Автор: Александр Гончаров
Памфлет Максима Горького «С кем вы, «мастера культуры»?» был впервые опубликован параллельно в главных советских газетах «Правда» и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» в 1932 г. Чуть позже его переиздали в виде отдельной брошюры. Отсюда видно, какую важнейшую роль коммунистическая пропаганда придавала опусу «пролетарского буревестника».
Очевидно, Горький написал его по заданию правящей в Советском Союзе партии в ответ на послание к нему неких американских корреспондентов. Памфлет явился основанием для полной индульгенции писателю от советской власти. Он выходит в марте 1932 г., а в октябре А. М. Пешков (Горький) окончательно переезжает в страну Советов и ему преподносится орден Ленина в ознаменование 40-летия творческих трудов.
Надо сказать, что понять желчь строк Горького в «…Мастерах культуры» без знания биографии достаточно сложно. Писатель проживал в Италии, далеко не бедствовал, но ему не хватало той атмосферы поклонения, в которой он купался еще в дореволюционной России, получая великолепные гонорары.
Максим Горький в начале 30-х гг. прошлого столетия ожидал вручения Нобелевской премии по литературе, но так и не дождался. А в 1933 году ее получил русский писатель и поэт Иван Бунин.
В СССР же серьезно процвел культ «революционного писателя», несмотря на его прошлые жесточайшие выпады против Ленина и большевиков. Горький до 1932 года несколько раз приезжал в Советский Союз. Ему даровали в 1931 году для проживания в столице бывший особняк Степана Рябушинского, старообрядца, предпринимателя, коллекционера и мецената, тихо подкармливавшего пламенных революционеров до 1917 года, а потом уехавшего подальше от «радостей» революции за границу.
А еще в честь Горького поименовали МХАТ и Литературный институт. Однако наивысшим пируэтом в канкане вокруг Алексея Максимовича Пешкова стало присвоение его литературного псевдонима древнему русскому городу Нижнему Новгороду – родине писателя.
Товарищ Сталин товарища Горького решил приветить не случайно. Последний должен был стать, да и стал в конце концов, лицом советского агитпропа, обращенным на запад.
После завершения Великой войны (1914-1918) политический спектр Европы значительно сместился в «левую» сторону. Итоги этого сдвига мы наблюдаем сейчас, в XXI веке, когда «левачеством» охвачен практически весь «цивилизованный мир». Настоящие «правые» партии, ратующие за веру и монархию, находятся ныне в маргинальной резервации.
«С кем вы, «мастера культуры»?» Горький писал ради убеждения в правоте советской власти «левацкой» интеллигенции. Впрочем, иной в природе и существовать не может.
Критика буржуазного строя Горьким должна быть признана вполне объективной, за исключением маленького «но…». Обвинения капитализму, брошенные «буревестником» достаточно свободно применимы и к советскому социализму.
Например, Горький пишет: «Наука для класса буржуазии существует настолько, насколько она способна служить целям его обогащения, регулировать деятельность его желудочно-кишечной сферы и поднимать его половую энергию развратника».
Но одновременно в СССР наука затачивается под обслуживание элиты. Ведутся разработки в сфере поисков бессмертия. Скажем, хорошо известный Алексею Максимовичу Александр Богданов открыл при содействии власти первый в мире Институт переливания крови, целью которого являлось нахождение «вечной» жизни и экспериментальное освоение процедуры «омолаживания». В 1928 г. Богданов скончался при проведении неудачного опыта по переливанию крови.
Во второй половине 20-х гг. XX в. советский профессор Илья Иванов пытался скрещивать обезьяну и человека. Идея получила поддержку на самом верху Совнаркома. Иванов хотел доказать правоту Дарвина, тем самым подкрепив марксистско-ленинскую идеологию, но преследовал и чисто утилитарную цель – выведение неутомимых работников и солдат – обезьянолюдей, которые находятся в полном подчинении у дрессировщика (наставника, гуру и т. п.). Советский властвующий класс жаждал «быть как боги».
На каждый едкий пассаж из памфлета Горького находятся факты из советской реальности, показывающие, что соломинку в глазе буржуазии он видит, а бревнище в очах своих хозяев в упор не замечает.
Горький спокойно сообщает: «В Союзе Советов хозяйствуют и законодательствуют рабочие и та часть крестьянства, которая доросла до сознания необходимости уничтожения частной собственности на землю, социализации и машинизации труда на полях, доросла до сознания необходимости психологически переродиться в таких же работников, какими являются работники фабрик и заводов, то есть быть подлинными и единственными хозяевами страны. Количество крестьян-коллективистов и коммунистов непрерывно растет. Оно будет расти все быстрее, по мере того, как новое поколение будет изживать наследие крепостного права и суеверия векового рабского быта».
Хорошо ему бы поверить, но заглянем в архивы. Вот как жили «единственные хозяева страны» в 1932 году на Кубани: «Нанесение оперативного удара по к/p элементу, саботирующему хлебозаготовки, при отсутствии соответствующей массово-разъяснительной работы вокруг проводимых мероприятий вызвало среди части сельского населения подавленное настроение, панику, разговоры о боязни остаться без хлеба и возрастающие тенденции к выезду из края. Из ст. Бейсугской Кореновского района в течение ноября выбыло (убежало) 321 единоличное хозяйство. Каждую ночь убегает несколько единоличников с семьями. Из переселенческой коммуны им. Фрунзе Славянского района из 550 переселившихся в 1931 г. из Ставрополя хозяйств около 200 хозяйств разновременно возвратились на родину…
Под влиянием активизирующейся агитации кулацкого и а/с элемента среди единоличников Армавирского и Тимошевского районов отмечаем наличие повстанческих настроений, охватывающих и некоторую часть наименее устойчивых красных партизан. «Я завоевал власть, получил два ранения, а теперь готов брать оружие и идти против власти, потому что она окончательно нас ободрала» (кр[асный] партизан Бойко, ст. Упорная Армавирского района)» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 514. Л. 311—313. Подлинник).
А так восхищались советским бытием в Нижне-Волжском крае (1930): «Вольский округ. В с. Полчаниновка Лопатинск[ого] района уполномоченный] Вольского окркоопхлеба, член ВЛКСМ, за неполную уплату паевого накопления членами вновь организованного колхоза им. Ворошилова арестовал до 35 чел. бедняков и середняков, посадил их в холодный амбар, продержал двое суток под замком. Передача им теплой одежды не разрешалась, и к амбарам на расстояние 20 сажен никого не допускали. Некоторые из арестованных кричали: «Убейте нас, расстреляйте, нам легче будет, нежели вы нас заморозите живыми!» От холода двое арестованных (одна женщина) заболели и были отправлены в медбольницу с. Лопатина. В результате запуганное этими мероприятиями население по ночам стало выезжать в соседние села, продавать амбары и вносить паи, а не успевшие этого сделать приходили в сельсовет, предлагая добровольно сдавать все имущество государству.
Сталинградский округ. В с. Громославка Калачевского района после постановления о сплошной коллективизации уполномоченные пошли по селу для учета скота. Один из уполномоченных, зайдя к бедняку и не ознакомив последнего о цели прихода, приступил к описи его хозяйства. На протест бедняка уполномоченный кричал: «Если ты не вступишь в колхоз, то мы с вами расправимся, выгоним из слободы, а имущество все заберем в колхоз!» Присутствующие при этом бедняки и середняки говорили: «Нас приравнивают к кулаку, грозят отбором имущества и высылкой в Соловки». Аналогичные факты имели место и в других районах округа…
Балашовский округ. В с. Сосновка Бековского района в сельсовет пришла группа женщин в 13 чел., сагитированная кулаками, и подала письменное заявление о выходе из колхоза, заявив председателю сельсовета: «Умрем, а в колхоз не пойдем»» (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 117–102. Подлинник, экз. № 11.).
Ну и рабочие в 1931 году тоже, как и крестьяне, чувствовали себя хозяева страны: «Фабрика «Красный Профинтерн» (Вычугский район). 8 марта в ново-ткацком отделе отказались приступить к работе 350 рабочих второй смены. Причиной являлось изменение порядка работы смен. Указанной второй смене, заступившей на работу 8 марта с 9 часов вечера, пришлось снова выйти 9 марта в час дня. Недовольством было также охвачено свыше 300 рабочих первой и третьей смен. Новое построение сменной работы было введено административным путем без увязки между отделами. Вопрос также не был разъяснен рабочим. Группа работниц (в том числе несколько антисоветски настроенных) останавливала работниц, направлявшихся в отдел, призывая: «Довольно помучили нас коммунисты, поиздевались над нашей сестрой, продовольствия не дают, денег тоже, а работой задушили. Давайте стоять здесь до тех пор, пока не разъяснят причин такой неразберихи» («Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922 – 1934 гг.). Т. 9. М. – 2013. Стр. 331-336.).
Приведенные примеры не являются единичными, они идут лавиной по всему СССР. Неужели Горький об этом не ведал?..
Если отбросить всю неокоммунистическую возбужденность и посмотреть на опус Горького трезвым историческим взором, то получается, что товарищ Пешков продавал зарубежным «левакам» свой памфлет как киндер-сюрприз.
Современный словенский философ, фрейдомарксист, любитель Карла Маркса, Владимира Ленина и Лакана так охарактеризовал киндер-сюрпиз: «Ребенок, получивший такое яйцо, зачастую нетерпеливо разворачивает его, но не ради шоколада, а ради спрятанной внутри игрушки. Эта материальная пустота прикрывает брешь, благодаря которой ни один товар не становится «тем самым товаром», не оправдывает наших ожиданий. Другими словами, маленькая пластмассовая игрушка не просто отличается от шоколада (собственно, то, что мы покупаем).
Будучи материально отличной, она заполняет пустоту внутри шоколадной скорлупы, то есть тоже является шоколадом… К тому же пластмассовая игрушка – это результат рискованной попытки прямо материализовать, сделать видимым этот мистический довесок: «Съев наш шоколад, вы не только съедите шоколад, но и получите (абсолютно ненужную) пластмассовую игрушку»…
Фактически нас заставляют покупать совсем не то, что мы покупаем. И в этом сходство «киндер-сюрпризов» с великим множеством других товаров, которые предлагают нам некий Х, не содержащий данный Х, лишённый своего сущностного содержания: кофе без кофеина, сахар без сахара, пиво без алкоголя и т. д. В любом случае мы получаем обёртку, не получая содержимого».
Американские адресанты Горького надеялись получить от него объективную картину советской жизни и объективную же критику капитализма. А на самом деле обрели опус из агитпропа, который продает им лживое мировоззрение.
Но, говоря о Горьком, нельзя забыть и самого «левака» Жижека. Ведь он тоже является продавцом информационных киндер-сюрпризов.
В одном из последних интервью Славой Жижек, ругающий Россию за СВО на Украине, выдал «на-гора»: «Надо дать Украине ядерное оружие. Я говорю это как левый. Мы должны читать, какие ужасы они рассказывают. Российские СМИ, они полностью вернулись к религиозному фундаментализму. Они изображают войну на Украине как войну христианской цивилизации против демонического сатанизма. Я имею в виду, что они не лучше, чем арабы. Сегодня они в худшем смысле слова фанатичные религиозные фундаменталисты. Их нужно остановить».
Жижек продает потребителю информации совершенно абсурдный текст о российском фундаментализме. И предлагает организовать взаимное уничтожение РФ и Украины ради спасения «западных ценностей». Но Россия на Европу и не покушается, а лишь отстаивает самою себя. Но словенский марксист реальную ситуацию превращает в миф, а мифом же и пугает обывателя.
Похоже, что продавать информационные киндер-сюрпризы – это типичная особенность «леваков» всех времен и всех народов. Недаром в сказке говорится, что попьешь водички из отпечатка левого копытца, то козленочком станешь.
И «добрые» дяденьки – покровители Горьких-Жижеков потянут тебя на скотобойню. И вопросов здесь про выбор «мастеров культуры» задавать не надо. Не скажут…