Автор: Александр Гончаров
Памяти А. И. Дубровина
Александр Иванович Дубровин (1855-1921) – военный лекарь, замечательный детский врач, выдающийся политик и создатель самой массовой монархической организации «Союз Русского Народа» (СРН) в Российской Империи ныне основательно забыт. Больше вспоминают его политических противников, их имена на слуху, им посвящают монографии и научно-популярные книги, ставят памятники, изучают биографические данные и эпистолярное наследие.
А вот о Дубровине даже не известны ни точная дата рождения, ни дата ухода ко Господу нашему Иисусу Христу. В архивах находятся два смертных приговора, вынесенных ему советскими карательными органами. Последний – от 14 апреля 1921 г. позволяет предположить, что больного и немощного А. И. Дубровина казнили, скорее всего, 15 апреля того же года. О погребении или уничтожении тела лидера СРН до сих пор никаких сведений найти не удалось…
Почему же так произошло?
Обыкновенно такое положение дел объясняется записным антисемитизмом (юдофобией) Дубровина. Но, положа руку на сердце, с этим никак нельзя согласиться. В Российской Империи имелся легион людей, причем не принадлежащих и к правому монархическому лагерю, высказывавшихся гораздо жестче, чем Александр Иванович. К тому же, называй его антисемитом или не называй, но против факта работы Дубровина врачом в Еврейском приюте для бедных детей пройти невозможно. Не страдал он «зоологическим расизмом». Не страдал, − и всё тут.
Все-таки причину настоящего изгнания Дубровина из Русской истории надо искать в другом. Попробуем разобраться почему.
СРН входил в «черносотенное движение» и был самой крупной его структурой. На пике своего развития он насчитывал в своих рядах около 400 тысяч человек, пользовался огромной популярностью в Малороссии. Всего на долю «Союза Русского Народа» приходилось более 80 процентов местных отделений из всей «Черной сотни», к которой причисляли в разные годы такие серьезные организации, как «Русское собрание», «Союз Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», «Двуглавый орел», «Союз борьбы с крамолой», «Царско-Народное Мусульманское Общество», «Отечественный Патриотический Союз» (в него принимали и евреев-монархистов) и др.
Инфернальная ненависть к Александру Дубровину, проявившаяся в клевете, облыжном судебном преследовании за несовершенное преступление, нескольких покушениях с применением оружия и наконец, отравлении ядом в 1909 году, имеет подоплеку, на мой взгляд достаточно простую, − он сумел создать подлинно народную монархическую организацию, с привлечением представителей всех сословий, в том числе и рабочих, и крестьян, на которых делали основную ставку революционеры всех мастей.
Никто иной, как господин Ульянов (Ленин) отмечал: «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это – темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий» (О черносотенстве, ПСС, Т.20).
СРН и «Черная сотня», наряду с армией, остановили революцию 1904-1907 гг. Там, где перед революционерами пасовали либеральные губернаторы и градоначальники, на улицы выходили члены СРН: купцы, дворяне, мещане, рабочие и крестьяне, и именно они не давали по-настоящему развернуться в боевые порядки революционные террористам, агитаторам и мошенникам. Причем монархисты решения принимали чисто демократически, без приказов высшего руководства СРН.
Успешность действий «Союза Русского Народа» и лично Дубровина его враги оценили по достоинству, что выразилось в стремлении любым путем свести на нет влияния народной монархической структуры в самом народе. Надо учесть, что Первая революция в России была лишь «пробой пера», да и, вообще, вряд ли стоит рассматривать её отдельно от событий 1917 года – это единый процесс, несколько притухший на десять лет, но при этом не останавливавшийся ни на минуту.
На руку революционерам начала играть и бюрократия, в среде которой «западничество» являлось привычной идеологией. Практически вся многотиражная пресса ополчилась на Дубровина, приписывая ему полный набор смертных грехов.
Под воздействием внешних сил «Союз Русского Народа» был дважды расколот, вчерашние соратники перешли в стан противников (не секрет, что на их поддержку выделялись изрядные денежные средства), а численность организации стремительно уменьшилась, − к 1914 году в ней осталось едвал ли более 40 тысяч человек.
Особую роль в падении СРН сыграло противостояние Александра Дубровина с Председателем Совета министров Петром Столыпиным.
Столыпин – личность в Русской истории выдающаяся. Он был без сомнения монархистом, опирался в реформах на помощь и планы Государя Николая Александровича, но в тоже время пытался всеми силами закрепить свое важное положение в иерархическом строе Российской Империи. Петр Аркадьевич надумал образовать политическую партию, сориентированную непосредственно на него, как на фактического лидера российского общества.
В 1908 году создается Всероссийский союз националистов (ВСН), причем в него вошла и часть членов «Черной сотни», в том числе и из СРН.
Отличить данную партию от «Союза Русского Народа» не столь сложно, следует всего-навсего обратится к лозунгам. СРН поддерживал знаменитую триаду С. С. Уварова – «Православие, Самодержавие, Народность», а ВСН («столыпинцы») – «Самодержавие, Православие, Единодержавие».
Здесь воочию видишь разницу в отношении к Российской Империи. Религиозная составляющая государства у ВСН отправляется на второй план, вперед выдвигается мирская Власть, в отличие от СРН.
Можно, пожалуй, утверждать, что отношение к Империи у Дубровина было завязано на христианском понимании Имперской Власти, как отражения Власти Небесной. В этом приближении Империя понимается в соответствии с принципами ранних христиан (молившихся даже и за языческих кесарей), как «Удерживающий» перед приходом антихриста. А у Столыпина и его сподвижников Империя – это самая высокая форма организации Земной Власти, а Власть Небесная – не основа, но легитимизация ее. И в этом кроется принципиальная разница! Возникает своеобразная полусекуляризация и десакрализация Самодержавия, опасность чего и Петр Аркадьевич Столыпин и главный идеолог ВСН Михаил Осипович Меньшиков (выдающийся русский публицист) просто проглядели, увлекшись актуальной политикой А ведь это было автоматическое снижение уровня монархического сознания. Впрочем, такой подход и привел в ВСН целый ряд деятелей, позднее, в Феврале 1917 года, отметившихся как враги Русского Царя, например, того же А. И. Гучкова…
Скандалы и инсинуации, развернутые вокруг Царской семьи и Григория Распутина, в сущности являлись следствием этой десакрализации. Российская элита начала XX столетия перешла от доминанты «каждый урядник есть тоже немножко Помазанник Божий» (по ироничному, но меткому замечанию великого философа К. Н. Леонтьева) к другой – «не каждый Государь – Помазанник Божий». Так и надвинулась духовная катастрофа, поднявшаяся из идеологического приоритета Земной Власти над Небесной, с последующим демонтажем Православной Российской Империи.
Дубровин был убежденным защитником сакральности Царской Власти. И оказался прав. И в данном, если угодно, казусе (термин использую намеренно!) стал неприятен для многих и многих. В сем и состоит главный стимул для историков (умеренных монархистов, либералов, социалистов и т. д.) − вычеркнуть лидера СРН из памяти последующих поколений…