— 1238 г. † Евпатий Коловрат
Похороны русского воеводы Евпатия Коловрата в Рязанском соборе.
Находясь в Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваревичем и узнав о разорении Рязани ханом Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым: «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены».
Тут к нему присоединяются уцелевшие, «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пускается в погоню за войском хана. Настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумленный Батый посылает на него богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские» который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».
Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Что вы хотите?» И получил ответ: «Умереть!» В конце концов татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.
— 1758 г. Взятие Кенигсберга
Кенигсберг был взят, и население Восточной Пруссии вскоре было приведено к присяге российской Императрице Елизавете Петровне, дочери Императора Петра I. Фактически зимой 1758 г. Россия выполнила свои ближайшие цели в Семилетней войне.
— 1828 г. Указ Императора Николая I
«В твердой уверенности, что добрые христианские нравы составляют первое основание общественного благоденствия, а нравы нуждаются наставлениями и примером духовенства, Мы всегда желали, чтобы чин духовный имел все средства и к образованию юношества, Церкви посвященного, и к прохождению служения с ревностью и свойственным ему достоинством, не препираясь заботами жизни и безбедного своего существования».
В царствование Государя особенное внимание обращалось на улучшение материального положения духовенства.
— 1865 г. Обращение московского дворянства к Императору Александру II
В течение 1865 г. производились деятельные приготовления по введению в действие земских учреждений, всюду возбуждая живейшее сочувствие.
Выразителем этих чувств явилось московское дворянство, которое в адресе, поданном на Высочайшее имя 11 января 1865 г., высказалось так: «Призванному Вами, Государь, к новой жизни земству, при полном его развитии, суждено на веки упрочить славу и крепость России».
— 1919 г. Указ «О расказачивании»
Принят большевистский указ «О расказачивании». День молитвенного поминовения всех невинно убиенных казаков и их семей.
ЦК РКП (б) о борьбе с казачеством принимает секретную директиву о «переселении бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Реализация решения требовала очищения территории от казаков. Для этого «признать единственно правильным самую беспощадную борьбу … путем поголовного истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость недопустимы».
А так же: «истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам… Конфисковать хлеб … и все сельскохозяйственные продукты …расстреливая каждого… Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно…»
Данная директива ЦК РКП(б) «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» была подписана 29 января 1919 года Председателем ВЦИК Я.Свердловым.
О кровавых путях достижения главной цели – изменения этнического состава населения казачьих земель говорил в своем докладе к VIII съезду (март 1919 года) секретарь Донбюро ЦК РКП А.Френкель: «…широко применить более радикальные террористические методы: экспроприация казачества (расказачивание) и массовое переселение их внутрь России, с вселением на их место пришлых трудовых элементов. Это лучшим образом растворит казачество».
На казачьих землях предлагались следующие виды террора:
а) сожжение казачьих хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения станиц, где оказывалось сопротивление соввласти;
г) массовое взятие заложников из соседних хуторов;
д) широкое оповещение населения хуторов и станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению…а так же примерное проведение других видов карательных мер с широким о том оповещением населения.
На основании этого письма совершались массовые грабежи и расстрелы казаков, изгнание их с родных, веками обжитых мест.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович