Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)
— 1073 г. Князь Святослав Ярославович взошел на Киевский престол
Начало княжения в Киеве Святослава Ярославича. Правил до 1076 г.
— 1820 г. Указ Сената о высылке из России иезуитов с конфискацией имущества
Император Александр I принял решение о полном изгнании ордена иезуитов из всей России: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданнической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».
В начале ХIХ века иезуитские миссии, которых в России приютили как беженцев от антихристианской Французской революции и папского произвола, действовали в Астрахани, Одессе, Сибири. Участились обращения в католицизм, против чего протестовало православное духовенство. В 1815 г. был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы, а в 1820 г. и из России
— 1840 г. † Рядовой Архип Осипов
Во время Кавказкой войны, рядовой Архип Осипов служил в Михайловском укреплении под командованием штабс-капитана Лико. Во время нападения горцев на Михайловское укрепление он по приказу командира и благословению иеромонаха Маркела взорвал пороховой погреб, чтобы не сдаться в плен. При взрыве погибло около 2000 горцев, а остальные в страхе разбежались оставив погибших в укреплении и с того времени назвали это место проклятым.
Архип Осипов удостоился чести указом Императора Николая I стать первым из русских воинов, чье имя было навечно зачислено в списки 1-ой роты 77-го Тенгинского пехотного полка. И с тех пор при перекличке его всегда выкликали первым, а второй говорил: «Погиб во славу Русского оружия в Михайловском укреплении». В память героя назван поселок Архипо- Осиповка.
— 1905 г. Решение Синода о восстановлении патриаршества
Синод единогласно высказался за восстановление патриаршества и за созыв в Москве Всероссийского церковного собора для выбора патриарха. Однако поспешность этого решения встретила возражения со стороны видных богословов, и, вследствие возникших разногласий, Государь Император Николай II 31 марта начертал на докладе Синода следующую резолюцию: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее спокойствия и обдуманности, каково созвание Поместного собора. Представляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему делу движение и созвать собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».
Но уже в конце того же года, 27 декабря, он обратился с рескриптом на имя Митрополита Антония С-Петербургского, в котором писал: «Ныне я признаю вполне благовременным произвести некоторые преобразования в строе нашей отечественной Церкви… Предлагаю Вам определить время созвания этого собора».
На основании этого рескрипта было образовано Предсоборное Совещание для подготовки созыва собора, но вспыхнувшая Мировая война помешала созыву собора в царствование Императора Николая II. Вместо спокойной обстановки, которую Государь считал необходимой для проведения столь важных реформ, он был созван в самых неблагоприятных условиях, после свержения исторического государственного строя России, и наиболее важные решения были приняты под грохот пушек в дни начавшейся гражданской войны.
— 1915 г. Пасха. Светлое Христово Воскресение
В праздничные дни Пасхи Царь Николай II похристосовался с подданными. В 1915 г. пасхальную службу служили в Федоровском соборе Царского Села, во время крестного хода собор осветили бенгальскими огнями. Утром 22 марта началось христосование в Александровском дворце Царского Села со всеми придворными, оно продолжалось полтора часа. На следующий день, 23 марта, Император Николай II христосовался в Большом дворце Царского Села со свитой, начальством округа и нижними чинами запасных батальонов шефских частей. Между ними было много раненых и поправившихся от ран. 24 марта у Царя состоялось последнее христосование со старообрядцами и волостными старшинами.
— 1926 г. В Париже открылся Зарубежный Съезд русской эмиграции
Собрать Съезд была идея Всезарубежного Земского Собора. От церковных приходов, землячеств, военных и политических организаций было выбрано 450 делегатов из 26 стран. Эти выборы показали, что, несмотря на засилье масонов и либералов в политике, общая масса русской эмиграции — монархическая, православная, ощущающая себя частью русского народа и считающая своей обязанностью помогать в его сопротивлении «жидобольшевицкому игу»: «Мировая коммунистическая партия… является в отношении России внешней силой, а не русским национальным (хотя бы и скверным, жестоким, варварским) правительством… Интересы России противоположны интересам Интернационала, поработившего ее. Отношение к советской власти как к плохому, но русскому правительству, означает непонимание ее существа… Сколько бы других народов ни признало коммунистическую партию, властвующую над Россией, ее законным правительством, русский народ ее таковым не признает и не прекратит своей борьбы против нее». Тем самым, после исчезновения самого слова Россия с карты мира, Всезарубежный съезд явил миру существование России Зарубежной как русского духовного организма без территории, но выражающего интересы и правосознание исторической России.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович