2 ноября (по новому ст.)  1894 г в Крыму, в Ливадийском дворце, в возрасте 49 лет, скончался Великий русский Император — Миротворец Александр lll.

​ ​ ​ ​ ​ Император именовался в официальной литературе Миротворцем (единственный из монархов, при котором Россия не воевала).

​ ​ Он всячески поощрял развитие отечественной промышленности, видя в этом возможность сохранения и укрепления Россией статуса великой державы. В сфере культуры, идеологии и национальной политики был усилен акцент на русскую «национальную самобытность», проводилась политика ужесточения административного​ преследования религиозного инакомыслия, русификации национальных окраин, ограничения прав неправославного населения преимущественно иудеев. В годы царствования Императора Александра III территория Империи была расширена в Средней Азии до границ с Афганистаном с общим увеличением на 430 тыс. кв. км.

​ ​ ​ ​ ​ Александр III, как отмечал А.А. Мосолов, «стремился быть русским и проводить это во всем, что касалось его личной жизни.​ Во всем, что он делал, ясно виделась мысль: чтобы быть русским, не надо быть чересчур лощеным».

​ ​ ​ В государственной политике он принял следующую программу действий:

1. Удовлетворять народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;​ ​ ​ ​ ​

2. Освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;

3. Упорядочить и скрепить внутренний строй управления;

4. Развивать духовные и материальные силы русского народа.

​ ​ ​ Для достижения этих целей в русском государстве должны господствовать:

а) Русская государственность, т.е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;

б) Русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;

в) Русский язык как общегосударственный;

г) Уважение к вере, исповедуемой русским народом и его Государем.

​ ​ ​ Относительно других мер по развитию духовных сил русского народа Государь Император Александр III высказал свою волю:

​ ​ ​ а) о необходимости ограничить наплыв в средние и высшие учебные заведения евреев, лишавших русское население значительного числа вакансий в этих школах;

​ ​ ​ ​ б) об ограничении вреда, приносимого классической системой образования, отнимавшей у русских детей и юношей время к лучшему познанию их родины и время, необходимое для физического развития молодых организмов.

​ ​ ​ ​ Он был одним из самых набожных монархов. В день кончины и дни, ей предшествующие, при Императоре, кроме духовника императорской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, преподавшего в последний раз Императору Святые Таины, также находился с 8 октября прибывший с великой княгиней Александрой Иосифовной протоиерей Иоанн Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Он​ присутствовал в момент самой смерти Императора, возложив, по его свидетельству, свои руки на его голову, по просьбе умирающего.

​ ​ ​ ​ ​ Спустя неделю после трагедии гроб с покойным Императором отправился в Петербург в последний путь. Траурная процессия от вокзала до Петропавловской крепости двигалась почти четыре часа. Погребение состоялось 7 ноября в Петропавловской крепости.

​ ​ ​ ​ ​ 5 ноября 1894 года во время заседания Сената Франции, Шалль-мель-Лакур, его председатель, сказал в своей речи, что русский народ переживает «скорбь утраты властителя, безмерно преданного его будущему, его величию, его безопасности; русская нация под справедливой и миролюбивой властью своего императора пользовалась безопасностью, этим высшим благом общества и орудием истинного величия».

​ ​ ​ Примерно в таком же ключе писала и французская пресса: «Он оставляет Россию более великой, чем ее получил».​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​ ​ ​ ​ Другая газета — «Revue des Deux Mondes» — вторила словам В.О. Ключевского: «Это горе было и нашим горем; для нас оно приобрело национальный характер; но почти те же чувства испытывали и другие нации… Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости».

​ ​ ​ Этот день в Царской Семье неизменно отмечался заупокойным богослужением. При этом следует отметить, что, согласно «Панихидной росписи», даже поминовение усопших Царствующих Особ не совершалось в воскресные и праздничные дни, а переносилось или на канун этих дней или в следующую ближайшую субботу. В​ последний раз Царская Семья совершила церковное поминовение Императора Александра III в 1917г. в Тобольске.

​ ​ ​ ​ Из дневника Царя — Мученика: «20-го октября. Пятница. Сегодня уже 23-я годовщина дорогого Папа и вот при таких обстоятельствах приходится переживать! Боже, как тяжело за бедную Россию! Вечером до обеда была отслужена заупокойная всенощная».

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович

 

Поделиться ссылкой: