Автор: Виталий Даренский

 

3 июня 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя Игоря Ростиславовича Шафаревича (1923, Житомир – 2017, Москва), математика, академика РАН (1991), православного философа. Его значение для возрождения русского национального самосознания в наше время трудно переоценить. И именно за это его страстно ненавидят и замалчивают все враги России. Но несмотря на это, он был широко известен всей думающей части народа еще при жизни. Сейчас издано шеститомное собрание его сочинений, а его известность и почитание продолжают расти.

Родился будущий академик и мыслитель в семье преподавателя теоретической механики, сам очень рано проявил математические способности, уже в школе начал заниматься серьезной научной работой в области алгебры и теории чисел. Экстерном сдал экзамены на механико-математический факультет МГУ и сразу после окончания школы был принят на последний курс мехмата. В 1940-м окончил университет, а в 19 (!) лет в 1942-м защитил кандидатскую диссертацию. С 1943-го работал в Математическом институте АН СССР. Уже в 1946 году, в 23 года (!) защитил докторскую диссертацию. Это был настоящий математический вундеркинд, аналогов которому довольно мало. С 1944-го начал преподавать в МГУ, профессор (1953). В 1958-м избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1960-м возглавил отдел алгебры Математического института. Основные труды Шафаревича были в области алгебры, теории чисел и алгебраической геометрии. Он внес фундаментальный вклад в развитие теории Галуа. Создал научную школу в алгебраической геометрии и теории чисел.

Но уже с конца 1960-х годов И.Р. Шафаревич становится самиздатовским публицистом, выступает в защиту Русской Православной Церкви. Принимает участие в знаменитом сборнике «Из-под глыб», изданном в 1974 г. в Париже. В 1977-м во Франции вышла книга Шафаревича «Социализм как явление мировой истории». За антисоветскую деятельность был уволен из МГУ (1975). В книге «Русофобия» (1982) автор показал разрушительную роль «малого народа» и первым обратил внимание на то, что большинство диссидентов 1960—1970-х годов относились с презрением, а то и с ненавистью к русскому народу. Международная либеральная общественность, опрометчиво считавшая Шафаревича «своим» за его оппозиционность советскому режиму, была вначале шокирована, а потом обвинила в антисемитизме и устроила ему обструкцию. Для советских «либералов», в том числе для академика Сахарова, с которым они когда-то были единомышленниками, он стал «нерукопожатным». В работе «Две дороги – к одному обрыву» (1989) И.Р. Шафаревич показал, что либерально-космополитический и интернационально-коммунистический пути имеют одни и те же корни и одну и ту же цель – лишить народы христианской веры и национального самосознания, превратить их во всемирное «стадо» без Бога, озабоченное лишь животными потребностями.

И.Р. Шафаревич стал одной из главных фигур русского духовного и интеллектуального возрождения, которое «подпольно» происходило в советскую эпоху. В частности, его исследование «Социализм как явление мировой истории» возродило традицию русской социальной философии с её принципиальной критикой социализма. И.Р. Шафаревич даже сделал шаг вперед по отношению к великим мыслителям Серебряного века, поскольку он осмыслил социализм как деструктивную идеологию и практику, которая существовала на протяжении всей мировой истории начиная с Древнего мира. «Проявление социализма можно встретить практически во все эпохи и во всех цивилизациях <…> социализм является постоянным фактором человеческой истории, по крайней мере, в период существования государства» (Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Полное собр. соч. В 6-ти т. Т. 1. М.: Институт русской цивилизации, 2014. С. 495).

Он также заново открыл то понимание социализма как инфернальной квазирелигии, характерное для великих русских православных мыслителей: «Социалистическая идеология стремится редуцировать человеческую личность к ее самым примитивным, низшим слоям и в каждую эпоху опирается в этом на наиболее радикальную “критику человека”, созданную в то время. Поэтому концепция человека в социализме и религии диаметрально противоположны. Таким образом, если социализм – это религия, то надо признать его совершенно особой религией, качественно отличной от всех остальных, а во многих основных вопросах – им противоположной» (Там же. С. 549). Поэтому он сделал и важное разъяснение отношения социализма к традиционным религиям, которое требует употребления и более точной терминологии: «Отношение социализма к религии совсем не похоже на безразлично-скептическую позицию, характерную для человека, утратившего интерес к религии. В применении к людям, захваченным социалистическим мировоззрением, как и в других случаях, термин “атеизм” неудачен, он вводит в заблуждение, следовало бы говорить не об атеистах, а о богоненавистниках, не об атеизме, а о теофобии. Таково, в частности, страстное, напоенное ненавистью отношение социализма к религии» (Там же. С. 552).

Как социальная доктрина социализм основан на одном главном принципе: «Все элементы социалистического идеала: уничтожение частной собственности, семьи, иерархии, враждебность религии – могут рассматриваться как проявление одного основного принципа – подавления индивидуальности» (Там же. С. 604). В силу очевидной противоестественности этого явления возникает вопрос: «как могло возникнуть и в течение тысячелетий захватывать громадные массы людей учение, ведущее к такой цели?.. Прежде всего — это то настроение гибели и разрушения мира, которым буквально пропитано большинство социалистических учений и движений. Для громадного их числа именно это настроение и составляло основную внутреннюю мотивировку» (Там же. С. 613). Это не что иное, как то негативное мироощущение «антисистемы», о котором писал Л.Н. Гумилёв. Оно создает не только этнические «химеры» (например, «украинцев», создаваемых на основе ненависти к России), но и идеологии: социализм создается на основе ненависти ко всему, что защищает человеческую личность. В своей экзистенциальной основе и «марксизм основывается на том же психологическом фундаменте: бескомпромиссно-враждебном отношении, жгучей ненависти к окружающей жизни, допускающем лишь один выход – её полное уничтожение» (Там же. С. 617).

Вторым важным открытием И.Р. Шафаревича стала идентификация тех инфернальных сил, которыми одержимы адепты религии социализма. Он использовал имя древнегреческого демона стремления к смерти Танатоса для обозначения типа этой одержимости, которая имеет иррациональный характер: «Основной механизм действия социалистической идеологии подсознателен и эмоционален – разум, рациональное обсуждение и сопоставление с фактами и логикой всегда играли в ней подчиненную роль. Социалистические учения… мало реагируют они на то, что их выводы радикально расходятся с опытом, – и поразительным образом это нисколько не уменьшает их действенности» (Там же. С. 644–645).

Наивно думать, будто бы идеология социализма могла распространяться спонтанно, без тайной поддержки мировой олигархии, контролировавшей все возможности публичного распространения любых идей, поскольку такое распространение, во-первых, требует больших финансов, а во-вторых, легко может быть подавлено административными и уголовными мерами. Социалисты иногда попадали в тюрьмы за участие в террористических акциях, но в целом на них не только не оказывалось какое-либо давление, наоборот, их идеология всячески рекламировалась в виде моды, которой должен был следовать почти любой интеллектуал начиная уже с середины XIX века. Любое историческое явление может быть понято как закономерное только через вопрос qui prodest? – кому оно выгодно? Относительно социализма совершенно очевидно, что он был выгоден в первую очередь тем мировым силам, которые стремились к разрушению христианской цивилизации и, соответственно, тех христианских монархий, которые охраняли эту цивилизацию, в первую очередь России.

Уничтожение христианских монархий в первую очередь православной Российской Империи было главной целью мировых антихристианских сил. Именно для этого они создали идеологию социализма и социалистические секты. Все они были частью одного антирусского и антихристианского проекта. А. Блок имел в виду именно это, когда писал:

 

Но тот, кто двигал, управляя

Марионетками всех стран –

Тот знал, что делал, насылая

Гуманистический туман…

 

Идеология социализма была запущена в оборот «сильными мира сего», то есть мировой финансовой олигархией («хозяевами денег») как самое эффективное средство манипуляцией массовым сознанием путем лицемерного обмана и разжигания в людях самых низменных страстей – зависти и ненависти. Его реальной целью было вовсе не построение «справедливого общества», как внушалось наивным масса — фанатиками этой идеологии, которые сами в это верили в силу своей интеллектуальной примитивности и одержимости этими низменными страстями. Той целью, ради которой идеологии социализма было позволено беспрепятственно распространяться по миру, было создание искусственного хаоса с целью разрушения великих христианских монархий и подчинения их народов диктатуре мировой олигархии. Социализм изначально был «экспортным товаром» в те страны, которые подлежали уничтожению.

За это великое разоблачение подлинной сущности социализма И.Р. Шафаревича ненавидят все «ностальгирующие по СССР»; за разоблачение русофобии как главной движущей силы антирусской «революции» 1917 г. – все «этнические русофобы» и их холуи; за разоблачение единой убийственной для человечества цели обоих проектов: и советского, и западного – все холуи Запада. Ненавидят, значит, внутренне признают правоту его разоблачений.

 

Поделиться ссылкой: