Автор: Александр Гончаров
Так уж получилось, что о замечательном русском ученом Александре Леонидовиче Чижевском (1897-1964) я узнал достаточно рано, еще в школьные годы.
Вместе с приятелем мы забрались на чердак одного из частных домов, предназначенного на снос (в этом районе предполагалось строительство очередной пятиэтажки). Бывшие хозяева выехали, но далеко не все захватили с собой. Угол чердака оказался завален книгами. И там я как раз и выкопал (по-другому и не скажешь!) из груды тетрадей, фолиантов и писчебумажного мусора«Земное эхо солнечных бурь» − труд Александра Чижевского, изданный в 1973 году. С биографией этого выдающегося ученого я познакомился гораздо позже.
Дворянский род Чижевских древностью не отличался. Только в XVIII веке, при императрице Елизавете Петровне, первый его представитель Петр Лазаревич Чижевский получил потомственное дворянство, хотя есть сведения о том, что еще в XVII столетии Чижевские принадлежали к мелкопоместной шляхте Ржечи Посполитой.
В любом случае все Имперские дворяне Чижевские, после Петра Лазаревича, своим поприщем избирали военную службу. Александр, оставшийся в возрасте одного года сиротой из-за смерти матери, воспитывался отцом Леонидом Васильевичем – офицером-артиллеристом Императорской армии. Родственники Александра Чижевского воевали рядом с А. В. Суворовым и М. И. Кутузовым, а двоюродным дедом был прославленный адмирал П. С. Нахимов, погибший при обороне Севастополя во время Крымской войны.
Желание стать военным у Александра проснулось в детские годы, но здоровье не позволяло это сделать. Зато Чижевскому хорошо давалась учеба. Он любил книги и живо интересовался различными отраслями человеческого знания. Кроме того, Александр писал стихи и недурно рисовал.
Огромную роль в дальнейшей судьбе А. Л. Чижевского сыграл перевод отца в Калугу. В 1913 году Чижевские поселяются там. Сперва знакомство с Константином Циолковским сводит Леонид Васильевич, разрабатывавший применение ракет в военном деле, а затем и юный его сын.
Циолковский стал для Александра Чижевского образцом русского ученого. От него и была почерпнута увлеченность философией космизма.
В 1916 году, будучи слушателем Московского коммерческого института и вольнослушателем Московского археологического института, Александр Леонидович отправляется на фронт. Хотя воевал он не долго, но был ранен, награжден солдатским Георгиевским крестом и все-таки демобилизован, ибо сказалось состояние здоровья.
К 1915 году относится стихотворение Александра Чижевского «При въезде в Москву»:
Опять воскресный шумный звон!
Опять Москвы родной соборы!
Как мил, прекрасен этот сон
При блеске утренней Авроры!
Люблю Кремля святой наряд
И главы этих дряхлых башен!
Их дух врагам доныне страшен,
А русским − вековечно свят…
За Русь, за мирную свободу
Молись, молись, столица-мать!
О, дай же, счастье дай народу!
О, научи нас побеждать!
Уход в сражающуюся с Германией армию и эти строки свидетельствуют о любви молодого человека к России и явном чувстве патриотизма.
Возникает неизбежно вопрос: «Почему и старший, и младший Чижевский приняли в 1917 году революцию, а потом и советскую власть, принявшуюся с методической одержимостью разрушать Русь и глумиться над «родными соборами» открыто и совершенно варварски?»
Надо сказать, что они были не первыми и далеко не последними русскими людьми, оказавшимися идеологически неподготовленными ко лжи «февралистов» и большевиков. Духовная слепота, поразившая русскую интеллигенцию, русский образованный слой, часть русского дворянства настигла и Чижевских. В дальнейшем она сказалась и на жизни Александра Чижевского.
Но в первые годы после Октябрьского переворота ничего не предвещало будущих «окаянных дней». В 21 год Александр Леонидович с успехом защитил докторскую диссертацию по истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», потом она в сокращенном виде была опубликована в Калуге под названием «Физические факторы исторического процесса». Чижевский обращает серьезное внимание на влияние Солнца на исторический процесс. Его изыскания приводят к мысли о том, что в годы солнечного максимума человеческие массы, как бы теряют рассудок, а войны, революции, восстания и т. д. приобретают размах и кровавость.
Александр Чижевский работает на стыке наук: истории, физики, математики, астрономии, биологии, химии и медицины. Он занимается проблемами аэроионизации, сельского хозяйства и строительства. Его поэтический дар приобретает оформленность. Не бросает Чижевский и живопись.
Сейчас А. Л. Чижевского часто называют «новым Леонардо да Винчи», «человеком эпохи Возрождения», «универсальным человеком». Но постойте? Теми же самыми эпитетами награждали и Дмитрия Менделеева, и отца Павла Флоренского, и Игоря Сикорского, и Питирима Сорокина, да и много кого еще. Но, помилуй Бог, появление «универсалов» не может быть случайностью! Все дело в образовательной системе и интеллектуальном потенциале Российской Империи. Пока люди, получившие образование в Царской России, работали и сами преподавали, «универсалы» и появлялись. Когда окончательно восторжествовала советская образовательная система и ушли в лучший мир «ученики учеников» старой российской профессуры, тогда и «универсалы» прекратили пробиваться в науку и искусство. Кризис советского образования, вычерпавшего до дна наследие Империи, породил кланы узких специалистов, не имеющих своего мировоззрения, падких на заемные идеи. Уже этим умопомрачением СССР обрекался на неизбежную агонию и бесславную гибель.
Что человеку гибель мирозданья –
Пусть меркнет неба звездная порфира
Страшитесь же иного угасанья:
Мрак разума ужасней мрака мира!
(А. Л. Чижевский, 1942 г.)
К концу 30-х годов прошлого века Александр Чижевский хорошо известен не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Он считается основоположником гелиобиологии и выдающимся биофизиком. Его статьи и труды переводят на иностранные языки. Его избирают в почетные члены зарубежных университетов и академий. Считается, что несколько раз Чижевского пытались выдвинуть на Нобелевскую премию, но достоверных документов, подтверждающих этот факт, лично я не знаю…
Все приму от этой жизни страшной –
Все насилья, муки, скорби, зло,
День сегодняшний, как день вчерашний, –
Скоротечной жизни помело.
Одного лишь принимать не стану:
За решеткою темницы – тьму,
И пока дышать не перестану
Не приму неволи – не приму.
Эти строки Чижевский пишет 12 апреля 1943 года. Александр Леонидович был арестован в январе 1942 года, а в марте 1943 года осужден за контрреволюционную пропаганду. И только в 1950-м его освободили и отправили на поселение в Караганду.
В 1962 г. А. Л. Чижевского полностью реабилитировали. 20 декабря 1964 года он скончался в Москве. Так советская власть оценила труды и заслуги «нового Леонардо».
Собственно, под подозрение Александр Чижевский попал еще в 1924 году. Влияние природы и Солнца на социальную деятельность человека, на революционный поток и прочее для марксистско-ленинской догмы были неприемлемы.
К тому же Чижевский обратил внимание на психическую индукцию, под влиянием которой люди попадают под влияние толпы и оказываются вовлеченными в дела, которые заканчиваются большой кровью, погромом, ненавистью. Какая уж тут классовая борьба и закономерности исторического развития по Марксу-Энгельсу?
Если ориентироваться на теорию ученого о влиянии Солнца на людей, то обнаружится, что революции сродно психическим эпидемиям. Они охватывают человеческий род и уподобляют его стаду. Революции и бунты гасят в человеке человека и пробуждают зверя. А совершаются под любыми лозунгами. «Прирожденные» вожди же оказываются не гениями, но психопатами, проецирующими вокруг себя волновую энергию самого настоящего сумасшествия.
Под революционный угар совершаются и убийства, и самоубийства. Атеизм же и воинствующее безбожие оказываются связаны не с научным мировоззрением, но с религиозным фанатизмом изуверских сект и направлений. Получается, что движение флагеллантов ничем, по большому счету, и не отличается от террористов, прикрывающихся заботой об угнетенных классах.
Не зря древние греки считали солнечного бога Аполлона совсем не благостным божеством.
Кстати, пик 11-летнего солнечного цикла (17-го с начала первого момента наблюдения) приходится на 1937 год…
С точки зрения Православия А. Л. Чижевский далеко не во всем прав. Но знать его труды надо, ибо они сводят к нулю измышления о революционном творчестве масс.