Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)
— 1613 г. Въезд царя Михаила Федоровича с матерью в Ярославль
Въезд царя Михаила Федоровича с матерью в Ярославль по пути в Москву происходил при огромном стечении народа. Царь был встречен крестным ходом, хлебом — солью и богатыми дарами. По словам летописца, горожане плакали от радости. Гости поселились в Спасском монастыре, в кельях архимандрита, в которых позднее пребывали ярославские архиереи. 23 марта Михаил отсюда послал первую царскую грамоту — Земскому совету в Москву. В ней он извещал о своём согласии на престол. Вскоре наступило весеннее половодье, и царь остался в Ярославле до просухи. В течение всего своего пребывания здесь он имел почти ежедневную переписку с Москвой по важным государственным делам.
— 1836 г. Решение о постройке первой железной дороги
Императором Николаем I принято решение о постройке первой в России пассажирской железной дороги — от Санкт-Петербурга до Павловска через Царское Село — Царскосельской железной дороги.
— 1899 г. Открытие Владивостокской духовной консистории
После Божественной Литургии совершенной Преосвященнейшим Евсевием, епископом Владивостокским и Камчатским в кафедральном соборе и крестного хода из Собора во временное помещение Консистории в квартире кафедрального протоиерея, был совершен благодарственный молебен.
На открытии Консистории присутствовали различные светские люди высокого положения в обществе, например, и.о. губернатора Приморской области, действительный статский советник П.П.Павленко, комендант Владивостокской крепости, председатель и прокурор Владивостокского окружного суда, директор Владивостокской гимназии, управляющий Владивостокским отделением государственного банка, Владивостокский полицмейстер, городской голова представителей г. Владивостока. Кроме того, на открытии присутствовал весь состав служащих Владивостокской Духовной Консистории. Таким образом, открытие Духовной Консистории во Владивостоке явилось значимым событием в городе.
— 1911 г. Подведены итоги переписи населения
В России за десять лет население страны увеличилось на 21.6% и составило 160,7 миллиона жителей, по сравнению с 1901 г. — 132,1 миллиона жителей. В Великобритании население увеличилось на 9,1 % и составило 45 216 665 жителей. Во Франции население за тот же период выросло на 1.5% с 39 миллионов возросло лишь на 600 000. В Германии на 15%, (с 56,4 до 64,9 миллиона) и в США на 21%, (с 76 до 92 миллионов за счет роста числа иммигрантов).
— 1917 г. Встреча Керенского с арестованным царем Николаем II
21 марта 1917 г. А.Керенский, новый министр юстиции, встретился в Царском Селе с арестованным Николаем Александровичем.
Позднее Керенский заметил о своём собеседнике: «Обезоруживающе обаятельный человек!» После второго свидания с Государем Керенский признался: «А ведь Николай II далеко не глуп вопреки тому, что мы о нём думали». Под словом «мы» он, очевидно, подразумевал революционеров и членов думской оппозиции, которые уже создали для себя определённый «портрет» Государя.
«Керенский был очарован приветливостью, естественно излучающейся Николаем II, и несколько раз спохватывался, что называл его: «Государь…»
— 1949 г. † Схимник Серафим Вырицкий
Серафим Вырицкий (в постриге Варнава, в миру Василий Николаевич Муравьёв), иеросхимонах Русской православной церкви, старец и прозорливец.
Родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Был крещён с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, и мальчик уехал в Петербург на заработки. Приехав в 1876 году в Санкт-Петербург, сделался рассыльным в одной из лавок Гостиного двора. С детства Василий мечтал уйти в монастырь, но в 14-летнем возрасте получает от прозорливого старца Александро-Невской лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.
Приняв слова лаврского старца как Божие благословение, будущий старец всю последующую жизнь прожил именно так, как определил ему Господь. Позже обрел духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова).
В 1892 году Василий открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.
В 1906 году приобрел дом-дачу в поселке Тярлево, между Царским Селом и Павловском.
13 сентября 1920 года подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич). 29 октября 1920 г. был пострижен в монахи с именем Варнава. 11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В конце 1926 года отец Варнава принимает схиму под именем Серафима (в честь Серафима Саровского) и становится духовником Александро-Невской Лавры.
В 1920-е годы слава о нем как о великом старце распространяется по всей России. В конце 1927 г. к старцу Серафиму за советом и молитвой пришел архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией. Он находился в смятении, т. к. опасался очередного ареста и гонений. «Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?» — вопросил архиерей. «Владыко! А на кого же Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам же ее пасти! — последовал ответ старца. — Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все с Божией помощью управится. Оставайтесь, прошу Вас…».
Также лаврский схимник предсказал владыке, что тот будет патриархом всея Руси и будет править 25 лет. Он сказал, что «после Святейшего Патриарха Тихона у нас долго не будет Патриарха, а митрополит Сергий Патриархом не будет и года», что «будет страшная, всемирная война, она приведет русский народ к Богу. И у нас эти же правители будут открывать храмы, хотя сейчас закрывают».
Вырицкий подвижник предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Предположительно весной 1930 года по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у настоятеля Троице-Измайловского собора Леонида Богоявленского. Там он провел около двух лет. В 1933 году переехал в поселок Вырица, где прожил до кончины.
Подражая своему небесному учителю, прп. Серафиму, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду, стоя на камне перед иконой Саровского чудотворца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г. На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. С горячими слезами подвижник умолял Господа о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира.
О России старец говорил: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел, говорите всем, чтобы никто не отступал от Православия».
В августе 2000 года канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских. Мощи его покоятся в церкви Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица.
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович