Автор: Провинциальный меломан

Любят на Руси отмечать юбилейные даты. Помянуть добрым словом старину. На людей посмотреть, себя показать. А при случае, не забыть и свой интерес: получить награду или освоить гранты.

Нынешний год подарил России эпохальный юбилей: ее национальному герою — Святому благоверному князю Александру Ярославичу, прозванному Невским, исполнилось 800 лет! Ради такого события не грех бы и всем миром поднатужиться.

И поднатужились. В столичных городах и на периферии прошла целая череда юбилейных и просветительских мероприятий, с участием VIP персон и культурной общественности. Не подкачали и служители муз. Выдали нагора творческие шедевры; отметились выставками, показами, концертами.

Но возможно, всех превзошел славный городок Александров. Тот самый, что на 101 километре от Москвы. 12 июня 2021 года в местном ДК «Юбилейный» состоялась Всероссийская премьера духовной оперы «Александр Невский». Ведь, по преданию, городок сей основал ни кто иной, как святой князь.

Событие для периферии грандиозное. Состав участников поражал воображение: солисты Мариинского театра, симфонический оркестр под управлением маэстро Филиппа Селиванова, камерный хор «Распев». В зале – полный аншлаг. Репортеры, камеры, микрофоны; тотальный масочный режим и строгий запрет снимать или записывать без разрешения.

А кто же автор нового шедевра? О, это заслуженный артист Украины, Узбекистана и Северной Осетии Алании, композитор и профессор, один из основателей Академии молодых оперных певцов Мариинского театра – Грайр Ханеданьян. Судя по написанному им самим либретто, изрядный знаток не только музыки, но и русской истории. Иначе разве замахнешься на столь эпохальное произведение?

Жанр духовной оперы для современной музыки сравнительно нов. В концертном варианте оное произведение уже звучало двумя годами ранее в стенах Александро-Невской лавры. Получило вполне лестные отзывы. Мол, теперь не страницы учебников и даже не русские летописи, а именно музыка будет просвещать нас, и приближать к пониманию великой и уникальной личности Александра Невского.

Но умолкните, праздные разговоры, занавес поднимается! В душный зал провинциального ДК свежим ветерком врывается классическая оперная музыка…

О музыке, впрочем, поговорим отдельно. А пока коснемся истории.

Действие оперы разворачивается в далеком 1240 году вокруг событий Невской битвы. Князю Александру Ярославичу всего 19 лет, но он уж твердо держит в руках власть и готов дать отпор врагам Руси. Алчные крестоносцы мечтают захватить вольные земли новгородские, чудом уцелевшие после Батыева нашествия. Здешние бояре, не дожидаясь Смутного времени, ведут с недругами тайные переговоры и могут открыть им ворота.

К счастью, у молодого Новгородского князя появляется союзник. Сын и наследник грозного хана Батыя – благородный Сартак. При личной встрече оба настолько проникаются взаимными симпатиями, что заводят вечную дружбу и, по обычаю, братаются кровью. Мало этого: от избытка братских чувств Сартак принимает Православие.

Заручившись поддержкой татар, Александр Ярославич с дружиною храбро выходит на неравный бой против шведов, коварно вторгшихся в русские земли. Битва происходит за сценой, сопровождаемая вихрями и раскатами оперной музыки. Громкие возгласы возвещают победу русских.

О победе Новгородского князя узнает в далекой степи хан Батый. Великий завоеватель пристально следит за событиями на западных рубежах Руси и своих владений. Размышляет с тревогой, как остановить железный «Дранг нах Остен» рыцарей-крестоносцев. И вдруг такая добрая весть!

От радости и умиления хан призывает обоих молодых друзей к себе и отечески благословляет их союз. Князь Александр Невский становится нареченным сыном Батыя. Теперь держитесь, алчные латиняне! Растерзанная монголами Русь, под союзной их защитой, может наслаждаться миром и благоденствовать. Совет да любовь венчает семейное застолье с бокалами ядреного кумыса и половецкими плясками степных красавиц…

В зале бурные и продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Под впечатлением от премьеры на глаза поверх санитарных масок наворачиваются слезы. Без преувеличения, все было на высоте, или почти все: виртуозная игра музыкантов, яркие исторические костюмы, живое выразительное пение. Словом, феерический праздник оперного искусства на 101-м километре.

Вот только историческая канва произведения вызывает недоумение и оторопь. Автор музыки и либретто обращается с историей России и судьбами ее святых героев, мягко выражаясь, несколько вольно. Чтобы не сказать – чересчур вольно. От этого вся духовная опера изрядно напоминает крутое псевдоисторическое фэнтези, в духе пресловутой «Новой хронологии» Носовского и Фоменко. А говоря попросту – развесистую клюкву.

В самом деле. Какими судьбами в Великий Новгород забредает Сартак, которому на тот момент было около 14 лет? И кто уполномочил его вести переговоры с Александром о будущем союзе? Батый? Сомнительно. Великий завоеватель тогда готовился к походу на стольный Киев и Западную Европу, к теплому морю. Судьба новгородского княжества и натиск крестоносцев едва ли особо его заботили. Пройдет немного времени – и железные псы-рыцари побегут от его полчищ, как зайцы.

Равно и Александр. В 1240 году он являлся всего лишь вассалом своего отца – Ярослава Всеволодовича, Великого князя Владимирского. Его поездка на поклон к Батыю и возвышение среди русских князей произойдут много позднее. Что же касается их дружбы с Сартаком – это не более чем версия, плод ненаучных прозрений видного историка-евразийца Льва Гумилева и его современника писателя Алексея Югова, автора романа «Ратоборцы».

Никаких убедительных документов, подтверждающих данную версию, историками по сей день не обнаружено. Выходит, заслуженный автор музыки и либретто, в угоду своему воображению, вольно или невольно искажает реальную историю России и вводит в заблуждение слушателей. Едва ли подобного рода искусство заслуживает безоговорочно позитивной оценки. Даже в благородных целях духовно-исторического просвещения и патриотического воспитания.

Ох… А теперь обратимся к музыке. В течение более чем двух часов она действительно звучала на небольшой сцене провинциального ДК, где неуютно теснились хор и оркестр. Вернее – музыкальное сопровождение. Ибо подлинной Музыки, как ни печально, услышать не удалось. Одни симфонические рулады, льющиеся хаотично и приземлено, как журчание горной речки. Ни единого веяния могучего Русского духа, что дышит в гениальной кантате Сергея Прокофьева; ни единой самобытной музыкальной темы или запоминающейся мелодии. Поневоле, прости Господи, вспоминается заголовок из пожелтевшей газеты «Правда» от 1936 года про «Сумбур вместо музыки»…

Пришло время подвести итоги. Ярким событием в культурной жизни страны духовная опера «Александр Невский» явно не стала и вряд ли станет. Очевидно, недаром «Всероссийская премьера» ее состоялась на задворках столичных городов и областных центров, где немало еще людей, знающих и уважающих историю Отечества. Недароми организаторы мероприятия, по слухам, встретили повсюду мягкий отказ и благоразумно решили отъехать на 101 километр.

В сущности, едва ли стоило так подробно обсуждать злополучную премьеру. Конъюнктура — всегда останется конъюнктурой, даже из лучших соображений. Но и толерантно промолчать тоже нельзя. Лишенная всякой достоверности, Русского духа и таланта, «духовная опера» замахнулась не только на историю России и ее святыни в лице Александра Невского, но исподволь пытается внедрить в сознание русских людей откровенно ложную и уничижительную для их национальной гордости мысль.

Якобы, Россия без Азии – исторически несостоятельна как великая Держава. А обессиленный в смутах русский народ, без поддержки азиатских союзников, – слаб и беззащитен перед угрозой с Запада. Посему следует настежь отворить границы и объятия. Слиться с Азией в братском экстазе. Скрепить дружбу межнациональными браками и запить новое счастье кумысом. Иначе говоря, перестать быть русским народом. Любопытно – как оценил бы такую перспективу Святой князь Александр Невский?

Что же касается уважаемого автора музыки и либретто, заслуженного артиста Украины, Узбекистана и Северной Осетии Алании, композитора и профессора, то ему хотелось бы искренне пожелать здоровья и творческого вдохновения. А главное – бережного отношения к 1000-летней истории Великой России, которая, видит Бог, также заслуживает подлинного уважения.

 

 

 

Поделиться ссылкой: