Автор: Виталий Даренский

 

Удивительно (правда, только на первый взгляд), что в настоящее время понятие «империи» оказалось настолько востребованным – и не только в России. Например, в известном исследовании М. Хардта и A. Негри понятие «империи» трактуется как универсальный порядок, не знающий границ и пределов; однако, на место порядку империи глобального контроля со стороны Запада они предлагают альтернативную парадигму подлинно равноправного «демократического сообщества» (Хардт М., Негри A. Империя. М.: Праксис, 2004. 440 с.). И сколь бы утопичной ни была эта мечта в рамках исповедуемого ими либерального дискурса (поскольку либерализм – это инструмент экcпансии и диктатуры Запада, она действительно опирается на исконный смысл понятия «империи», только благодаря которому эти формы политической жизни и развития цивилизации в целом и существовали в истории. Смысл существования империи – в интернациональном участии в общем творчестве цивилизации, имеющей мировое значение. Такое участие в принципе невозможно в рамках замкнутых этнических общностей – и именно поэтому самые активные и талантливые представители разных этносов и создавали империи: им было необходимо именно такое пространство.

Империя – это высшая историческая форма бытия нации. И это не только феномен политический, военный социально-экономический и цивилизационный, но и феномен духовно-экзистенциальный – и именно последний составлял основание всех остальных, поскольку без культивирования определенного «человеческого типа», который может быть назван «имперским», создание любых политических, экономических, цивилизационных и других структур было в принципе невозможным. Он являлся их живым носителем, который иначе и не мыслит свою историческую и нравственную самореализацию. В свою очередь, разрушению этих структур, падению империй всегда предшествовало иссякновение и почти полное исчезновение этого человеческого типа.

Этимологически слово Imperium обозначало область распространения чьей-либо воли; соответственно, слово Imperator первоначально применялось к победительным военачальникам, обладавшим особой харизмой. Перенос этого термина в намного более широкий контекст – для обозначения особого типа государственного устройства и правления был связан с необходимостью отличить его от обычных государственных образований типа полисов и небольших царств, представлявших собой, по сути, просто самоорганизацию местных территориальных общин. Империя же – это образование, не связанное напрямую с достижением лишь прагматических выгод для её населения (хотя впоследствии они оказывались очень существенны – и для провинций не менее, чем для метрополии).

Это в первую очередь деяние чистой воли, проявление исторической свободы личности и народа, действующих за пределами естественной необходимости, движимых принципиально непрагматическими, ценностными мотивами. (Поэтому же и глубоко закономерно, что именно империи были создателями новых форм в обществе и культуре: преодоление рабовладения в Римской Империи; институты прав личности, созданные в Британской и Французской империях, наконец, самое глубокое раскрытие духовной свободы в русской литературе и философии). Человек империи как таковой никогда не действует исходя лишь из естественной необходимости и выгоды, но в первую очередь он исходит из чувства долга, а главное – из императива наполнения жизни новым ценностным содержанием.

Следует различать империи подлинные и неподлинные, хотя такой имперский тип человека может встречаться и там, и там. Подлинными империями были Новый Рим (который на Западе оскорбительно прозвали «Византией» по названию деревни, которая была на месте Константинополя) и Третий Рим – Москва. Россия, несмотря на все катастрофы ХХ века, и сейчас несет свое высшее имперское служение защиты Православия и христианства вообще, когда оно уже в открытую уничтожается на Западе. На самом Западе некоторым подобием подлинной империи была сначала православная империя Карла Великого, а затем наследовавшая её Священная Римская Империя германской нации. Они тоже создавались для высшей цели – защиты и распространения христианства. В мусульманском мире как священная понималась Османская Империя — как защитница всех мусульман (именно поэтому она и была уничтожена Западом). Неподлинными, подложными были все «империи» Запада, в первую очередь Британская – поскольку они все создавались как коммерческие предприятия по эксплуатации колоний и никакого сакрального смысла не имели, а как раз наоборот.

Основой возрождения России, которое сейчас происходит, несмотря на яростное и враждебное сопротивление Запада, является развитие в России непотребительского общества с суверенными ценностями. Единая прочная общность российской нации, которая включает в себя множество этносов, основана на понимании двух фактов:

1) только в рамках России как большого и самодостаточного государства могут быть обеспечены условия достойного развития в разных сферах жизни – в противном случае народы, живущие на этой территории, были бы обречены на падение в нищету и стагнацию «третьего мира» без всяких перспектив;

2) только в рамках России как особого цивилизационного пространства живущие здесь граждане остаются хотя бы относительно защищенными от таких деградационных воздействий извне, как целенаправленное разрушение Западом традиционной морали и традиционной семьи, которое очень быстро приводит к вырождению человека до уровня «биосоциального робота» – этого идеального «субъекта желаний» так называемой цивилизации потребления.

Без освоения новейших технологий Россия не выживет. Однако само по себе это освоение также не означает выживания России в качестве именно России. Если будет утрачен ценнейший тип человека, в течение многих веков формировавшийся суровой русской историей и Православием, то само существование России утратит всякий смысл. Она в таком случае может стать пусть и «развитой», но всего лишь одной из множества безликих американизированных стран «общества потребления». Однако высшей целью общества является не экономическое развитие, а создание более сложного и содержательного типа личности. В этом отношении Россия как раз остается мировым лидером и является намного более развитой страной, чем страны Запада и быстро вестернизирующиеся страны Востока.

Хотя в России также чрезвычайно распространился изначально западный, а теперь уже и общемировой тип обезличенного человека техногенной цивилизации – ego-центрического индивида с примитивными стандартизированными потребностями и примитивным инфантильным «либеральным» мировоззрением, смысловое «ядро» русской культуры еще продолжает формировать и традиционный тип русского человека (homo russicus), чудом выживший в советскую эпоху и в настоящее время способный эффективно противостоять перманентной экспансии Запада. И пока еще продолжает существовать, воспроизводиться и возрождаться этот ценнейший человеческий тип, западная граница русской цивилизации непреодолима и остается главным препятствием на пути мiровой апостасии.

 

 

Поделиться ссылкой: