
И вот в конце сентября 2023 г. Сурков опубликовал свой очередной экстравагантный текст под претенциозным заголовком «Рождение Севера». Время публикации выбрано неслучайно: украинский «контрнаступ» забуксовал, БРИКС усиливается, а Запад не знает, что делать с киевским режимом, хотя и носится с ним, как болван с писаной торбой, и все это происходит на фоне ломки существующей мир-системы.
Главный тезис статьи выглядит следующим образом: «Что же можно различить впереди, если попытаться взглянуть поверх миражей? Что будет, если убрать с шахматной доски ложные фигуры?
Будет Великий Север − Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер.
Предчувствие Севера уже обозначилось в активизации использования термина «глобальный Юг». А юга ведь без севера не бывает.
Когда-то понятие «глобальный Север» было фактически синонимом «Запада» и ввиду очевидного дублирования не прижилось. Теперь же контуры Великого Севера, хотя и едва видны, но проступают и несут совсем другой смысл.
Сейчас трудно поверить, что конфликтующие системы в итоге достигнут высокого уровня конвергенции. Но так же трудно было поверить в единую Россию, когда Михаил Тверской бился с Московским княжеством. Так же трудно было поверить в единую Европу во времена Валленштейна. Или в соединение штатов Америки в начале войны янки с конфедератами.
На наших глазах идет бурная реакция синтеза цивилизаций. Ее результатом станет время , когда все ложное выпадет в осадок, — растворение и Запада, и Востока в Великом Севере.
Все участники этого процесса переживают и не раз еще переживут трагические трансформации, пока не начнут подходить друг другу для совместного исторического проекта. На это уже ушли века и уйдет еще немало десятилетий».
Конечно, сложно предсказать военно-политическую кухню и цивилизационные расклады хотя бы и на сто лет вперед. Поэтому опровергнуть мысли господина Суркова достаточно тяжело, впрочем, как и подтвердить их. Как говорится, за сто лет много чего случится, «или ишак сдохнет, или падишах умрет», или авторы подобного рода прогнозов. Тем не менее все-таки неизбежно возникают вопросы: «А почему именно по данному пути должен пойти исторический процесс? «Великий Север», «Глобальный Юг» — эти имена видны сейчас, но кто сказал, что в ближайшие десятилетия не появится какой-нибудь «Великий Восток» или «Великий Ацтлан?»
Мир ныне находится в точке бифуркации, следовательно, движение не задано, но лишь определяется, а шансы на возникновение «Великого Севера» или «Великого Востока» никто алгебраически точно просчитать не сможет.
Однако к возникновению «Великого Севера» имеются кое-какие существенные противопоказания. Владислав Сурков упомянул о раздробленной Европе периода Тридцатилетней войны (1618-1648) и выдающемся полководце Альбрехте фон Валленштейне.
Фон Валленштейн погиб не на поле брани, а в результате заговора 25 февраля 1634 года в замке Эгер. Существует легенда, что он хотел призвать к себе астролога, дабы узнать свою судьбу. Астролог приехал, но Герцог Альбрехт фон Валленштейн был уже мертв.
Эта трагедия послужила в качестве основы сюжета картины немецкого художника Карла Пилоти «Запоздалый визит астролога» (1855). Так вот Владислав Юрьевич как раз и напоминает этого астролога: он пришел предсказать судьбу Запада, который должен в будущем слиться в мнимом и, вероятно, чаемом автором цивилизационном единстве с Русским миром, а клиент-то уже скончался.
Американский историк и знаток военной стратегии Эдвард Люттвак давно уже установил, что Запад вступил в «постгероическую эпоху». Низкая рождаемость и низкая смертность привели к тому, что никто не хочет особо рисковать собой и своим потомством. Пассионарность иссякла. И на смену Васко да Гаме, Цезарю Борджиа, Фернану Кортесу, Томасу Мюнцеру, Аврааму Линкольну или даже Сесилу Родсу пришли Анналена Бербок, Эммануэль Макрон, Бред Питт, сэр Алекс Фергюсон и т. д. Но это было бы еще полбеды. Нынешнее аборигенное население Европы и США никак даже отдаленно не напоминает крестоносцев, конкистадоров и воинов Великой войны (1914-1918).
Как хотите, но представить участие конкистадора в гей-параде, а крестоносца, моющего ноги BLM-активисту, кажется делом невозможным. Пассионарность иссякла, а Запад напоминает зомби, с которым нормальный живой человек взаимодействовать в любых формах просто не в состоянии.
Есть и еще проблема. Глобальный Юг сам пришел на Глобальный Север. Чтобы в сем убедиться, не надо подробно исследовать статистические данные, стоит только посмотреть на руководителей правительств Великобритании и Ирландии, взглянуть на фотографии европейских сборных по футболу и просмотреть документальные кадры последних бунтов во Франции. Миграция уже изменила облик Запада.
Не будем лукавить: в Россию тоже постепенно переезжает Глобальный Юг, только с другого направления. Там идет наполнение мигрантами за счет Африки, Леванта, Ближнего Востока и отчасти Южной и Юго-Восточной Азии, а Россия получает миграционные потоки из Средней Азии. Причем мигранты не спешат принимать культурно-цивилизационные коды Севера, а сами навязывают аборигенам свои ценности и стереотипы поведения.
В Российской Федерации пока еще есть возможность переломить тенденцию. Но в любом случае в перспективе вырисовывается не Великий Север, а «Глобальный Юг на севере». Как писал классик: «Все смешалось в доме Облонских».
Однако миграция – это лишь демографический аспект проникновения Глобального Юга на Глобальный Север. Но имеется в дополнение еще, так сказать, и духовный.
Современная западная массовая культура немыслима без элементов, вклинившихся в нее с Глобального Юга. Никто иной как Максим Горький отлично показал частный случай итогов взлома западной музыки в 1928 году: «Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек − раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом.
Это − радио, одно из величайших открытий науки, одна из тайн, вырванная ею у притворно безгласной природы. Это − радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это − музыка для толстых. Под ее ритм во всех великолепных кабаках «культурных» стран толстые люди, цинически двигая бедрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения мужчиной женщины».
С 1928 г. прошло почти сто лет. Ситуация изменилась в пользу музыки Глобального Юга еще сильнее. Но ведь музыка сама по себе не претерпевает метаморфоз – она фиксирует сложившуюся трансформацию мироощущения.
Нельзя не сказать и о том, что западный человек, отринувший Христа и христианство, спокойно погрузился в мир галлюцинаций, где находится место и дону Кастанеде, и йоге, и вуду, и кришнаизму, да мало еще чему, получившему начало на Глобальном Юге.
Что может предложить Русский мир для объединения Западу в духовном плане? Православие? Не примет его Европа. Аксиологию традиционного общества? Так Запад не для того отверг свою, чтобы заимствовать нашу. Кроме того, кое-что из традиционного общества Юга уже и прижилось на Западе, но совершенно чуждо России.
Получается, что слияние России и Запада представляется вероятным достичь только на потребительстве и материализме. Это и сейчас нас «объединяет». Но тогда возникнет не Великий Север, а «Великий Куршавель».
Впрочем, наблюдается еще и ментально-цивилизационное ограничение, подмеченное Маршаллом Маклюэном в «Галактике Гутенберга» (1962). Скажем, западного человека свобода интересует как процесс, а русского – результаты его. И совместить столь различные подходы нельзя, не заработав шизофрению.
Великий Север – это историческая иллюзия, беспочвенный интеллектуальный конструкт, порождение западническое мифологии, сказочное королевство, где «на море, на окияне, на острове, да на Буяне стоит бык печеный: в заду − чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай, да ешь…», а либеральный Бова-королевич правит по очередности с Царем Салтаном. И увлекаться ей, честное слово, не надо. Смертельно опасно для собственной цивилизации.