Автор: Елена Мачульская

 

25 ноября 1735 года в Москве был отлит Царь-колокол. Он стал самым большим из колоколов, когда-либо существовавших в мире. Его высота — 6,24 метра, диаметр — 6,6 метра, масса — почти 200 тонн.

Но Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами – это настоящее произведение искусства. Его украшают изображения Царя Алексея Михайловича и Императрицы Анны Иоанновны. Анна Иоанновна изображена в коронационном платье. Изображение Царя Алексея Михайловича с державой и скипетром в руках напоминает о том, что именно во времена царствования этого монарха был отлит предыдущий грандиозный колокол весом в 130 тонн. Сверху идет орнаментальная полоса с изображениями Христа, Богородицы, апостола Петра и Иоанна Предтечи.

Огромный колокол, отлитый по приказу Царя Алексея Михайловича прослужил 50 лет и разбился из-за пожара в 1701 году. В июне 1730 года Императрица Анна Иоанновна, желая оставить память о своем царствовании, приказывает отлить новый колокол невиданных размеров: » Понеже в прошлых годах Указом блаженные памяти деда нашего Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича состроен к Успенскому собору большой Колокол, в котором весу восемь тысяч пуд и оный Колокол от пожару повредился, того ради мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот Колокол перелить вновь с пополнением, чтоб в нём в отделке было десять тысяч пуд…»

Первоначально для этой работы планировали пригласить французского мастера Жермена из Парижа, но тот решил, что над ним хотят подшутить и отказался. Исполнить грандиозный заказ взялись московские литейщики: отец и сын Иван и Михаил Моторины.

Одни только подготовительные работы заняли полтора года. Сначала делали чертежи, потом изготовленную модель отправили на согласование в Петербург. Наконец в январе 1733 года мастера приступили к работе. В общей сложности над колоколом работали почти 200 человек. Иван Моторин показал себя не только талантливым литейщиком-художником, но и отличным организатором, хотя ему приходилось трудиться над созданием своего уникального произведения в весьма непростых условиях. Почти на каждую техническую операцию мастер должен был испрашивать разрешения из Петербурга.

Будущий Царь-колокол ввиду его огромных размеров решили сразу изготовить в Кремле. Потому на Ивановской площади вырыли яму в10 метров глубиной, пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй и утрамбовали, чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла.

Вокруг котлована поставили четыре плавильные печи. Каждая печь вмещала до 50 тонн металла, из печи он поступал в литейную чашу формы по специальным кирпичным желобам. Однако первая попытка завершилась неудачей: сначала сломались две печи, потом случился пожар, из-за которого пострадала колокольная форма. Пришлось начинать все заново.

Вторая попытка отлить колокол невиданных размеров состоялась в 1735 году. Иван Моторин к тому времени умер, и работами руководил его сын Михаил. Плавка металла проходила при большом стечении народа. С учетом негативного опыта, рядом с печами разместили людей, готовых при необходимости вступить в борьбу с огнём. Плавка длилась 36 часов. Потом расплавленный металл выпустили в колокольную форму. И невиданный колокол стал явью.

Когда металл остыл, мастера на месте занялись нанесением украшений и надписей. Все уже было почти готово, но в 1737 году в Москве случился страшный пожар. Сгорели почти все деревянные постройки, в том числе деревянный навес над колоколом. Опасаясь, что Царь-колокол расплавится от высокой температуры, на него начали лить воду. В результате из-за перепада температур на колоколе образовались многочисленные трещины, а один кусок весом 11 тонн попросту откололся.

Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, пролежал в литейной яме почти целый век — поднять его было весьма непростой задачей. Наконец проект подъема и установки колокола на постаменте разработал архитектор Иван Мироновский. Осуществить его поручили французскому инженеру Огюсту Монферрану. Первый подъем завершился неудачно: из-за тяжести колокола лопнули канаты и сломался один из блоков.

Второй подъем Царь-колокола начался 23 июня 1836 года и продолжался более 40 минут. За три дня чудо русского литейного искусства передвинули и установили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого, где он и находится ныне, зримо напоминая всем нам об искусстве русских мастеров.

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой: