Автор: Александр Гончаров

 

13 апреля 1976 года отошел ко Господу архиепископ Сиракузский и Троицкий, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ Аверкий (Таушев). Его земная жизнь являет нам пример бескорыстного и ревностного служения Пресвятой Троице, Православию и России.

В тяжелые дни смут и нестроений по воле Господней Русская земля всегда рождает тех, кто продолжает светить и в сгущающейся багровой тьме. Люди эти являются в наш мир из разных сословий, социальных групп и народов. Здесь тайна, один Бог знает, что делает…

Будущий архипастырь родился в семье симбирского дворянина, который посвятил себя государственной службе. То есть он принадлежал к тому главному и многочисленному слою русского служилого сословия, не владевшего крупными поместьями, не имевшего банковских накоплений, а жил, трудясь, воюя и служа.

Александр (такое имя в миру носил будущий владыка) был единственным сыном в семье Таушевых. Появился он на свет в 1906 году, когда бушевал шторм Первой революции. Родиной его стала Казань. Однако здесь Таушевы не задержались. Главу семьи постоянно по делам службы переводили с места на место.

О дореволюционном времени архиепископ Аверкий вспоминал: «Род службы отца был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России… Воспоминания эти о наших путешествиях по России кажутся мне каким-то сном, и никогда до смерти моей не изгладятся из памяти. Незабываемо для меня посещение священного Кремля, в сердце России – первопрестольной Москве, с его святынями, начиная с Успенского собора, где короновались наши Государи и настоловались Первосвятители Русской Церкви. Троице-Сергиева Лавра со св. мощами «печальника Земли Русской», преп. Сергия, Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра, Петропавловский, Исаакиевский и Казанский соборы и храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Не хочется верить, что теперь это только «музейные» ценности, что не воскреснет бившая там прежде ключом церковно-народная жизнь».

Государя Александр Таушев видел только один раз. Гремела Великая война. Старшего Таушева направили во Львов, освобожденный Императорской армией.

В начале апреля (по н. ст.) 1915 года город посетил Император Николай Александрович вместе с Наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем.

Как известно, почти все окружение Императора отговаривало его от поездки в Галицию, вполне резонно боясь вражеского покушения. Григорий Распутин тоже просил Царя отказаться от этого рискованного предприятия. Но воля Государя была непреклонной. И это развеивать полностью либерально-большевистские мифы о слабости и трусости Самодержца, сочиненные ради оправдания Каинова греха революции.

Александр Таушев до конца своих дней вспоминал одно из самых важных для себя событий: «Это был единственный раз в моей жизнь, когда я видел нашего Благочестивого Государя и его Сына, и при том на довольно близком расстоянии. Какой общий восторг вызвало появление Государя и Наследника. Какое несмолкаемое «ура» гремело по всей огромной площади, где выстроились войска».

Весной 1915 года русским людям и в страшном сне не могла привидеться весна 1917-го, когда в результате предательства произошло преступное свержение Русского Самодержца с его отеческого трона.

В 1920 году Таушевы, как и другие русские люди, не подчинившиеся большевистской власти, вынужденно покинули Россию. Они поселились в болгарском портовом городе Варне. И уже отсюда Александр Таушев начал свой путь к святительству.

Может быть, поворотным моментом для Александра, полюбившего церковные богослужения, но пока и не думавшего связать свою судьбу с Церковью, оказалось жуткое событие 1925 года. Позднее архиепископ Аверкий писал: «В день Великой Пятницы мы направились в наш любимый, намоленный многими столетиями храм, чтобы принять участие в умилительном Богослужении, на котором выносится для поклонения св. Плащаница. И что же? Из местной болгарской газеты, которую с криком разносили газетчики, узнаем, что накануне в день Великого Четверга в столице Болгарии – Софии произошло жуткое кощунственное злодеяние: коммунистами взорван кафедральный собор св. Недели, причем 182 человека было убито, а 256 ранено. Вследствие этого вся страна объявлена на военном положении, введен полицейский час, всякие ночные собрания, в том числе и Богослужения, запрещены и даже Пасхальную заутреню придется нам совершать утром, уже после восхода солнца.

В чем же дело? Оказывается, коммунисты решили произвести в Болгарии государственный переворот с целью захватить власть в свои руки. И для этого измыслили поистине сатанинский план. На Страстной неделе они убили всеми высокоуважаемого запасного ген. Георгиева с адским расчетом, что его отпевание будет совершаться в кафедральном соборе, что на отпевании непременно будет присутствовать сам болгарский царь Борис и все члены болгарского правительства, и они смогут сразу всех уничтожить, провозгласив затем свою коммунистическую власть».

После завершения обучения на богословском факультете университета в Софии Александр Таушев всецело переходит на служение Православной Церкви. Он отправляется на территорию Карпатской Руси, а в 1931 году принимает монашеский постриг с именем Аверкий.

В 1940 году иеромонах Аверкий из-за венгерской оккупации покидает Карпатскую Русь и уезжает в Югославию. Он уже известен в Русском Зарубежье как выдающийся проповедник, преподаватель, просветитель и духовный наставник.

1945 год застае уже архимандрита Аверкия в Мюнхене. Здесь ему довелось стать свидетелем беспощадной репатриации русских беженцев в СССР. Единственным защитником православных людей осьавалась Церковь. Западные «союзники» Советского Союза относились к репатриантам без всякой жалости.

В 1951 году Аверкий (Таушев) прилетает в США, перевозя туда по решению Синода РПЦЗ священную реликвию – Курско-Коренную икону Божией Матери.

В 1953 году архимандрит Аверкий был хиротонисан во епископы Сиракузские. А в 1961 г. его возводят в архиепископы.

На американской земле владыка продолжает все то же, чем он всегда занимался, уделяя особое внимание развитию церковного образования и работе с молодыми православными христианами. Он пишет труды по различным богословским дисциплинам. За его проповеди церковный народ и начинает звать святителя «Новым Златоустом».

Своими наставниками владыка Аверкий почитал святителей Феофана Полтавского и Серафима (Соболева), высоко ценил труды и прозрения преподобного Иоанна Кронштадтского.

Катастрофу 1917 года архиепископ Аверкий осмысливал через Священное Писание и учения наших Святых Отцов. Одним из первых в Русском Зарубежье он осветил самую сокровенную и неприглядную суть большевизма:«Большевизм это – целостное мировоззрение, но отнюдь не атеистическое, как принято думать, а богоборческое. Оно претендует на то, чтобы стать всеобъемлющей идеологией, совершенно вытеснив веру в Бога и заняв место этой веры в сердцах людей. А потому борьба с большевизмом в сфере одной только политики ни к какому положительному результату привести не может. Целостному мировоззрению большевизма должно быть, прежде всего, противопоставлено столь же целостное мировоззрение, и притом не отвлеченное, а жизненное, находящее себе действительное осуществление в жизни людей.

Борьба с большевизмом настоящая, последовательная, разумная – это борьба за правду Божию против лжи диавольской.

Это борьба «сынов Божиих» против «сынов диавола»».

Впрочем, о богоборчестве большевизма в русской эмиграции говорили, но вот как о целостном мировоззрении, пожалуй, думали только Иван Ильин, Иван Солоневич и митрополит Антоний (Храповицкий).

Однако архиепископ Аверкий (Таушев) подмечает еще и одержимость большевизмом и части самой «белой» эмиграции, о чем прямо и говорит: «Выступая в качестве борцов с большевизмом, они не замечают того, что сами являются носителями, а иной раз – и яркими выразителями его духа, вводя, таким образом, в заблуждение и самих себя и других. Именно в этом причина, что, несмотря на столь очевидную для многих губительность человеконенавистнического большевизма, он до сих пор не мог быть побежден. И никогда не сможет быть побежден, пока борющиеся с ним сами будут носить яд большевицкий в своих душах.

Нельзя забывать, что большевизм это – духовная зараза, которой начало болеть наше русское общество еще задолго до революции 1917 года».

И в конце концов, владыка приходит к главному выводу: «Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто-политической, есть еще большевизм духовный, извнутри разлагающий человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политического, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме.

Духовный большевизм – главная опора большевизма политического в предпринятом им грандиозном плане завоевания всего мира. И пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, бесплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мира».

Думается, что если бы на то была воля Господня, и святитель Аверкий (Таушев) дожил до нашего турбулентного времени, то он бы понял, что духовным большевизмом заражено ныне не только российское общество, но и вся планета Земля.

В России продолжают чтить террористов-душегубов, семья не осознается как малая Церковь, господствует чисто манихейское отношение ко всем жгучим проблемам современности, а еще и пирамида потребностей человеческих перевернута с основания на вершину внизу.

Но и в мире дела обстоят не лучшим образом. Под игом всепроникающего большевизма на глазах истончается Западная цивилизация, а тот же украинский бандеровский нацизм есть все тот же есть перекрашенный большевизм.

В любом случае нам, увы, уже не спасти бывший христианский Запад, но надо спасти самих себя, а потому необходимо изживать большевизм в своей стране, ибо он мертвящей хваткой тянет Россию в могилу. Все эти кургиняны, гоблины, прилепины всё те же большевики манихейского толка, готовые ради своих фантасмагорических галлюцинаций вновь впихнуть Россию в кровавое прокрустово ложе революции.

Однако давайте все же начнем с себя, отказавшись полностью от большевизма сперва на бытовом уровне и отринем комплекс фантомных представлений о том, что среда определяет судьбу человека. С этого и стоит начинать…

Отче Аверкие, моли Бога о нас грешных!

 

 

Поделиться ссылкой: