Автор: Елизавета Преображенская

 

Традиционно зима была кульминационным сезоном для светских увеселений и балов. Зачастую простые, ординарные балы приедались и надоедали публике, тогда им на смену приходила еще одна великосветская забава – маскарады и костюмированные балы. Один из таких балов состоялся 5 февраля 1865 года во дворце Белосельских-Белозерских на набережной Фонтаки. Хозяйка бала – блистательная петербургская гранд-дама Елена Павловна Кочубей. По замыслу хозяйки гости должны были явиться в костюмах героев из сказок Шарля Перро. Среди приглашенных – Императорская семья, придворная свита, государственные сановники и иностранные дипломаты. В Российской Империи – расцвет реформ Александра II, еще не содрогнулась Россия от выстрелов и взрывов цареубийц-народовольцев.

Тогда еще не были широко распространены фотографии, вместо них при дворе был художник Михай Зичи. Его акварели – это все оттенки Императорской роскоши былой России, а балы и торжества – главная тема его рисунков. Запечатлел он для потомков и бал Елены Кочубей, участники которого очень узнаваемы, а каждый, кто был в числе приглашенных и кто изображен на акварели – часть русской истории и культуры. За яркой иллюстрацией – множество судеб.

Молодая фрейлина Елизавета Куракина восторженно вспоминала тот бал: «Этот праздник в роскошных залах Белосельского дома мог поистине сравняться с самыми великолепными царскими приемами. Вся императорская фамилия на нем присутствовала». Елизавета Куракина вскоре выйдет замуж за камергера Анатолия Дмитриевича Нарышкина а сама она впоследствии станет гофмейстриной, вся ее жизнь пройдет при дворе – от Александра II до Николая II. Весной 1917 года уже старенькая и ослабевшая, больная воспалением легких, Елизавета Алексеевна будет умолять позволить ей присоединиться к заточенной в Царском селе Императорской семье, но ей откажут в этой просьбе.

Но на балу 1865 года еще ничто не предвещает грядущей трагедии, барышня Куракина от души веселится и особенно восхищается двумя юными фрейлинами двора. Это дочь знаменитого поэта Саша Жуковская и ее лучшая подруга Мари Мещерская.

Мария Мещерская

Судьбы этих двух девушек очень похожи. Елизавета Куракина вспоминала: «В свете тогда блестели две звезды. Это были две фрейлины большого двора: Мария Элимовна Мещерская и Александра Васильевна Жуковская. Мать последней уже умерла, и в участии, которое было принято в судьбе дочери воспитателя Государя, было забыто желание, высказанное им самим, даже просьба, чтобы дочь никогда не была взята ко двору. Действительно, особенно для нее, для некоторых сторон ее характера, придворная почва была исключительно опасна. Она не была особенно хороша, кроме очень красивых серых глаз, которым она придавала иногда вдумчивое и мечтательное выражение. Были у нее великолепные белокурые волосы и свежий цвет лица, черты же ее были скорее крупные, рот с выдающимися вперед белыми зубами. Туалеты ее были превосходны по вкусу и роскоши, и она умела исправлять массой тюля и длинными буклями не совсем правильную линию ее стана. Она была умна, образованна, умела применяться ко всякого рода собеседникам и пользовалась большим успехом у мужчин, не стесняясь никакой темой разговоров. Княжна Мещерская была необычайно красива, дивно сложена, довольно высокого роста, ее черные глаза, глубокие и страстные, придавали ее изящному лицу из ряда вон выходящую прелесть. Звук голоса ее был мелодичен и на всем существе ее наложена печать какого-то загадочно-сдержанного грустного чувства, очень обворожительного. Обе эти девицы жили в том же коридоре Зимнего дворца и были очень дружны между собой, деля успехи на арене большого света, и являлись везде выдающимися светилами. Молодые великие князья не оставались равнодушными к их чарам и на всех балах много с ними танцевали». Молодые Великие князья – это сыновья Императора – Александр Александрович и Алексей Александрович. Александр без памяти влюблен в Марию Мещерскую, Алексей – в Александру Жуковскую. Наследник престола, Цесаревич Николай Александрович, еще жив, в свете поговаривают о его возможной помолвке с датской принцессой, поэтому его младшие братья наивно надеются, что им будет позволено выбрать в жены не принцесс, а девушек из русского высшего общества. Как глубоко они все заблуждаются! Цесаревич Никс скоропостижно скончается в Ницце всего через несколько месяцев после этого бала, его брат Александр впоследствии женится на его невесте Дагмар и они станут Императором и Императрицей Всероссийскими, фрейлину Марию Мещерскую спешно удалят от двора и выдадут замуж за Павла Демидова. Через три года она умрет от эклампсии, родив сына и наследника рода Демидовых. Великого князя Алексея Александровича отправят в длительное морское путешествие, подальше от фрейлины Жуковской, но это не помогло, молодые люди продолжали надеяться на счастье. В 1871 году появится на свет их внебрачный сын, Алексей Белевский-Жуковский, которого в 1930-х годах убьют большевики. Александру Жуковскую впоследствии тоже выдали замуж, а Великий князь Алексей Александрович так никогда не женился.

На балу Елены Кочубей Мария Мещерская в восточном костюме, она напоминает печального и загадочного сфинкса, а ее подруга Александра Жуковская – утренняя звезда в нежном наряде из розового тюля.

Еще один участник бала – граф С.Д. Шереметев (и он застанет крушение России, а его дети и внуки сполна хлебнут советского «светлого» будущего) вспоминал: «…Княгиня собирала весь город. Здесь был я и на костюмированном бале, на котором был двор и все общество. Из числа гостей двое только были некостюмированных: Граф Г.А.Строганов явился во фраке и белом галстуке, с пером за ухом, уверяя, что он изображает из себя современного литератора. Я был просто в полковом мундире. Помню В.И.Бибикову enbouquetiére [франц. цветочница] и Княжну Марию Элимовну Мещерскую в виде египетского сфинкса с одною яркою бриллиантовою звездою в волосах. Грусть и сосредоточенное, загадочное ее выражение как нельзя более шли к изображению сфинкса. Она произвела сильное впечатление. Тут же был и Князь Павел Петрович Вяземский в виде огра, в огромных сапогах с раструбами, за голенищами которых насованы были куклы, изображавшие детей. Он составлял свиту феи, которая была Княгиня Е.Э. Трубецкая. На ней было коротенькое белое платье, плечи до невозможности обнажены, с жезлом в руках она выступала театральною поступью, покачивая головою…»

Друг А.С. Пушкин, князь П.П. Вяземский на балу с дочерью Екатериной, она впоследствии станет супругой С.Д. Шереметева. Их внучка, Лили Вяземская переживет убийство супруга князя Б.Л. Вяземского революционной толпой в усадьбе Лотарево. Эти события лягут в основу романа актрисы и писательница Анны Вяземски «Горстка людей». Анна Вяземски, кстати, тоже потомок князя П. П. Вяземского, присутствовавшего на балу в феврале 1865 года.

Упомянутая графом Шереметевым Елизавета Эсперовна Трубецкая не только видная петербургская гранд-дама, но и звезда французского общества времен Второй Империи. Помимо светской жизни, Елизавета Эсперовна уделяла много времени истории. Это она опубликовала переписку Императрицы Марии Федоровны и фрейлины Екатерины Нелидовой, она же подготовила и издала труд «Сказание о роде князей Трубецких».

Великая княгиня Мария Николаевна

На балу присутствовала старшая дочь Императора Николая I, Великая княгиня Мария Николаевна вместе с дочерью герцогиней Евгенией Максимилиановной. Вместе с супругом, принцем Ольденбургским, Евгения Максимилиановна будет доживать последние дни в изгнании в Биаррице. Одним из потомков Великой княгини Марии Николаевны является Гавриил Дорошин, наш современник, сражающийся сейчас в ДНР с выпестованной советами украинской нечистью.

Как один из признаков александровской эпохи – на балу князь М.С. Волконский, сын прощенного декабриста.

Целая галерея исторических портретов, и все это в одной акварели.

Чтобы сориентировать читателя немного поясню, кто есть кто на акварели: Император Александр II входит в зал. Его встречает хозяйка бала, княгиня Е.П.Кочубей, стоящая справа от государя. За княгиней – граф А.А. Суворов-Рымникский, санкт-петербургский генерал-губернатор. Правее него князь А.М.Горчаков и великие князья Николай Николаевич Старший и Александр Александрович. В процесси вслед за герольдом следуют Фея– старшая дочь хозяйки княгиня Е.Э. Трубецкая, в костюме Волка – граф И.А. Всеволожский, в будущем – директор Императорских театров и Эрмитажа, в черном костюме и широкополой шляпе с красным пером – граф К.Ф. Литке. С большим пером за ухом, представляет литератора граф Г.А.Строганов. За ними – министр внутренних дел П.А. Валуев, правее, одетый в черкеску, камер-юнкер князь М.С. Волконский, слева от него французский посол барон Ш. де Талейран-Перигор и прусский посланник граф Г. Редерн. Выше, в очках, баварский посланник барон М.Перглер фон Перглас, справа от него– австрийский посланник граф Ф.Ревертера фон Саландра. В паре с Всеволожским в костюме Красной Шапочки баронесса А.Н.Мейендорф за ее спиной (с вуалью, заколотой сверкающим полумесяцем) светлейшая княжна Евгения Максимилиановна, перед нею стоит ее мать, великая княгиня Мария Николаевна. Справа, спиною к зрителю и повернув голову влево, – великая княгиня Екатерина Михайловна, а перед нею на первом плане в костюме египетского сфинкса– княжна М.Э.Мещерская и графиня М.Б.Перовская (дальняя родственница печально известной Софьи Перовской).В центре на переднем плане, в греческой тунике,– графиня О.Э. Шувалова, дочь хозяйки бала. Справа от нее, в украшенном цветами платье — В.И. Бибикова, двоюродная сестра хозяйки. К ним обращается одетый в костюм Арлекина штаб-ротмистр Д.Н.Васильчиков. Выше князя Вяземского – датский посланник барон Отто фон Плессен. Над ним – статский советник А.А.Половцов. Ближе к центру наблюдают за процессией шеф жандармов князь В.А.Долгоруков и обер-гофмейстер И.М.Толстой. Выше, за дамой с черной маской, стоит сын хозяйки бала князь К.Э.Белосельский-Белозерский корнет Конногвардейского полка. Ближе к процессии – великие князья Владимир Александрович и Константин Николаевич, за ними, в костюме Коломбины, баронесса Е.Е.Мейендорф и в русском платье и красном девичьем венце–княжна Е.П. Вяземская. Левее на первом плане, в голубом платье с накинутой алой шубкой,– графиня Е.И.Суворова-Рымникская.За нею, в шотландском костюме с треуголкой, фрейлина графиня А.А. Суворова-Рымникская. В левом углу композиции, в домино с черной венецианской маской,– графиня М.С.Стенбок-Фермор. За ними, в платье с черным, отделанным золотым позументом, корсажем и желтой юбкой, – графиня О.И.Гендрикова. Выше них, у правого края композиции — фигура князя П.П.Вяземского

Справа от него, в костюме Синей Бороды — князь И.М.Голицын. С ним в паре идет Н.М.Половцова, жена статского советника А.А.Половцова (воспитанница барона Штиглица и внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича). Правее, в костюме Кота в сапогах, – граф Д.А.Бенкендорф. Над ним, в восточном костюме, княгиня Е.Г. Волконская, жена князя М.С. Волконского.

Вот такая сказочная процессия героев Шарля Перро и героев русской истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: