— 474 г. † Император Лев Великий (457 -474 гг.)
Первый Император, который поднял обряд коронации христианского Императора на уровень таинства. Был правителем строго православных взглядов и вел подлинно благочестивую жизнь.
— 1604 г. В Москву прибыло посольство во главе с князем Тояном
Летом 1603 г. в Москву к царю Борису Годунову отправилось посольство князя татарского племени эушта Тояна. 20 января 1604 г. он прибыл в столицу и подал царю челобитную с просьбой о приёме его племени под власть Московского государства и возведении в его эуштинской земле русского города. Борис Годунов принял племя Тояна под покровительство Москвы, эуштинцы были освобождены от ясака, в отличие от соседних народов.
В Грамоте царя Бориса Годунова сургутскому воеводе от 20 января 1604 г. указывалось: «… Бил нам челом Томские земли князёк Тоян что б нашему царьскому величеству его Тояна пожаловати велети ему быти под нашею царскою высокою рукою и велели бы в вотчине его в Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей устроити мочно а ясачных де у него людей триста человек. И как де город поставят и те де все ясачные люди придут к нашему царьскому величеству и ясак учнут платити. А которые де будут около того города наши непослушники и он Тоян учнёт про них сказывати и приводить их под нашу царьскую высокою руку… а ясаку с него и с его ясачных людей до нашего указу имати не велели. А как оже даст бог на весну велели есмя в Томской волости у него у Тояна поставити город и служивых …».
25 марта 1604 г. Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать крепость на берегу реки Томи, в татарской земле, завести вокруг него государеву пашню и привести в подданство российскому царю окрестные народы.
27 сентября 1604 г. на южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом Томи, в 60 км от ее впадения в Обь и недалеко от устья таежной речки Ушайки был основан Томский острог.
— 1705 г. Торговый флаг
Реформируя страну на европейский манер, Царь Петр Великий за образец для торгового судового флага – в ту пору выполнявшего функции государственного – взял белый, синий и красный цвета флага голландского флота, на котором Царь учился искусству мореплавания.
Указом 20 января 1705 года Царь Петр I повелел: «На торговых всяких судах <…> быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом» и утвердил эти цвета, но только для коммерческих судов; боевые корабли получили Андреевский флаг, а сухопутные войска по-прежнему сражались под знаменами самого разного цвета.
Коммерческий триколор в основном украшал барки и струги, плававшие по русским рекам, ибо большого торгового флота на морях Россия не имела.
Русский трехцветный флаг стал основой для национальных флагов других славянских народов, которые видели и видят в России свою единственную защитницу. Начиная с Бухарестского мира 1812 года, когда Турция признала автономию Сербии и ситуация требовала срочно поднять сербский государственный флаг (у сербов, как и у русских, долгое время не было единообразного знамени), сербские представители вышли из положения следующим образом — они перевернули русский трехцветный флаг, который передали им русские представители, и поставили рядом с российским и турецким национальными знаменами. До сегодняшнего дня национальный, церковный флаг Сербии имеет вид перевернутого русского флага.
— 1714 г. Указ царя Петра I
Царь Петр I издает указ, согласно которому дворянину, не постигшему основ знаний, необходимых для службы, запрещается жениться.
— 1742 г. Императрица Елизавета Петровна стала крестной матерью
Императрица Елизавета Петровна стала крестной матерью «трех персиян и двух турок при крещении их в Царском Селе».
Сообщения о переходе в православие конкретных лиц из протестантов и католиков Императрица приказывала рассылать для известия по всему государству.
Елизавета Петровна строго следила за порядком богослужения и правильностью церковной обстановки.
— 1825 г. Образована Канцелярия министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий
На основании «Общего учреждения министерств» для ведения секретной и личной переписки министра народного просвещения, исполнения его поручений и переписки по наиболее важным и срочным вопросам, требовавшим распоряжения министра, а также переписки на иностранных языках была образована Канцелярия министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий.
Канцелярия осуществляла рассмотрение поступающих с мест меморий о текущих делах, подготовку их для рассмотрения министром, ведение дел по просьбам о посвящении и поднесении сочинений и переводов императору и членам императорской фамилии, собирание сведений для Адрес-календаря и кавалерских списков, извещение прибывающих в столице кавалеров различных орденов о собраниях орденских дум. Помимо этого, вела секретные дела, не требующие по существу особенных соображений Департамента народного просвещения (ДНП), внутреннюю и заграничную переписку министра на немецком и французском языках, составляла журналы Главного правления училищ, и журналы заседаний Главного управления цензуры, а также ежегодные общие ведомости о действиях цензуры.
В состав Канцелярии входили: директор, три столоначальника и три их помощника, с необходимым числом канцелярских чиновников.
— 1864 г. † Старец Федор Кузьмич
В возрасте около 87 лет старец Федор Кузьмич скончался в своей келье на лесной заимке в нескольких верстах от Томска и был похоронен на кладбище Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря.
В 50-е — начале 60-х гг. молва стала все чаще отождествлять его с покойным Императором; рассказывали, что находились люди, близко знавшие Александра I, которые прямо признавали его в облике старца Федора Кузьмича.
Его могила стала средоточием большого общественного притяжения и паломничества, бывали здесь и представители династии Романовых. В свое время, являясь наследником престола, ее посетил и Император Николай II во время своей поездки по Сибири.
— 1918 г. Декрет СНК об отделении церкви от государства
В нем подчеркивалось: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют… Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».
Автор: Чернозатонский Игорь Александрович