Автор: Елена Мачульская

 

Святогорский Успенский монастырь возвышается на правом берегу реки Северский Донец в местности, что издревле называлась Святые горы. За свою многовековую историю обители довелось пережить много испытаний. И ныне монастырь находится в зоне боевых действий.

Первые письменные упоминания о Святых Горах относятся к первой половине XVI века — о них в 1526 году писал германский посол Сигизмунд Герберштейн. С каких пор там стали селиться монахи, доподлинно неизвестно. Одна из существующих версий говорит, что в этих краях подвизались византийские иноки, бежавшие от преследования императорской власти во времена иконоборчества. Другое предание связывает Святогорье с Киево-Печерской Лаврой и повествует, что часть печерской братии после разорения Киева Батыем ушла в Святые Горы. А некоторые исследователи предполагают, что в тяжёлые времена турецкого владычества сюда пришли несколько иноков со Святой Горы Афон.

Неизвестно и время основания обители — монастырский Синодик 1710 года повествует: «Начало сей Святогорской обители: кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовать за многими татарскими нахождении и разорении, особенно же за частыми переменами прежде бывших строителей, потом игуменов и архимандритов, здесь в святой обители писания не обретохом».

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства — на границе с татарской степью и католической Польшей. Русские самодержцы взяли пограничную обитель под свое покровительство. Из жалованной в 1620 году грамоты известно, что Государь Михаил Федорович «пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег». Государи наделяли монастырь земельными угодьями и выделяли на его содержание денежное довольствие. Они заботились и об обеспечении далекой обители необходимой церковной утварью, иконами и богослужебными книгами.

На монастырь то и дело нападали крымские татары. Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Но вновь и вновь монастырь возрождался из пепла. От татарских набегов святогорские монахи укрывались в меловых пещерах, Первые храмы тоже были пещерными. Только в конце XVII века иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 году был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 — новый каменный Успенский собор.

Святогорская обитель стала настоящим духовным оплотом Православия на юге России и опорой для всех, бежавших от притеснений католиков и униатов.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья переданы в казну. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. Но к опустевшей обители в праздничные престольные дни по-прежнему стекались многотысячные толпы народа.

Возрождение Святогорского монастыря в 1844 году стало возможным, благодаря усилиям прославленного в лике святых епископа Иннокентия Херсонского. Названный «Русским Златоустом» святитель Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился в 1800 году в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Окончив с отличием семинарию, юноша поступил в Киевскую духовную академию. Вскоре он стал ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. Там Иван Алексеевич принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. Потом отец Иннокентий стал бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской духовной академии, а вскоре ее инспектором. В 1826 году он был возведен в сан архимандрита.

За доброе отношение к людям отца Иннокентия любили и профессора, и студенты. Но особую славу будущий святитель снискал себе как удивительный проповедник — его проповеди были переведены на несколько языков.

В 1836 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского, через четыре года он возглавил Вологодскую епархию, затем Харьковскую. За семь лет служения владыки в Харьковской епархии были восстановлены Ахтырская и Святогорская обители, а также основан Никольский женский монастырь.

Свое слово в день открытия возрожденного Святогорского монастыря Владыка Иннокентий завершил так: «А между тѣмъ, братія мои, сорадуясь возстановленію изъ развалинъ древней обители сей обратите вниманіе на храмъ души вашей и разсмотрите, не лежитъ ли и онъ въ развалинахъ, не заросъ ли волчцами и терніемъ, не витаютъ ли въ немъ зловѣщія птицы и звѣри дивіи. Ибо, что пользы для насъ, если вокругъ насъ все обновится и возстанетъ изъ развалинъ, а мы, своими нравами, дѣлами и жизнію, будемъ походить на брошенныя всѣми развалины? Что пользы для насъ, если внѣшніе храмы наши заблистаютъ златомъ и привлекутъ на себя взоры всѣхъ, а внутренній храмъ души нашей останется пустымъ, безмолвнымъ и непроходимымъ? Посему-то, возвращаясь въ домы ваши, обозрите свою жизнь и вникните въ свою совѣсть. Кто найдетъ внутрь себя что-либо похожее на развалины (а многіе ли не найдутъ, если будутъ искать?), тотъ да возревнуетъ о ихъ возстановленіи».

В 1848 году владыка Иннокентий был переведен в Херсоно-Таврическую епархию. Архипастырь желал восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать там свой Русский Афон. Он возродил Георгиевский-Балаклавский монастырь, устроил в местах, где подвизались древние подвижники, несколько скитов.

Началась Крымская война, и для Владыки пришло время иного служения. Архиепископ Иннокентий посещал воинов в лазаретах, не боясь заразиться тифом, во время сражений обходил войска. Не выдержав тяжких трудов, 25 мая 1857 года, в праздник Святой Троицы, преосвященный Иннокентий скончался в Херсоне… А возрожденные и созданные им монастыри, подобно ярким звездам, многие годы сияли, освещая южные пределы России.

Первыми насельниками возрожденного Святогорского монастыря стали духовные чада знаменитого старца Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). За 70 лет существования — с 1844 по 1914 год — эта обитель, благодаря трудам настоятеля и братии, стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи. На территории монастыря находился собор, 8 церквей и 6 часовен. Число насельников доходило до 700 человек. В окрестных селах были открыты школы, в которых святогорцы преподавали грамоту и церковное пение. В августе 1861 года в лавре гостила российская Императрица Мария Александровна с детьми, а в последний день к ней присоединился и Император Александр Второй.

В годы Первой мировой войны Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам — на средства обители был построен лазарет для раненых, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

После печально известных событий 1917 года, монастырь неоднократно претерпевал разграбления и поругания. В советское время в монастыре находился атеистический музей. И только в 1992 году Святогорская обитель вновь открыла двери для верующих.

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен раньше — 24 августа 1995 года. Можно не сомневаться — молитвами святых святогорских отцов и святителя Иннокентия Херсонского древний монастырь переживет и нынешнюю смуту.

Поделиться ссылкой: